Каждому свое

Часть первая.
                АХ, ОДЕССА -  ЖЕМЧУЖИНА У МОРЯ!

В СССР была хорошо развита система пионерских лагерей, принадлежавших профсоюзам. Кто из Вас, дорогие читатели, бывшие граждане СССР, не был, хоть раз, в пионерском лагере?
О магически прекрасной пионерской лагерной жизни я понял еще будучи студентом пединститута 19-ти лет отроду на летней практике. Поработав одну смену вожатым, я, к своему удивлению, оказался на должности музыкального руководителя. Уровень моих музыкальных способностей и  владения аккордеоном позволили мне успешно справляться с этой интересной для меня работой. К тому же, я легко подбирал на слух любую мелодию, что значительно облегчало мне подготовку детских концертов.
Так открылась любимая страница моей жизни, та ее часть, которая, по выражению моей мамы, сохранила мне здоровье.
Каждое одесское лето я проводил в пионерском лагере, вкушая радость общения с детьми, морем, спортивными играми, замечательной природой одесских пригородов, ведя здоровую, физическую жизнь. Моя профессия была востребована, к тому же, моя физиономия непьющего человека внушала доверие начальникам лагерей, так что проблем с трудоустройством  у меня не было никогда. Я мог выбирать и место, и, даже, начальника. Кстати, среди начальников попадались разные люди, часто, далекие от педагогики. Например, однажды, начальником оказался горький пьяница, который на педсовете гордо говорил:
- Да, я могу выпить!
 Завалил работу, и его сняли.
Еще один начальник лагеря, отставной капитан второго ранга, жил в лагере с женой, интеллигентной женщиной средних лет. Она работала в городе врачом. Завхозом в лагере была  неброского вида женщина, которая каждое утро величавой походкой проходила мимо пионерской линейки на виду у всего лагеря. Доктор лагеря, тоже отставник, передал мне рассказ начальника :
- Ты знаешь, доктор, я люблю свою жену, но не могу равнодушно пройти мимо Аньки.(Анька – это завхоз.)
- Когда я ее вижу, у меня сразу возникает эрекция! Не могу с собой бороться.
Доктор посоветовал, как можно скорее, прекратить эту связь, но связь продолжалась до конца лагерного периода. Что было дальше, можно только догадываться.
В том же лагере на «Даче Ковалевского», но уже при другом начальнике, завхозом работала женщина, которая не могла ни читать , ни писать. Была абсолютно неграмотна, но с прекрасными мыслительными способностями, которые помогали ей выживать. Кстати , муж у нее был еврей. В ее деятельности был один «коронный номер», позволяющий ей зарабатывать. Она в начале смены давала под расписку каждому сотруднику щерстяное одеяло, причем расписку писал каждый своей рукой и расписывался, но никто даже не подозревал, что завхоз – неграмотен. В течение смены, она подменяла эти одеяла на другие, не шерстяные. Молодые вожатые, сотрудники и я, в том числе, не обращали внимания, каким одеялом укрываются. В конце смены , когда завхозу приносили сдавать постель, она доставала твою расписку и говорила:
-Читай вслух!
 И мы читали:
Одеяло шерстяное и т.д.
-Где же оно шерстяное! Ты его подменил! Плати за шерстяное, иначе не получишь зарплату!
И мы платили, выбора не было.
Я уже не помню, кто открыл тайну о том, что завхоз читать не умеет, но я в следующий раз на расписке написал: «одеяло не шерстяное» и расписался. Больше мне платить не пришлось, и мгновенно моему примеру последовали все. На этом карьера завхоза закончилась.
Еще один директор того же лагеря, некий Коваленко, учитель литературы в школе, всегда носил в кармане карандаш , с написанной на нем таблицей умножения, которую он не сумел выучить во втором классе школы. Когда нужно было что-то подсчитать, он вынимал карандаш. Отличался от других директоров умением произносить страстные и пафосные речи на торжественных мероприятиях с присутствием начальства. Когда я его слушал, мне вспоминались кинофильмы с выступлениями «пламенных революционеров», типа Ленина и Свердлова. К концу лагерного сезона в лагере проживало человек 10 родственников директора: три его брата с семьями. Конечно, они не платили ни за проживание в курортном месте, ни за еду. Начали «беситься с жиру». Лагерю принадлежал автомобиль, и братья начали его «осваивать» по ночам. Всю ночь они издевались над авто рядом с домиком, где спал я с физруком. Когда наше терпение иссякло, мы воткнули на их обычном маршруте несколько высоких металлических штырей. Ночная езда прекратилась.

