Руська

               Дождь не останавливался уже пятые сутки. По всем законам природы он должен был сделать это ещё два дня назад , но увы!..такого не произошло. Слякоть , затянувшая всю деревню от утугов и до последнего  дома , усиливаемая разъезжающими туда - сюда тракторами , телегами и автомобилями всех мастей и размеро в, а также такими же тоскливыми , как и дождливые дни грязными коровами блестела , будто масло , пытаясь намазаться на всё , что к ней прикоснётся. По дороге , перед неказистым , каким то перекосившимся домом , огромным по своим размерам и скорее похожим на сарай , пытался наладить свой велик Руська , четвёртый по счёту и самый умный из пятерых детей Кабанцевых - четы местных жителей , так похожих на большинство жителей деревни Заиграево , грязный до нельзя валялся в жиже и не хотел налаживаться. Руська , которому было на тот момент не больше шести лет , такой же чумазый , в одних трусах и майке , слившихся по цвету с грязью ,  безуспешно пытался наладить свою единственную  технику , доставшуюся ему от заезжавших в большом количестве в летнее время туристов и охотников. Поняв , что это ему не под силу , он пнул колесо и плюнув в лужу , пузырившуюся сотней маленьких полусфер , бросил в неё ключ пошёл к  дому.  Дом представлял унылое зрелище. По полу были расставлены старые гнутые тазы и кастрюли по причине того , что крыша походила на решето - она протекала сразу в нескольких местах. Увидев эту картину , мальчик пнул и пару тазов ,  из под которых также текла вода , похоже и под тазы не мешало бы что то подставить. На койке , стоящей у окна спали его брат и сестра  , с редкими для страны , но такими популярными ля деревни именами - Филлип и Виолетта , названными после просмотров иностранных сериалов , только что появившихся и с завидной регулярностью показываемых по телевизору. Марианна , а попросту Машка , самая старшая из детей , ушла в магазин за хлебом и ста граммами конфет , которые ей разрешила купить мать , худенькая мелкая женщина , больше похожая на ребёнка , чем на взрослого. Сама Татьяна и её муж  Сергей , никогда не выпускавшие из рук рюмку , забрав самого младшего из детей , Ваню , которому только исполнился годик , хоть ему повезло с именем , хотя бы оно соответствовало деревне, и утащились в другой дом , расположенный рядом , по улице через несколько участков , и там продолжили свою дружбу с зелёным змеем. Руська подошёл к печи и посмотрел за неё. Там было пусто , если не считать старого кота Василия - худого и вечно орущего , с обмороженными ушами и хвостом , а так же не имеющим когтей на передних лапах и передних зубов. В своё время Васька обморозился зимой , когда мороз зашкалил за пятьдесят и теперь зависел от людей , а они в свою очередь не могли позаботиться не только о своих детях , но и о себе. Увидев Руську , кот заорал и кинулся мальчику под ноги , пытаясь найти у него спасение если не от голода , так от холода.
             - Брысь , Васька! - Руся , а по свидетельству Руслан , не слышал орущего кота , он уже второй год как оглох , переболев после простуды , бегая в одной кофте босиком по снегу и теперь больше ощущал окружающий мир глазами. А глаза Руськи в его неполные семь лет видели и замечали многое: что дома нет дров и холодно , крыша течёт и нечего есть , братья и сёстры как и он голодают , а родители вечно пьяные болтаются по деревне , пытаясь выпить всю водку , отмеренную им в этой жизни. Но жизнь почему то щедро отмеряла и отмеряла им всё новые порции спиртного и маленькому Руське пришлось взять частично все заботы по дому на себя. Удостоверившись в том , что дрова испарились , а тепла как нет ,  так и не будет , пока он что нибудь не предпримет , он , порывшись в маленьком сарайчике около пустующего  загона , где некогда бродила какая -  никакая живность , периодически выдаваемая председателем  деревни многодетной семье , в виде тёлки или бычка , но быстро съедаемая семьёй Кабанцевых ,   он , среди древних тупых и ржавых тяпок и вил , а также погнутых ведер и леек нашёл ручную пилу и пошёл в утуг , к остаткам забора и начал отпиливать доски. Напилив  несколько кусков , он собрал их и положив поверх охапки пилу , вернулся в дом. Почти одновременно с ним в дом вернулась Марианна , девочка лет двенадцати , худющая и белобрысая , словно тень от ребёнка , и стала помогать Руське по дому. На кровати , укрывшись лоскутным одеялом , сшитым ещё бабушкой Татьяны , но тем не менее самой хорошо сохранившейся вещью в доме , перешёптывались Виолетта и Филлип. Они замёрзли и не хотели вылезать из под одеяла. Марианна была молчалива и послушна. Она никогда не перечила своим непутёвым родителям  , но уже в свои года имела свой взгляд на жизнь и старалась делать всё по своему. Татьяна поняла , что старшая дочь вполне может следить за остальными детьми и махнув на их  воспитание рукой предоставила этот процесс Марианне , частенько исчезая вместе с мужем на несколько дней из виду. Ваня кочевал по всей деревне , иногда оставаясь в родном доме.
