Мунк

Эдвард Мунк родился в декабре 1863 г. в Лэтене (норвежской провинции Хедмарк) в семье военного врача. В следующем году  Мунки переселились в столицу. Детство Эдварда было омрачено смертью близких: в 1868 г. умерла от туберкулеза его мать, а в 1877 г. – от той же болезни скончалась его любимая сестра Софи. Позднее он скажет: «Болезнь, безумие и смерть – черные ангелы, которые стояли на страже  моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь». В 1879 г. по настоянию отца Эдвард поступил в Высшую техническую школу. Но уже в 1881 г. он начал обучение  в Государственной академии  искусств и художественных ремесел. С 1882 г. учителем Мунка стал Кристиан Крог, вокруг которого в 80-е гг. группировались норвежские реалисты и чье влияние несомненно в раннем творчестве художника. Начальные шаги Мунка связаны с национальным импрессионизмом, где он выступил непосредственным приемником Крога. Он пишет картины «Утро» (1884), «Весна» (1889), «Улица в Христиании» (1889) - спокойные светлые интерьеры и пейзажи, полные поэзии и лиризма. Но уже здесь в пристрастии к теме болезни, в легкой призрачности цвета, в пустынном пространстве комнат за лирикой быта начинает звучать тихая нота беды и угрозы.

Известность Мунку принесла его картина «Больная девочка» (1886). Мунк писал позже: «Работа над картиной "Больная девочка" открыла мне новые пути, и в моем искусстве произошел выдающийся прорыв. Большинство моих поздних произведений обязано своим происхождением этой картине». Действительно, Мунк расстается с мечтательной неопределенностью, придававшей его ранним произведениям особое очарование, и обращается  к темам одиночества, смерти, угасания. Большинство поздних его картин  проникнуто трагическим ощущением бытия и настроением светлой печали. Силуэты героев Мунка начинают искривляться, цвета превращаются в жесткие и локальные пятна, отъединенные и кричащие каждое о своем. В 1892 г. по приглашению Союза берлинских художников Мунк приехал в Берлин, где прожил до 1895 г. Вскоре он пишет одну из самых известных своих картин «Крик» (1893) (http://proza.ru/2013/07/21/702), явившуюся апогеем психологического обобщения. Живопись Мунка в этой картине достигает  исключительной напряженности, а само полотно уподобляется  пластической метафоре человеческого отчаяния и одиночества.

«Крик» вошел в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», над которым Мунк работал в течение тридцати лет и о котором говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти». Помимо «Крика» цикл включил в себя «Поцелуй» (http://proza.ru/2013/07/21/716), «Барку юности», «Вампира», «Мужчин и женщин», «Мадонну». Основная картина «Фриза» называется «Танец жизни» (1899-1900). Она изображает молодых людей, танцующих на равнинном берегу. Полная луна освещает лужайку. Вглядевшись, мы замечаем, что в роли всех героинь выступает одна и та же женщина, находящаяся как бы на разных стадиях жизни. Этот жизненный танец-круговорот начинается с фигуры молодой девушки в белом платье, полной светлых надежд и ожидания. Пройдя круг, мы встречаем ее вновь – погасшую, одинокую, в черном платье. Волосы ее в беспорядке, ей незачем следить за собой – круг замкнулся, танец окончился, она осталась одна.

Прибыв в 1895 г. ненадолго в Норвегию, Мунк устроил выставку своих работ. Некоторые из картин, в особенности «Переходный возраст» (1894) (http://proza.ru/2013/07/21/706) наделали много шуму.  Но в целом выставка оказалась весьма успешной для Мунка. Известность, уже пришедшая к художнику в Германии, теперь была подкреплена на родине. Меценаты заказывают  Мунку портреты или росписи в своих домах.

В позднем творчестве у Мунка появляются излюбленные образы-символы: девушка-цветок  с льняными  косами в белой одежде, женщина-вампир и скорбящая мать. Они входят во многие его картины, раскрывающие такие темы, как жизнь и смерть, человеческие страсти – любовь, ревность, тоска. Меняется и живописная манера Мунка. Появляется резко очерченный контур, линейные ритмы, чередование светлых и белых полос в его пейзажах. От картины к картине он усиливает  экспрессию живописи, где главным средством  драматизации образа становится цвет. Его повышенная активность, условность, фантастичность преображают обыденную реальность, придают сюжету  метафорическое, символическое значение. Преобладающим приемом художника становится гротеск, по существу  преображающий реальный облик людей до степени причудливого, ирреального, наделяя их мрачной символикой.

В 1900-х гг. молодые художники-экспрессионисты провозгласили Мунка наравне с Ван Гогом своим предтечей. Они усвоили его приемы деформации, разрушения реальности во имя предельного заострения образа. Однако сам Мунк по этому пути не пошел. Дойдя, казалось, до предела, до той черты, когда художественный образ отрывается от реальности, он эту черту не переступил.

http://proza.ru/2013/07/21/726

В 1909 г., после пребывания в клинике доктора Якобсона, вызванного многомесячной нервной депрессией, Мунк окончательно перебрался на родину. В поисках тишины он стремился к уединению и в 1916 г. приобрел имение Экелю севернее норвежской столицы, которое не покидал уже до конца своих дней. Начиная со второго десятилетия ХХ века, живопись Мунка теряет  ярко выраженные признаки модерна. На смену ему вновь приходит натурное видение, но наполненное широкими обобщениями. Эти полотна уже не пользовались у публики популярностью прежних. В то время, как цены на ранние творения художника беспрерывно росли, его поздние картины распродавались с трудом. В связи с этим Мунк часто пишет авторские копии и вариации ранних произведений. (Так, например, он сделал семь копий с «Больной девочки» - последнюю в 1936 г.; спрос именно на эту картину, с которой пошла известность Мунка, всегда был очень велик;  за один из ее вариантов, написанный в 1916 г., покупатель выложил солидную по тем временам сумму – 50 тысяч крон, за авторские литографии этой картины коллекционеры платили по тысяче крон, а в 1920 г. одна из них ушла за четыре тысячи).

Мунку было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. В годы оккупации он отверг все попытки привлечь его к сотрудничеству с квислинговцами – он отказался войти в квислинговский совет по искусству (куда, между прочим, вошел Кнут Гамсун), отказался от официального празднования своего 80-летия. Умер Мунк в январе 1944 г., оставив после себя огромное наследие: более 1000 работ маслом, 15000 гравюрных оттисков, почти 4500 рисунков и акварелей.

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375


Рецензии
Я читала, что Мунк известен еще и как писатель, и сейчас многие критики занимаются его творчеством не только как художника.Наверное, в связи с его 150-летием интерес к этому талантливому человеку еще больше возрастет.
С уважением.
Кира.

Кира Крузис   18.07.2013 14:46     Заявить о нарушении
Кира, я этого не знал. Спасибо за информацию. Постараюсь при первой оказии выложить иллюстрации некоторых работ Мунка. Всего Вам наилучшего!

Константин Рыжов   18.07.2013 23:04   Заявить о нарушении