20. Папа освобождает угнетенные народы

НА СНИМКЕ: Митинг в Вильнюсе за Советскую власть в Литве. Июль 1940 г.


       Радио играло в моей довоенной детской жизни огромную роль. Репродуктор был закреплен на стене на видном месте. Он представлял собой черный перепончатый рупор с  регулятором громкости, и, как правило, был всегда включен. Радио, как мне объяснил дедушка, появилось не так давно. Кажется, он назвал двадцать какой-то год. «Так меня же еще не было на свете», – сказал я. Для меня время делилось на две части: до меня и после моего появления на свет. Все, что было до меня, в моем представлении было очень-очень давно. Например, революция и гражданская война, хотя к моменту моего рождения прошло всего 17 лет после революции 17 года.

      Так или иначе, но к радио еще не очень привыкли, всем моим родным радио в доме все еще казалось каким-то чудом, и они с удовольствием слушали как последние известия, так и концертные записи. По радио мы и узнали, что Германия объявила войну Польше. А потом куда-то уехал папа, и мама вытирала полные слез глаза.

      Красная армия вступила на земли Западной Украины и Западной Белоруссии. Во всем мире это был очередной раздел Польши между Германией и Россией, а для нас тогда – освобождение угнетенных народов и воссоединение украинского и белорусского народов. А потом вернулся папа. Оказывается, он освобождал Западную Белоруссию.

       «Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам расширять и укреплять Союз Советских Социалистических Республик. Клянемся тебе, товарищ Ленин, что мы с честью выполним эту твою заповедь», звучал из репродуктора с грузинским акцентом голос великого вождя. Я гордился тем, что СССР расширяется и укрепляется, что мы становимся все сильнее и теперь нет никаких сомнений, что хотя «враг хитер и коварен», но мы его победим.

      Но теперь оказалось, что Советский Союз и Германия имеют общую границу. А Ленинград был всего в 30 км от границы с Финляндией, которой правил Маннергейм, тоже не питавший к нам дружеских чувств. Нам внушали, что Финляндия вооружается и постоянно угрожает напасть на нас. Поэтому когда Финляндии была объявлена война я был рад, что граница отодвинется, и нам «белофины» больше не будут угрожать. Отец пошел в военкомат записываться добровольцем на войну. Правда, его не взяли.
 
      Боже! Какая изощренная была пропаганда! Как умело скрывались от людей или передергивались все негативные факты! Ну, положим, легко было задурить голову шестилетнему ребенку. Но как же могли с этим смириться взрослые люди? Миллионы уже были убиты, миллионы томились и ежедневно умирали в лагерях, а многие люди, понимая, что что-то не так, но мало чего  зная об этом, гордились нашей «великой» страной, радовались, что уничтожают «врагов народа», и слепо верили своему «великому» вождю.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/07/18/442


Рецензии
Михаил,
мне кажется, что сейчас пропаганда примитивная и наглая. Самое удивительное, что она оказалась очень действенной.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   07.09.2014 12:02     Заявить о нарушении
Вы абсолютно правы.

Михаил Самуилович Качан   08.09.2014 01:08   Заявить о нарушении