Часть вторая.
Если тебя обидели - не мсти, посмотри, как жизнь это сделает за тебя.(Народная мудрость).
                ЛОХ – ОН ВСЕГДА ЛОХ!
Я работал в пионерском лагере   в Одессе на “Даче Ковалевского”*  Однажды ко мне пришли из лагеря Одесского военного округа, который находился совсем рядом, и попросили провести закрытие. Их баянист был уволен за пьянку. Сказали, что приезжают генералы, и всё должно быть на высшем уровне. Договорились об оплате.
Закрытие прошло хорошо, я работал два дня, подготовил концерт детей лагеря,  все были довольны. В понедельник   пришёл за  обещанной платой. Директора не оказалось. Старший пионервожатый сказал, что деньги – у директора,  а он ничего не знает. Бухгалтер лагеря тоже ничего не знал об оплате. Так продолжалось три дня, после чего я уехал домой без денег.Через некоторое время узнал, что начальник лагеря Снегирёв, который “зажилил” мои деньги, во время военной игры в лагере, будучи пьяным, упал в яму и сломал ногу.
На следующее лето я работал в другом  пионерском лагере  там же, на “Даче Ковалевского.” Опять меня пригласили на открытие  в соседний лагерь, потому, что приехали телевизионщики снимать это событие, обещали заплатить. Я ждал оплаты почти два месяца, приходил, меня убеждали, что заплатят позже. Уехал я домой без денег.
Позже узнал, что начальник лагеря по фамилии  Барон, который “водил меня за нос”, получил инсульт сразу по окончании последней смены.

Часть третья.
                ЛОХ – ОН  ВЕЗДЕ ЛОХ!
И вот я живу в Сан-Франциско.
Вёз я свою внучку и её подругу из бассейна через Голден Гейт парк. Остановился на стопе. Внезапно почувствовал удар сзади. Я приготовил документы, ручку, вышел из машины. Задняя фара разбита. В вэне, ударившем меня, сидели две молоденькие китаянки. Одна из них, выйдя, стала слёзно молить меня не записывать номер машины, потому что машина - её дяди и он её убъёт.
- Я вам заплачу $200, фара больше не стоит.
- А если будет стоить больше?
- Вот мой телефон, позво’ните.
Мои пассажирки торопили меня, я сказал О.К.
Китаянка принесла из машины $18О, сказала, что больше нет денег. В тот же день в мастерской с меня взяли ровно $200. Я набрал телефон, данный мне китаянкой, чтобы взять с неё ещё двадцать долларов.  Сплошные гудки, телефон - фикция. В расстроеных чувствах, проклиная свою непрактичность и глупое сочуствие провёл остаток дня. Следующий день был воскресный.  Я сидел один дома, все куда-то разошлись. Раздался звонок в дверь.  Я нажал на кнопку и пошёл вниз по лестнице к входу.Там стоял пожилой китаец.
- Что нужно?- спросил я.
-Я дам двадцать долларов, ответьте на несколько вопросов, - поспешно сказал китаец
Мы зашли в квартиру, он записал, сколько у нас телевизоров, спросил, какие программы мы смотрим, дал мне двадцать долларов и ушёл.
Я думаю, что кто-то там, наверху, знает, как трудно чувствовать себя “лохом”, и решил компенсировать мне мою потерю.
ХАЛВА.
Я люблю халву. Любую. Греческую, ливанскую, турецкую, иранскую, с изюмом, шоколадную, с орехами, но предпочтение отдаю одесской - подсолнечной, которую покупал всегда в Одессе. Полюбил я халву, еще никогда ее не пробовав, после прочтения  арабской сказки "Али - баба и 40 разбойников" сразу после войны, едва научившись читать. Там сказано, что Али-Баба, проникнув в пещеру разбойников, сразу стал кушать, и так наелся, что когда он добрался до халвы, то уже не мог сьесть ни кусочка.
-Вот дурак!-подумал я, - Надо было начинать с халвы!
Принес я свою любовь к одесской халве и в Сан-Франциско. Однажды, в русском магазине "У Марика" увидел банку с одесской халвой. На банке написан адрес изготовителя:"Ул Водопроводная 2, Одесская кондитерская фабрика." Сразу купил. Прибежал домой, открыл - сплошной кирпич. Нашел срок годности - просрочена на полтора года. Прибежал снова в магазин, показал продавцу, попросил назад деньги. Она позвала Марика - хозяина.
-Так Вы же открыли! Вы, наверное, никогда халвы не видели! Никто Вам деньги не вернет.
-Я такой халвы не видел,  покупал на Привозе еще горячую, прямо из цеха- ответил я и, бросив банку в мусор на глазах Марика, ушел.
Второй раз я увидел такую же банку одесской халвы в русском магазине "Березка". Срока годности на банке не было, но я купил. Внутри оказался тот же камень. Принес обратно. Приняли неохотно, но четыре доллара вернули. больше я одесскую халву не покупал.
Думаю, что не удивлю тебя, дорогой читатель, фактом, что оба магазина через разное время вышли из бизнеса, т.е. прогорели.

