Костюмерша

— Все надоело! Шапочки, фартучки!.. — кричала актриса, срывая с себя детали костюма. — Волки! А волки как надоели! Они тебя жрут! Жрут! Жрут! Каждый спектакль жрут! Каждую репетицию жрут! Встречая на сцене, в коридоре, за пределами театра, — жрут! Эти великие гении не замечают никого и ничего вокруг себя! А Красных Шапочек, Дездемон и других всяких псевдогероинь пропускают через себя, как будто это нечто даже не материальное… призрак… пустое место… ничтожество… легкая… добыча! Как я их ненавижу! Как я все это презираю!
Раздался тихий стук в дверь гримерной. Актриса оторопела, прислушалась.
— Кто? Кто еще может быть в это злосчастное время в этом злосчастном театре? — раздраженно крикнула она.
Дверь приоткрылась и в щели показалась остренькая мордочка костюмерши.
— Старая крыса! — тихо и недовольно буркнула актриса и тут же, еле сдерживая бурю эмоций, спросила: — Что вы делаете здесь в такое позднее время?
— Я услышала шум, — залепетала старушка.
— Еще бы не услышать, если мы находимся через стенку! — возмутилась актриса и, постучав в перегородку кулаком, констатировала: — И при том — фанерную. От моего… возмущ... безмерной радости от своей жизни мертвый мог ожить. Я спрашиваю, что вы здесь делаете?
— Я слышу…
— Понятно, дальше.
— Что вам плохо…
— О-о! Мне не просто плохо, я сейчас взорвусь! Исчезни, а то пострадаешь!
— Я подумала, что вам надо помочь…
— Ты помощник режиссера, его любовница или инвестор, имеющий влияние на этого волка?!... Который жрет! Жрет! Жрет! Это чудовище уничтожает таланты! И никому нет дела до того, что происходит в нашем театре! Как платятся зарплаты! Куда исчезают деньги! Как гнобятся просто хорошие артисты! А ты вообще что здесь делаешь?
— Я услышала…
— Я это уже слышала…
— Помочь…
— Убрать этого волка? Ты старая… пожилая мышь, не тянешь на охотников, способных распороть жирное брюхо этому монстру!
— Я…
— Бабушка, иди в свою норку и дай мне спокойно выплеснуть мой гнев!
— Завтра…
— А завтра случится то, что окончательно убьет меня!
— Вы…
— Да что я? Я выхожу уже из возраста девочек-мальчиков, Красных шапочек и всякой подростковой чешуи. Я уже никогда не смогу быть Джульеттой… Мне остается только стать Отелло и удушить эту политическую… Дездемону… Раз и навсегда!
— Может, вам успокоиться и…
— Завтра кастинг на роль Джульетты… Лучше бы Дездемоны! Это мой последний шанс! Но у меня нет шансов! Никаких! Я сегодня отвергла притязания этого монструозного волка и попросту осталась за бортом прекрасного лайнера под названием «Театр».
— Я вам принесу чаю… — предложила костюмерша и исчезла.
Через минуту она стояла с кружкой, покрытой коричневыми разводами.
— Это травяной чай, он успокоит и излечит, — спокойно произнесла старушка.
Актриса выпила залпом, как пьют горячительный напиток, хотела что-то сказать, но обмякла и опустилась на кушетку.