                Какой -  никакой , но вскоре дом , натопленный заборными досками запах теплом и неким уютом . Девочка сварила жидкий суп , бросив в воду с картошкой пару яиц и свежую зелень крапивы. Огород  Кабанцевых не отличался от основного хозяйства - на маленьком клочке земли , некогда бывшим огородом , в остовах , издали напоминающих парники , буйствовала крапива и лебеда , а между ними заплел всё пространство земли , отведённой  под грядки , шикарный салатно - кудрявый мокрец , пышный -  пышный , напоминающий длинношёрстный ковёр. В нём гордо , по хозяйски выхаживали три курицы , оставшиеся от лучших времён , склёвывая что то в траве и громко кокая.
                Руська , похлебав суп и согревшись , вытер непонятно какого цвета полотенцем своё худенькое тельце и опять ринулся на улицу. На ней наконец то начало меняться что то: небо , затянутое серым плотным одеялом словно прохудилось , разорвавшись на множество кусков и теперь в разрывы показалась синь   -  яркая-яркая , ясная-ясная и в эти разрывы будто огромные , невиданной длины , кто то спустил лестницы - лучи , которые будто гигантский веер , перевёрнутый наоборот раскрылся и воткнылся своим краем в землю. Руська присвистнул от радости и нагнувшись , пошарил в луже. Вскоре он нашёл брошенный им ключ и продолжил ремонт. Когда велик был налажен , он сел на него поехал проверять свою работу. Жижа , чавкая разбрасывала вокруг мальчика грязь и он , довольный , всё ехал и ехал. Вернувшись он увидел у ворот соседей автомобиль  -  синенький москвич комби.
                -  Понаехали тут! - воскликнул он , однако быстро смекнул , что где городские , там и еда...и ещё что то необычное , чего он никогда ещё не видел. Руська закатил велик во двор и побежал в дом. Дома ничего не изменилось , кроме того , что Виолетта и Филлип уже не прятались под одеялом , а отогревшись ели , сидя за столом.
                - Хорош ждрать!  - крикнул он им запомнившуюся фразу отца и засмеялся , разглядывая костлявых брата и сестру. - Ешшо разжиреете...не пркормить вас , лучше убить! Виолетта с Филлипом тоже засмеялиь. - Там к Заиграевым приехала родня , айда! Дети подскочили и стали ругаться из за обуви. Мальчик и девочка были почти одинаковые по росту, хотя имели разницу в два года.
                -А , пофиг! - воскликнул Филя и уступив сестре , зная что она старше и если чо , то быстро въедет в ухо, подтянул старое трико , закатанное на тощем животе и первым  босиком рванул за дверь. За ним выбежали остальные.
                - Лезь , говорю! Руська пытался подсадить Фильку , но у того со  скользкой доски срывались босые ноги и он просто висел  , зацепившись за верх забора. - Давай, ну! Руська нервно покрикивал на брата. Наконец то он его подсадил и пристроился рядом. Глухота нисколько его не беспокоила , хорошо , что заболел он позже , чем начал говорить и теперь впитывал всё как губка глазами. Но много слов он всё таки не знал , особо над этим не задумываясь. - Смотри! - Руська показал пальцем на что то яркое , стоящее посреди соседского  двора .