Наступил момент, когда я решил купить новую машину. Продать старую, хоть и на ходу, мне представлялось нелёгким делом. Но мне повезло. На моё объявление откликнулась молодая пара “латинос”,  оба лет под 23-24, приятного вида,  сказали, что у них уже трое детей. Я сбросил с цены в $1000  для них ещё $100. Молодой человек сказал мне, что он всё сделает с документами, и мне не нужно ни о чём заботиться.  Дал мне свой телефон.
Через две недели я уже владел новой машиной.  Мне пришла в голову идея узнать, что с моей старой. Позвонил в ДМВ, оказалось, что  на мне числятся две машины: новая и старая. Я позвонил покупателю по оставленному телефону, телефон оказался фиктивным. В панике я прибежал в полицию.
-Как фамилия покупателя?
-Не знаю,  знаю только имя .
- Напишите любую  фамилию, чтобы снять машину с себя .
Я так и сделал.
Через какое-то время увидел мою голубую машину на миттере возле кафе. Обратил внимание, что миттер не был оплачен. В окне  кафе увидел моих покупателей.   Зашёл и стал перед их столиком. Оба побледнели, и начали что-то лепетать. С большим трудом сдержав себя, я произнёс одну фразу:
-Go to hell! - и ушёл.
Прошло ещё несколько дней,  получил письмо с предложением купить мою бывшую машину за $600. Я отказался. Оказалось, что мои покупатели запарковались в неположенном месте, и машину забрали на штрафную площадку. Выкупить её за $600 они отказались,  тогда предложили прежнему владельцу –мне. Пара снова осталась без машины.
Моя злость уже прошла, я думаю,что расплата была излишне суровой, хотя известное выражение dura lex-закон суров, должен знать каждый.


Могу привести ещё подобные случаи.  Вывод: будь порядочен всегда, не обижай “лохов,” они - под защитой  судьбы.
А как Вы думаете, дорогой читатель?
*Дача Ковалевского –  прекрасный дачный район Одессы, описанный В. Катаевым в повести “Хуторок в степи”.

Вышла книга Владимира Бердичевского «Трижды еврей Советского Союза» о жизни автора в Биробиджане, Одессе, Сан-Франциско. В книге 315 стр. Книга продается в Сакраменто в ABC Bookstore. Контактный телефон 415-336-8653 vova1937@sbcglobal.net


Рецензии
Тоже как-то пионервожатил в пионерском лагере Анапы. Но каких-то подобных куръёзов замечено не было, только самые радужные воспоминания. Впрочем, в молодости всё видишь с розовым оттенком.

Константин Десятов   25.12.2013 10:07     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.