Специалист

               

В 1980 году случилось то, что не должно было случиться никогда. Мы купили автомобиль. Новый, или новая, что вернее, так как любовь женского рода. Если я скажу, что это была одиннадцатая, ослепительная, цвета топлёного молока модель, то остальное вы домыслите. Как прикипают к новому автомобилю описывать не буду: сейчас это знает каждый. Три месяца я ездил барином по просторной Москве и уже стал забывать, где находятся станции метро, когда впервые ЭТО произошло.
На ходу. Скорость вдруг упала до 20 километров, из выхлопной трубы повалил чёрный дым и, сколько я не жал на газ, ничего не происходило. В панике кое-как дополз до стоянки, где я арендовал место на территории большого гаража. Там же работал мой механик, Геннадий Петрович, пожилой, опытный мастер, подрядившийся «курировать» мою ненаглядную. Не бесплатно, разумеется.

Дело было позднее. Я оставил машину на стоянке и на следующее утро (обо сне не могло быть и речи) примчался к нему с лицом человека, у которого первый раз в жизни сломалась его первая машина. Кажется я его рассмешил. Мы подошли к машинке и я открыл капот. Он глянул и попросил завести. Я завёл. Он попросил проехаться. Мы проехались и приехали обратно.

--Ну?—спросил он. Я тупо молчал: жигули работали исправно. Потом я стал клясться, что не вру, но но меня перебил:
--Окей, окей, будут проблемы—приезжай.
 
Проблемы возникли где-то через полчаса. Я развернулся и поехал обратно.в гараж.
Геннадий Петрович вытер руки и мы отправились на стоянку. Ещё не доходя до машины, я уже почувствовл, что она готовит мне подлянку. Смотреть под капот он не стал. Мы сели и поехали. Потом вернулись. Я молчал, чтобы не усугублять. Механик похлопал меня по плечу и пошёл себе.

Когда я успокоился—попытался проанализировать ситуацию. Похоже, чтобы снять проблему, надо остановиться, подождать и поехать снова. С этой светлой идеей я уехал из гаража.

Это случилось опять на следующий день. Чёрный дым, скорость падает и пр.
--А хрен тебе,--сказал я и остановил машину. Подождал. Потом, уняв сердцебиение, повернул ключ зажигания.
--Хрен тебе,--сказала одиннадцатая модель, и выдала по полной программе весь набор гадостей.

Бумаги не хватит описывать нашу с ней игру. Я оставлял её надолго и ненадолго, потом заводил и опять терпел поражение. Наконец я придумал, как её обмануть. Я стал ездить кругами вокруг гаража и ездил часами, пока она, потеряв бдительность, не дала сбой. Какое счастье! Я торжественно въехал на территорию гаража, оставляя сзади дымовую завесу и мат вахтёра. Подъехал к яме, где возился мой механик, и, не выключая двигатель, вышел из машины с сияющим лицом.
--Вот, пожалуйста.
--Ага!—сказал Геннадий Петрович. –Карбюратор. Заглушил мотор и открыл капот. Повозился минут пять. Выпрямился.
--Всего делов-то,--сказал,--поезжай!
Ну я поехал, конечно. Объехал гараж и вернулся обратно. А что оставалось делать.
--Выруби движок на хрен!—выскочил из дыма Геннадий Петрович.—Задохнёмся!
 
Похоже, он здорово обозлился. Я уменьшился в размере как мог. Он вытащил карбюратор и понёс его в мастерскую. Туда я войти побоялся—смотрел издали. Он расстелил чистую тряпочку и стал разбирать вазовский шедевр. Разобрал всё до винтика и задумался. Позвал ещё двух механиков и стали они чего-то обсуждать. Я мог понять только половину беседы—матерную. Чем там дело закончилось, не знаю, только через час Геннадий Петрович вышел, поставил карбюратор на место, закрыл капот и ушёл не попрощавшись. Обиделся человек. Но я так понял, что он его починил, просто больше не хотел его видеть. Я сел в машину и уехал. Понятно, что когда через два дня задымило, я уже к нему не поехал.

Оставалось обратиться в Автоцентр, каковых в Москве тогда было два или три, но, всё равно, их не хватало. Я ненавидел их все. Как любой автовладелец. В то время ещё не пользовались красивым словом «коррупция» а говорили просто: «блат». Блат имел серьёзное денежное выражение, мне недоступное. Поэтому такие как я, попадая в Автоцентр, становились бесплотными. Глаза механиков не видели нас в упор. Кроме того, автомобили таких «лохов» как я рассматривались ими как источник дефицитных запчастей.

Короче, приехал я туда. Очередь на мойку, очередь к мастеру—дело привычное. Когда, наконец, я въехал в бокс первичного осмотра и попытался объяснить, зачем я здесь, механик меня перебил:
--Не волнуйтесь, сейчас компьютер вам всё о вашей машине расскажет.
Компьютер рассказал, что машинка хорошая и работает безукоризненно.
--Я вас поздравляю,--сказал механик. –У вас всё в большом порядке. Практически новая машина.
--Спасибо,--сказал я.—Но мне бы хотелось…
--Извините, ничем не могу помочь…
--Но карбюратор!
--И карбюратор у вас в порядке. И, пожалуйста, не мешайте работать, видите какая очередь.