                - Как ты думаешь , это чо? -спросил руська брата. Филя тоже не знал , а Ветка и совсем не догадывалась.
                - Это какая то игра - предположила Ветка , заглядывая через забор. Так ничего и не поняв , они спрыгнули с мокрых досок и поплелись к себе.
                Утро началось с солнца , рвущегося  во все щели дома и даже крыша , дырявая , напоминающая гигантское решето была проткнута им словно спицами - на полу заплясали множество зайчиков самого разного цвета. Дождь кончился и день обещал стать  по настоящему летним. Руська , которому приснилась чудо - игра , которую он видел у соседей во дворе , подскочил рано , как только ему начал щекотать  лицо солнечный лучик  и он , не позавтракав , выскользнул из дома. Роса или остатки дождя неприятно холодили босые ноги , а крапива никогда не переставала жалить. Но этого мальчик не замечал. Вновь забравшись на забор он с добрый час провисел на нём , пытаясь разглядеть соседский двор.  Но чудо - игрушки не было. Тяжело вздохнув и махнув рукой , он ушёл в дом. Время тянулось как резиновое: казалось обед никогда не наступит, ведь городские любили спать долго. Периодически Руська выбегал из дома и вновь залезал и  всматривался в соседский двор. Там была тишина. Наконец то городские проснулись и в их дворе пошёл шевелёж: умывание у умывальника , прибитого к деревянному столбу , одному из двух , с перекладиной для турника вверху ,  что вкопал  Петрович - дедушка городских пацанов , что приехали с загадочной игрушкой...вероятно их привезли на лето. Руська потихоньку подсматривал и был очень терпелив. Правда он помнил , что сегодня выходной и съездил через несколько дворов  к дому охотников и там , бросив у ворот этого дома свой велик , битый час открывал и закрывал ворота , запуская диковинные машины подъезжающих охотников во двор. За это открывание и закрывание он получил несколько мятых червонцев и горсть мелочи и обрадовавшись такому честно заработанному заработку , рванул на велике к деревенскому клубу , рядом с которым , под огромной кривой елью был единственный магазин , где было почти пусто и уныло на длинных выкрашенных в голубой цвет деревянных полках . Купив бутылку лимонада и пакетик конфет , он поехал домой. Вернувшись , Руська занял наблюдательную позицию вновь. Вскоре нарисовалась мать.
               - Ты чо там прилип как вошь к гребню - вполне трезвым голосом спросила она его. Татьяна уже успела занырнуть в дом и прихватить пакет с конфетами , правильно рассудив , что если дети смогли добыть конфеты , то они смогут сделать это ещё раз. Подойдя к забору она , как и её сын вытянув шею увидела гостей - городских , как она и все деревенские называли тех , кто приезжал к ним из города летом и по выходным круглый год.
               - Припёрлись.. - ездют туда - сюда - с чего то разозлилась Татьяна , но тут же сменила гнев на милость и стала стучать в соседскую калитку.
               - Петрович!..а , Петрович! - заорала она и попыталась войти в калитку , но была остановлена злющей Гретой - тоже городской доберманшей. - Петрович!...убери эту ведьму! Она рвалась к соседям , как будто они что то у ней украли. В калитке показался Петрович , сосед Татьяны.
               - Ну , что надо? - дежурно спросил он и из за него уже тут же вырисовались две светловолосые головёнки его внуков , и вправду привезённых ему на лето из города сыном.
               - Так это , мерзавчик бы мне - заканючила Татьяна , прекрасно зная , что старик ей не откажет. - Или чекушку...ради такого праздника…И уже громко , на публику она закричала на всю деревню: - А ,  у тебя внуки приехали? Какие красавцы…какие большие то! Петрович ничего не говоря , прикрыл калитку и вскоре принёс ей начатую бутылку водки , наполовину отпитую.
               -Вот , больше нет - буркнул Петрович и закрыл калитку.
