14. Песни о гражданской войне

      Песен о гражданской войне было написано много, но большая часть уже после войны. Я и мое поколение пели романтические песни о конях, клинках, тачанках и эскадронах. Любимая из них – «Песня о тачанке»:

Ты лети с дороги, птица,
Зверь, с дороги уходи!
Видишь, облако клубится,
Кони мчатся впереди!
 
И с налета, с поворота,
По цепи врагов густой
Застрочит из пулемета
Пулеметчик молодой.
 
Эх, тачанка-ростовчанка,
Наша гордость и краса,
Конармейская тачанка,
Все четыре колеса!
 
      Эта песня была написана в 1936 г. композитором Константином  Листовым на стихи Михаила Рудермана. Автор всесоюзного шлягера «Песня о тачанке» харьковчанин Михаил Рудерман канул в литературное небытие еще при жизни и пребывал в нем до самого своего конца в 1984 году. Кстати, о тачанке. Уж если тачанка и представляла собою чью-либо гордость и красу, то это относилось не к комсомольцам и не к большевикам, а только к Нестору Ивановичу Махно, анархисту, в чьей армии появилась на свет эта «крестьянская танкетка» – узкая телега с установленным в задке пулеметом. Она наводила страх и на Буденного, и на Шкуро с Мамонтовым, – но Рудерман, скорее всего, об этом и не догадывался. 

      Я уже писал, что «Каховка» – одна из самых любимых песен моего детства. Поэт Михаил Светлов и композитор Исаак Дунаевский написали эту песню для фильма "Три товарища". Сегодня мне кажется, что ее припеву, который я уже приводил: «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути», не только безусловно верили все, но он был своеобразной клятвой готовности встать на защиту родной земли.

      И я верил всему, что говорилось и писалось, в чем нас постоянно уверяли: мы мирные люди, но, если придется, дадим сокрушительный отпор.     Мы с упоением пели песни о героях гражданской войны. Одна из любимых – «Песня о Щорсе»:
 
Шел отряд по берегу,
Шел издалека,
Шел под красным знаменем
Командир полка.
 
      Почти одновременно с «Каховкой» появились еще две замечательные песни о гражданской войне, сразу ставшие любимыми.  Песня на стихи Михаила Голодного: «Партизан Железняк», была написана композитором Матвеем Блантером: «В степи под Херсоном высокие травы...». А на слова А. Шведова «Орленок, орленок, товарищ крылатый...» композитор Виктор Белый написал песню «Орленок». И эти песни я любил, и они ассоциируются в моей памяти с довоенным детством.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/07/18/423


Рецензии