Груз памяти

Всматриваюсь в лица на пожелтевших фотографиях.Мгновение жизни.Миг времени,воздуха,самой атмосферы,запечатлённой забытым фотографом и оставшейся на этих хрупких фотографических карточках.Люди,которых уже нет.Понятно,но разум не хочет принимать сиеминутность жизни.Я вглядываюсь в эти лица,в глаза.Что,как и о чём были их думы и надежды?Мне,с позиции времени,видно то,что они в тот момент не могут предвидеть .Нет ведь такой машины времени,чтобы оказаться мне сейчас там,внутри снимка и помочь,предупредить,уберечь от будущего,которое уже предназначила им судьба.Вот фото до революционные.Кто- то сгинет в горниле и хаосе гражданской,кто- то падёт под пулей чекистов,а кто- то белых.От голода,сыпняка и " испанки",или от погромов разбушевавшейся черни.Но для них,это всё ещё будет.Они ждут будущее,а я связан памятью с прошлым.и ЗНАЮ  ,ЧТО КТО-ТО ИЗ НИХ УСПЕЕТ УЕХАТЬ,БРОСАЯ ВСЁ И ВСЯ ИЗ ОБЕЗУМЕВШЕЙ ОТ КРОВИ СТРАНЫ.  СУДЬБЫ,СУДЬБЫ...Вот смотрит на меня мой дед Юзеф,с тремя кубиками на гимнастёрке военного фельдшера.Он ещё не знает,что останется на никому не нужной " финской".Он пока весел и глаза из прошлого смотрят на меня с грустной лукавинкой.Под огём вражеских снайперов он спасал раненного командира и таки спас,перевязав под обстрелом и дотащив до своих окопов.Но ,сам остался  на самой кромке между своими и чужой землёй.Письмо об этом и орденскую книжку храню в семье рядом с этими старыми снимками.Как и письма с фронта родного дяди,который девятнадцатилетним лейтенантом -снайпером,но это будет позже,освобождал Сапун-гору в Севастополе.Да там и остался.А на фото он жив и с прищуром смотрит,кажется прямиком в мою душу.Или,вот фото из тридцатых-проклятых.Пока все они веселы,молоды,уверенно смотрят в завтра...А завтра,это лагеря ГУЛАГа,поражения в правах и страх,жуткий,всепоглощающий,высушивающий души и разрывающий сердца.А вот и второй дед- Миша,чью фамилию я несу,как умею по жизни.Он проживёт чуть дольше и погибнет где-то в польских землях,не оставив памяти,ни могилы.Нет,вот она-память.Смотрит в меня пытливо.Помни,незнакомый внук,мы-были.Фото,фото,лица,судьбы.Какая страшная судьба постигла многих из них.Вот мальчик лет пяти,. в
"испанской"пилотке с огромными глазами держит в руках   резинового слона .Его живьём на глазах родителей закопали в небольшом украинском городке,а лишь затем расстреляли и их.Эта история передавалось  в семье.И я передам её тоже .Лица,лица....Как они жили?Что радовало и огорчало их?Не знаю.Но все они живы на этих фотографиях.И останутся  жить,хотя бы в памяти тех,кто пусть и не часто,достаёт эти пожелтевшие,пахнущие временем снимки и пытается что-то увидеть там,в глубине их.Возможно,когда нибудь и наши фотографии,далёкий потомок так-же достанет из старой  коробки или фотоальбома и, почти как я сейчас ,постарается понять нас,вглядываясь в наши лица.В наш быт,в нашу одежду в конце-концов.Чтобы понять,как ему жить дальше с грузом памяти.Без этого  -никак.Память,это и мы,и то,что в нас.Вот они,фотографии,лежат пере до мной.Знакомые и нет люди.Но такие близкие нерушимой связью времён.Бессмертие на этих пожухлых листках.Берегите старые фото.Не обрывайте их жизнь.Пусть они живут вечно,раз это не дано нам.


Рецензии
Да, дорогой тёзка, читаю Твои воспоминания, размышления о СВОЁМ прошлом и поражаюсь - как же всё это знакомо! Умом понимаю - это не обо мне (каждый, индивидуально, хранит СВОЮ историю жизни), пусть не совпадают даты и места проживания, но поражают, такие знакомые, слова о наших предках - их страданиях и безвестных общих могилах, о которых так нужно помнить и таки рассказывать СВОИМ потомкам. Меня, лично, поразило - "Память, это и мы, и то, что в нас."

Огромное СПАСИБО за напоминание о НАШЕМ прошлом!
С большим уважением!

Юрий Чуповский   03.03.2020 12:16     Заявить о нарушении