Быть умелым в решении педагогических проблем

           БЫТЬ УМЕЛЫМ В РЕШЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  ПРОБЛЕМ

        1.   Педагогическое творчество совершают при изучении и осознании существующего, т.е. всего того, что приходится  пони-мать человеку в процессе бытия. Прежде педагогическое творчество относилось  только к деятельности педагогов-профессионалов, т.е.  оно было названо по виду труда, а в профессиональном творчестве это деятельность по роду труда,  а разновидности его относятся ко всем людям:  они  всегда обучаются, или обучают  других – по обстоятельствам, находясь в разных взаимодействиях. Потому  ныне всем необходимо осваивать  и применять рациональные методы, процессы и общие технологии педагогического творчества для  лучшего взаимопонимания людей. Эта задача не проста всегда, а по мере сокращения потребностей в чтении книг  она стала проблемой, которая все более усложняется. Ведь от "прохождения" школьных учебников и одной-двух  заданных книг из художественной литературы  у многих выпускников средней школы способности по грамотному  диалогу и другим изъяснениям на родном языке бывают  крайне недостаточными. В связи с этой недостаточностью  возникла "продвинутая" молодежь, она  предпочитает жаргонные варианты речи, а по-русски мыслить и выражать мысли затрудняется. Учащаются  примеры, когда  в молодежных сообществах "объясняются" на кулаках, ножах или бейсбольных битах.  В связи с этим, вероятно, бытует в широких кругах и укрепляется мнение, что современный мир переполнен информацией,  образование захлестывается мощными потоками трудной информации, а люди  простые не способны освоить ее наплыв, бескультурье  и тяготы в труде и быту простого народа растут, а выходов из этого  два – в пьянство и наркоманию. В противодействие этому обществу ныне слышны осуждающие выступления хранителей русского языка,  видна удручающая статистика органов охраны правопорядка и заметна пропаганда быстрых методов излечения от пагубных пристрастий. А  должны  то быть, в первую очередь,  рекомендации людям по освоению  общей техники цивилизованного общения на основе  практики  профессионального педагогического творчества.
       2. Идея. Успешный ход педагогического творчества всегда коленчатый,  его схема воспроизводит четырехзвенный ход шахматного коня.
       3. Задача освоения этой условной схемы – освоить  действи-тельную схему  типового логического процесса познания  объекта познания так, чтобы она "засела" в памяти  навсегда и всплывала при  познании существующего.
        Известно,  шахматный конь  "ходит буквой Г". Мысленно пронумеруем клетки  четырехзвенного хода от 1 до 4, полагая, что в букве Г клетка 1 нижняя у ножки, а клетка 4  боковая, верхняя полка.  Педагогическое творчество  тоже четырехзвенное  не прямолинейное, мышление в  познании тоже  теряет прямолинейность на  конечном этапе.  Без  этого отклонения  в познавательном процессе знание  плохо сцепляется с содержимым памяти – нет крючка!, и потому  новое знание быстро забывается, приходится  урок  повторять, зубрить.
       4. При обычном изучении называется объект и его функция. Они в среде сходных слов для других объектов и функций, уже на-ходящихся в памяти, и потому малозаметны. Суть  и задача  улуч-шенной технологии педагогического  процесса – выделение изу-чаемого объекта потребностью в улучшении свойств его творчест-вом. Сразу же названному объекту подбирается  аналог по назначе-нию, подобный объект из числа  уже запомнившихся.   Аналог бы-вает у каждого  изучаемого объекта, его надо  выявить: у шарико-вой ручки это карандаш, или шариковая ручка другой формы, иного цвета, а колобок – это пирожок, только без начинки. Мысленно  выявленный аналог  сразу находится в  начале хода познания, в клетке 1, он  плохо понимаемый.  В клетке 2 он вместе с другими аналогами – для сравнения и выбора двух лучших по свойствам, в клетке 3 остается один из двух, лучший, он прототип,  но у него имеется недостаток, а в клетке 4 этому прототипу "примеряют" (предварительно "приделывают") новое свойство для устранения недостатка. Перемещение в клетку 4 с поворотом хода процесса по-знания означает устойчивое недовольство прототипом и  потреб-ность изменить объект, чтобы улучшить его потребительские каче-ства. В итоге такого педагогического процесса познавательный эф-фект будет заметным по сути  и стойким во времени.
       5.  Это  авторское творческое достижение для других может  показаться ерундой, но приход к такой оценке означает наличие своего методического подхода, более эффективного, но это  тоже эффект. А выход за пределы  поля 4 означает переход от  творчест-ва педагогического к  художественному. И если оно заходит в ту-пик, то неминуем возврат процесса  "в клетку 1".
         6.   Управление познанием по любому объекту аналогично,  ход конем из  четырех этапов:   1) название  объекта, 2) аналоги и  сопоставление их, 3) выбор прототипа и 4) осознание недостатка  и замысла по устранению  его. Шаг конем завершен, а ум готов для  продолжения поисков вплоть до записей в  ДУПЛО. 
       7. Фактическую логику  процесса записывают в ДУПЛО, оформляя свои мысли законченными предложениями в доступных подробностях, что развивает  умения мыслить точнее,  формулиро-вать  внятно мысли и записи, будто в писательской практике. Таким путем  даже простую,  нужную, но обычно легко забываемую ин-формацию об объекте преобразуют  в свою,  новую информацию, которой нет в учебнике.  Тогда этот  будто бы сложный  "конёвый" процесс будет  «осязаем» памятью так, что в арсенале ее  поместятся надолго и знание объекта, и метод.


Рецензии