               - Век тя соседушка не забуду! - закричала радостно Татьяна и не попрощавшись , побежала по дороге , ведь у неё теперь было всё: что выпить и что закусить.
                В обед Руськины соседи накрыли на стол и стали отмечать день рождения одного из своих внуков - Миши , которому в этот день исполнилось семь лет. День удался и жара быстро нагрела всё вокруг. После проливных и затжных  дождей всё повяло - и трава и животные. По дороге ведущей из деревни в город лениво бродили коровы , с уже подсохшей на костлявых боках грязью  , а в лужах валялись принимая солнечно - водные ванны охотничьи лайки. После обеда калитка соседей открылась и оттуда вышла мать городских пацанов. Она видела , что соседские дети полдня наблюдали за ними , сидя на брусе , аккуратно сложенном вдоль забора между двумя участками в длинный прямоугольник.
               - Дети! Идите сюда. Она протянула им большое блюдо с нарезанными кусками арбуза и дыни и глубокую чашку с вымытыми сливами ,  тёмно фиолетовыми , удлинёнными , с нежным  голубым налётом. За ней выскочили её сыновья и быстро залезли на брус к Руське , Ветке и Филлипу. Марианна только наблюдала за ними со стороны - она считала себя взрослой и ей было неудобно , что кто то даёт им еду. - Маша , что ты не подходишь то? - женщина улыбнулась и этим растопила недоверие и неловкость деревенской девочки.  - Иди , не бойся! Марианна подошла к штабелю бруса. - Вот , возьми! - женщина протянула ей пакет с конфетами , такими разными и красивыми! Марианна почувствовала необыкновенно вкусный запах конфет.
               - Спасибо , не нужно - пыталась она отказать женщине , испытывая неловкость.
               - Бери , бери! Щас я детское шампанское вынесу - ответила ей мать Саши и Миши и ушла в дом. Дети остались одни. Они встречались вот уже третий год и знали друг друга. Быстро найдя общий язык , они уже через несколько минут весело болтали и съев конфеты и арбуз , стали рассматривать книгу про динозавров. Миша окончил первый класс и читал им медленно по слогам , но они слушали внимательно , разглядывая картинки с ужасающими доисторическими монстрами. Только  Руську совсем не интересовала книга , он мечтал увидеть игрушку. И вот , когда он совсем уже отчаялся , калитка вновь открылась и показалась женщина.
                - А что вы сливы то не съели? - удивилась она.
                - а что сними делать то нужно? - Филлип подал ей одну из слив. Женщина поняла , что эти дети никогда не ели сливы. - Там внутри камень!
                - Вот смотри! Она взяла сливу и разорвала её руками пополам. Делаем так и потом убираем косточку.
                - Аааааааа...! - протянули хором дети.
                - Я вам игру принесла , на те , поиграйте - она поставила на брус игрушку и удалилась. Миша продолжил чтение , так как осталось совсем немного прочитать ,  тонкую в мягком переплёте книжку с множеством во всю страницу картинками. Руська как заколдованный смотрел на игрушку. Миша не знал , что он не слышит его.
                - Да ты чо такой дурак то! - закричал он на Руську и ударил его по голове книгой. В какой бы другой раз это ему так не сошло , но не в этот раз. Он словно не только не слышал , но и не видел ничего кроме игры. - Ты и динозавров не видел , что ли? Миша был удивлён не на шутку. Как в наше время можно было не знать про динозавров , ему было не понятно. Марианна закивала из стороны в сторону головой.
                - Неа , не видел. Мама телик давно утащила куда то - объяснила она Мише. Тот присвистнул. И тут Руська громко спросил:
                - Это железная дорога , да?
                - Нет , это мото трек. Видишь , тут мотоциклисты гоняют...вот по этим дорогам...а тут у них счётчик есть...видишь они гонят...гонят и тут на верху переворачиваются и задевают счётчик...а он показывает сколько они кругов прошли. Миша долго показывал и рассказывал Руське игру и потом включил её. Что то зажужжало и маленькие пластмассовые фигурки рванули вперёд , обгоняя друг друга.
              - Чур мой синий - крикнул Миша.