Ну что было делать? Хорошо у меня был опыт с Геннадием Петровичем. Теперь, во время очередного визита я стал кружить вокруг автоцентра в надежде поймать машинку на горячем. Но у мерзавки тоже был опыт и она применила совсем уже подлую тактику. Когда она, наконец, задымила и я рванул к приёмке, эта дрянь заработала нормально перед самыми воротами.

Жизнь моя покатилась под гору. Мозги  работали только в одном направлении: как заставить её задымить в приёмной. Я стал молиться. Говорят Б-г не даёт человеку непосильных задач. И вот! Молитвы мои были услышаны. Когда после очередного фиаско я выезжал из приёмного бокса моя драгоценная застреляла и задымила так, что ко мне подскочили сразу три механика.
--Ага!—сказали они точно как Геннадий Петрович,—Карбюратор!
Но я уже не хотел повторять весь цикл заново.
 --Послушайте,--сказал я, опуская пятёрку в нагрудный карманчик приёмщика. –Мне надо, чтобы карбюратор починили, а не разбирали и собирали.
--А может новый?—спрашивает.
--Он и есть новый, думаете, другой будет лучше?
 --Ну хорошо,--сказал он. –Я запишу вас к нашему консультанту по корбюратерам. Ждать два месяца: там очередь. Ещё одна пятёрка скользнула туда же.
--Ну хорошо,--сказал он,--тогда в пятницу в 4:00. Уфф!

В пятницу машинка задымила на полпути к Автоцентру, но я паровозом пропыхтел таки до его стоянки.
 
В четыре часа в комнату ожидания вошёл сильно пожилой человечек в помятом костюмчике, явно не механик, и как-то робко произнёс мою фамилию. Я вышел, озираясь в поисках механика.
--Это у вас карбюратор?—спросил человечек.
--Я! Я! То есть у меня,--крикнул я, возбудившись. –Я консультанта жду, мне назначено.
--Хорошо,-сказал он,--где ваша машина?
--Там на стоянке, я сейчас пригоню, сейчас же.
--Не надо,--сказал он. –Пойдёмте туда.
--А-а-а это вы консультант?—промямлил я.
--Я.—ответил человечек. –Илья Маркович. Рад познакомиться.
Я назвал себя и время как-то сдвинулось. И стало до семнадцатого года. Тепло и удобно. Он походил на моего старорежимного деда.

Мы пришли и я кинулся открывать капот.
--Не надо,--сказал он.—Давайте сядем в машину.
Сели. Я потянулся к зажиганию.
--Не надо,--сказал он.—Расскажите, какие у вас проблемы.
Я подавил комок в горле: нашёлся, наконец, человек, готовый меня выслушать. Господи, я так маме не жаловался как ему. Я рассказал всё всё всё. Все симптомы и проявления этой страшной кабюраторной болезни. Рассказал о наших сложных с ней (с машиной) отношениях, об утраченной любви, словом, всё. Консультант Илья Маркович не прервал меня ни разу.
--Ну что ж,--сказал он, поняв, что я закончил. –Мне кажется, я смогу вам помочь. Сейчас я возьму карбюратор с собой и приду через полчаса. Вы пока здесь посидите.
 
Он ушёл а я остался, размышляя о его старомодных манерах.
Илья Маркович вернулся даже раньше. Он поставил карбюратор на место и сказал:
--Ну вот, теперь, я думаю, он не будет вас больше беспокоить. Желаю удачи.
--Подождите, Илья Маркович,--всполошился я, боясь остаться наедине с моей сужёной. –Может мы прокатимся вместе недолго, проверим, как оно…
--Хорошо, только недолго: у меня клиент (взглянул на часы) через десять минут.
Я открыл водительскую дверь, приглашая его за руль.
--Нет, нет,--вы ведите сами, а я рядом посижу. У меня прав нет, да и водить я не умею и не люблю. И добавил, взглянув на мою отпавшую челюсть:--У меня и машины нет. Вообще, я в машинах мало что понимаю. Вот только карбюратор…
Мы поехали.

--Да вы не переживайте, --продолжил он, заметив моё изумлённое состояние. –Я думаю, проблем у вас с карбюратором больше не будет.
Вернулись на стоянку—всё было в порядке.
               
--Илья Маркович, я вам очень благодарен. Но может быть вы скажете, что там было не так.
--Да нет,--хороший карбюратор. Там, в одном месте, я поставил дополнительную прокладочку.
--Да, но как вы вычислили, что в этом проблема?
--Ну, видите ли, практика. Да и задачки я люблю. Я ведь, знаете, математиком был. А сейчас на пенсии. Ну и подрабатываю.
Мы распрощались.

 С тех пор я проездил на своёй машинке девять лет. За это время с ней случалось всякое. Но карбюратор работал безотказно. Всегда.
Благодаря Илье Марковичу. Математику. Узкому специалисту.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.