Раздался тихий стук в дверь, актриса сонно прислушалась.
— Кто там?
— Это я, — и в приоткрытую дверь просунулась остренькая мордочка костюмерши.
— Что еще? — спросонья спросила актриса.
— Я хотела бы…
— Чего еще хочет моя добрая волшебница? — вопрос содержал злую иронию.
— Я вот… хочу попросить вас… помочь мне…
— Только не мямлите, оформите свою речь как-то почетче, — попросила актриса, но в голосе слышалось плохо скрываемое раздражение.
— Я сделала костюм…
— Вам его надо презентовать? — съехидничала актриса.
— Что-то в этом роде. Вы не могли бы одеть его и пройтись по сцене, а я оценю общий вид? Это очень важно.
— Только недолго, — согласилась актриса.
— Тогда пройдите ко мне, — попросила старушка, указывая на свой кабинет.
Актриса вошла в костюмерную. Она посещала эту комнату редко, так как играла в основном в старых спектаклях, костюмы которых были такими же древними, потрепанными и выцветшими, как и постановки. На кого они были рассчитаны, определить невозможно, потому что театр почти не посещали зрители, но спектакли с завидным постоянством заполняли репертуарную афишу.
Костюмерша залезла в какой-то ящик и достала сверток. Она начала осторожно разворачивать его, и вдруг легкая ткань соскользнула и заструилась, как потоки водопада, срывающиеся со скалы.
— Раздевайтесь, — мягко приказала старушка.
Актриса быстро сбросила одежду и тут же была облачена в некий непонятный наряд из легкой светлой ткани.
— Я замуж еще не собираюсь, — недовольно буркнула она.
— Мне нужно только посмотреть, все ли правильно сделано… — успокоила костюмерша.
Она осмотрела девушку и предложила сесть на стул.
— Мне надо убрать волосы, иначе я не смогу увидеть целое, — объяснила старушка свои дальнейшие действия.
Актриса закрыла глаза, чтобы отстраниться от происходящего. «Согласилась помочь — терпи», — сказала она себе и погрузилась в небытие. Очнулась, когда кто-то теребил ее по плечу.
— Проснись, проснись, — услышала она, — твой час пробил, иди на сцену.
Актриса в полусне промчалась по коридорам и оказалась на сцене.
В последнее время это сакральное для многих место вызывало у нее отвращение, но сейчас будто в волшебном танце она проплыла по дощатой площадке и оказалась на балкончике. В глубине противоположных кулис она увидела красивую девушку в белом наряде. Таинственная незнакомка будто сошла с полотна средневекового художника. Она была так хороша, тонка и прозрачна, что напоминала призрак самой прекрасной принцессы из самой лучшей сказки. Неизвестная стояла за какой-то оградой и посылала свет очарования тем, кто мог ее видеть.
— Ну говорите же что-нибудь!... Реплику, текст… — услышала актриса требовательный возглас.
«Бывают же красивые, — подумала она, глядя на девушку с противоположной стороны. — Я даже в театре таких не встречала… а в жизни подобных вообще не бывает».
— Не стойте, как вкопанная, делайте же что-нибудь, я должен вас видеть в действии… — звучало откуда-то издалека.
Вдруг рядом с незнакомкой оказался юноша с романтической внешностью, он взял зеркало, развернул его, и принцесса исчезла, но сам юноша остался на том же месте и смотрел на актрису.
«А вот и Ромео… Жаль, что не ко мне…»
Юноша в несколько прыжков преодолел пространство сцены. Когда он почти вскарабкался на балкон, она увидела огромные итальянские глаза и черные вьющиеся волосы.
— Ты кто? — спросила она.
— Работник сцены, — ответил тот.
— Какие чудеса сегодня происходят! — изумилась актриса.
— Слушай, ты так красивая… я давно тебя приметил… но боялся… давай сбежим отсюда…
— Какое чудесное предложение! Я не буду противиться и изображать Джульетту-недотрогу, я просто последую за тобой… И мне все равно куда… Может, ты мое счастье…
Ромео подтянулся, перескочил через перила балкона, и молодые люди исчезли.
— Верните этих актеров, они утверждены на роли! — кричал режиссер, беспомощно жестикулируя руками.
— Талант виден даже в бездействии, — произнес кто-то рядом.
Он повернулся и увидел старенькую костюмершу, сидящую на месте помощника режиссера.
— Вы знаете, кто это? — спросил растрепанный режиссер.
— Конечно. Очень талантливые актеры, — сказала цирцея и посмотрела на монстра подмостков как на жалкое насекомое.

18.07.2013


Рецензии