Лягушка в магии - Зверослов

Из книги Лилии Мусихиной «Зверослов». Перевод с мовы Руси.

У народов Поволжья лягушка и доныне - покровительница домашней работы и женских рукоделий. Возможно, именно здесь надо искать корни известной сказки о царевне-лягушке, которая отличается и своей временно-экзотической внешностью, и редким талантом к рукоделию, танцам и кулинарии?

А вы говорите! Жаба....

В мировом мифологическом символизме лягушка изображается, как переход от стихии воды к стихии воздуха и наоборот. Часто её понимают существом, которое рождается непосредственно из земли, и как «ребенку земли» ей приписывались те же черты - плодовитости, щедрости, богатства. Египтяне связывали лягушку с богиней Нефтидой, и верили, что кваканье лягушек предвещает большой урожай, а также с богиней Хэкет и, соответственно, с деторождением. Также индейцы обращались к лягушкам, чтобы зачать и родить детей. Буддийские легенды рассказывают о создании мира божеством Манджушри, которое превратилось в гигантскую лягушку, легло на спину и на собственном животе создало мир. У эвенков лягушка выносит из воды землю и, будучи убитой, переворачивается вверх лапками и по сей день держит землю на своём брюшке.

В городе Будаевцы Чубинский зафиксировал поверье: «Как увидишь, что уж кусает лягушку, то их надо разнять палочкой, и эта палка будет тебе уже во всём приносить прибыль». А в Литинском уезде думали, что стоит такой палкой перекрестить грозовые облака, как они разойдутся. Этот приём используют также некоторые из карпатских мольфаров, чтобы отгонять бури и влиять на погоду.

Лягушки довольно широко применялись в различных видах народной магии и медицины. И. Сахаров описывает обряд любовной магии, производимый с лягушками. Для этого искали двух тварей в процессе спаривания, клали их в продырявленный горшок и бежали до ближайшего муравейника. Там закапывали горшок с лягушками, а через три дня выкапывали его. Среди лягушачьих косточек находили «вилку» и «крючок». Стоило коснуться девушки «крючком», как она влюблялась в того, кто совершил чародейство. Когда надо было избавиться чар, то отталкивали её «вилкой» и любовь проходила.
(От автора перевода: Интересно, что аналогичное чародейство существует у тюркоязычных народов, есть описания похожих обрядов)

Особенность лягушки ещё и в том, что она - одна из ближайших ведьминых союзниц и помощниц в чарах. Если ведьма хотела посеять в семье рознь или навести в дом болезни, раздоры и всякое лихо, то подпускала под дом лягушку, которая и приносила порчу к тому, кому она адресовалась. Порой насылание этих амфибий происходит таким образом, вдруг в дом залезает так много лягушек, что негде и ногой ступить, а иногда - только одна лягушка, которая сразу после того, как все засыпают, залазит на грудь тому, к кому наслана и, подобно упырю, высасывает какое-то количество крови, или понемногу душит человека и тот со временем умирает.

Но есть много способов избавиться от такой твари. Самый простой заключается в том, что её следует назвать несколько раз королевой, сказать о её красоте и вежливо попросить уйти (Верховина). Другой - посыпать её святой солью, тогда она сразу убежит и больше не придёт. Последний – самый жестокий, зато поможет выявить ведьму, которая прислала свою помошницу. Нужно поймать лягушку и подвешать её над огнём или положить в старый горшок и понемногу печь на огне. Ведьма от этих действий будет терпеть сильные муки и придёт просить, чтобы отпустили лягушку, и пообещает больше не вредить. Иногда также такую помошницу бьют веником, посыпанным святой солью, от чего она верещит человечьим голосом.

Есть народные рассказы о том, что напившись отвара из лягушек, можно лопнуть, ибо того, кто напьётся, распирает до невероятных размеров. Это свойство волшебного отвара знахари якобы используют для откармливания свиней.

«Жила-была женщина знахарка. Свиней откармливала, чтобы сало толстое было, откармливала на девять суток. Вот наварила та женщина жабы (лягушки) и поставила на полку, чтобы остыло. А дочка её замужем недалеко - прибежала к матери. В хате нет никого, а юшка (отвар) та стоит на полке красная, остыла. Дочь и напилась той юшки. Вот мать входит в хату. «Мама, - спрашивает дочь, - что это у вас на полке стоит такое сладкое? Я напилась...» Мать бьёт себя в грудь, кричит: «Это я не тебе, а кабану! Ты только девять суток и поживёшь, тебя разорвёт!» Стало ту дочку распирать, стала она такая, как на сносях, уже и в двери не входит. На десятые сутки уже и в хате не вместилась бы. Но доктора ей такого дали, чтобы померла, а то бы разорвало».

Средневековье искало в лягушке эликсир бессмертия и долголетия, но это не мешало тогдашнем христианству считать Её воплощением греха и похоти. Верили, что в лягушку может превратиться каждый, кто не выполнит данный Богу обет. Чтобы снова обрести человеческий вид такая тварь должна приползти к алтарю.

Кроме того, лягушка символизировала женское лоно и, таким образом, была причастна к деторождению [120, c. 449] и к половым грехам. Иногда даже изображали действа посвящения новых членов тайных орденов через поклонение лягушке. Скорее всего, лягушка символизировала в таких случаях нечто нечистое, низкое и похотливое.

Лягушка в понимании словенских народов - животное с двойной семантикой. Одни предания и сказки описывают Её как доброе и мудрое существо, другие - наделяют крайне отрицательными качествами.

С лягушкой (жабой) связан ряд топонимов, один из которых Жабье – это прежнее название Верховины. Существуют гипотезы о том, что лягушка - один из тотемов гуцулов и даже говорят, что капище на горе Писаный Камень было посвящено именно обрядовому чествованию жабы [209].

И похоже, что если лягушка была тотемом, то, скорее всего, очень давним. И, очевидно, что Она не выдержала конкуренции с другими, новыми культами. И обрела негативную семантику, поскольку известно, что «более древний символ в борьбе с символом более молодым получал значения сущности опасной, хтонической (дикой, природной),  но при этом более действенной магически» [160, с. 223].
*

От автора перевода:
А ещё в шаманских культах лягушки являют силы и соки Земли, то есть Земную Мудрость. Именно они наполняют Шаманское Древо, а корни Древа из Змей. И это похоже на переход от стихии Воды к стихии Воздуха, о котором упоминается выше.
http://stihi.ru/2013/01/30/5966
http://proza.ru/2013/01/30/1182
*18713-151113

Фотографика автора перевода.

Примечание:
Следует понимать, что жаба и лягушка всё же отличаются. В русском языке есть оба слова, которые почти взаимозаменяемы для непосвящённых, а в природе это разные твари, хотя вроде как одного семейства.
К тому же имеет место небольшая языковая путаница. По-украински жаба - это по-русски лягушка, а русская жаба на мове Руси – ропуха.


Рецензии
Очень интересно... Спасибо.

Надежда Байнова   09.09.2017 06:30     Заявить о нарушении
Благодарю!

Евгений Рыбаченко   09.09.2017 07:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.