              - А мой красный - так же бойко сказал Филя.
              - Мой…зелёный - застенчиво протянула считавшая себя взрослой Марианна. Руське достался жёлтый мотоциклист. Он спорить не стал и , ему было всё равно , какой цвет , лишь бы только поиграть. Остаток дня пролетел незаметно и руське он показался самым счастливым в его маленькой  жизни. Ночью ему опять приснилась диковинная игрушка , привезённая из города , такого далёкого -  далёкого и такая яркая и необыкновенная , чудеснее которой он ещё не видел. Лето пролетело быстро и вот перед самым сентябрём , дня за три за Мишей и Саней приехали родители и увезли их в город , а с ними и яркий пластмассовый мото трек.
               На дороге , всей в пыли , Петрович и его жена Галина ,бабушка городских мальчиков ,  стояли рядом и топчась на месте испытывали неловкость и грусть : деревня была на таком отшибе , что дети приезжали к ним редко а внуков привозили только на лето. Старикам было неловко за то , что дети заняты своей жизнью и им не до родителей , они топчась в пыли дороги , словно сами извинялись за них и их занятость. Галина держалась из последних сил ,  но её подбородок дрожал: она знала , что в следующий раз , когда она будет вот так стоять и провожать родных наступит только через год. Но всё таки не выдержав этой душевной пытки , она заплакала и побежала к калитке , и заскочив в неё зачем то закрылась на засов.
              - Смотрите , заяц! - восхищённо закричал Миша а остальные дети , Саня и все его друзья - Кабанцевы уставились на дорогу , на которой и вправду сидел косой. Он был очень крупный и казалось их совсем не боялся. Рассмотрев друг друга , они разошлись : дети залезли в сининький москвич , а косой побежал по дороге в сторону города , сильно забрасывая задние лапы вперёд. Вскоре машина умчалась в город ,а Руська с братьями и сёстрами ушли к себе в дом. Петрович долго ещё стоял на дороге и о чём то думал , опустив руки вдоль тела.
               Несколько дней Руська думал о городских друзьях и их игрушке. И наконец то решился: встав рано утром на седьмой день от того , как укатил москвич в город , он сев на велосипед , рванул туда же , к своей мечте. Проехав пятнадцать  километров по дороге , сильно устав и перегревшись  на палящем нещадно солнце , он поломался ,вернее его  велосипед развалился , чуть ли не на куски. Хватились его только к ночи и Марианна , прибежав к Петровичу домой , сбиваясь и волнуясь , рассказала старику , что пропал её брат. Петрович запряг свою Прощёнку , трёхлетнюю с норовом кобылу в телегу , и поехал искать пацана. Объехав всю деревню и даже заброшенную ферму всместе с Марианной , он ни с чем  к ночи вернулся домой.
                Руська , просидевший всю ночь на обочине дороги , но пожелавший вернуться , совсем замёрз. Рано утром около него остановилась машина.
                - И что ты тут делаешь? - поинтересовался мужчина у ребёнка и увидев , как тот трясётся и бросив взгляд на гору частей от велосипеда , сказал:Поломался? Руська не понял его и промолчал.
                - Ты откуда , дружок? - мужчина понял что мальчик боится. Садись , подвезу. Это Руська понял и замотал головой , отказываясь. Мужчина не стал настаивать и только спросил: Ты откуда? Руська закивал и сказал:
                - Руська…Мужчина знал , что рядом только есть деревня Заиграево и мальчик наверняка приехал оттуда. Вот только куда он направлялся? Не став загружать себя мыслями ,  он уехал. Руська остался один наедине с утренним холодом. Доехав до деревни , мужчина постучался в ближайшее окно второго по счёту на въезде в деревню дома , где и жил Петрович с Галиной.
               - Слышь , уважаемый , тут в пятнадцати  километрах на дороге пацан сидит на останках велосипеда. Руськой зовут. Не слышал чей? Галина вскрикнула , а Петрович сразу же побежал за лошадью. Спустя несколько часов он вернулся с мальчиком назад , так и не реализовав его заветную мечту.


Рецензии