За эписто!

Мама, папа и сестра Лена! Здравствуйте.



      В учебке под Балашихой я за зиму налыжничал больше 200 км и сдал нормативный забег на 10 км. Здесь в Приморье я служу на большом складе АТИ (авиатехнического имущества), расположенном в 2,5 км от казарм. Ergo, ежедневно нагуливаю 10 км, делая четыре ходки туда и обратно до и после обеда. Народ на складе славный --- старшина Павлюк и двое рабочих, как я --- Славик с Алтая и узбек Фархад из Узбекистона (он говорил название своего …бурбурбурбада, но я так точно и не разобрал.

     Природы и погоды чудесные. Когда не работаем на складе, ходим в караул ---- «через день на ремень». В карауле я узнал, что такое лимонник. Это такая зеленая лиана на кустах и деревьях. Ее рвут и заваривают вкусный кисловатый чай, который снимает усталость и поднимает настроение. Поскольку лимонника на сопках выше крыши, настроение никогда не опускается.

     Ходили за аэродром на стрельбища и я вдоволь настрелялся из «калаша». Долго мазал, потому что только прицелишься, как над ухом кто-то очередь пускает. Сосредоточился только тогда, когда представил, что стреляю не в фанерную мишень, а в настоящего хунвейбина или цзаофаня. Сразу посторонние шумы перестали мешать! 

    Я  освоил рыбалку --- ужу кунжу. Это такая местная форель, очень вкусная. Играю в шахматы с одним шофером, который не доучился в институте один курс и пошел в армию по каким-то семейным обстоятельствам. Он сам из Томска и просвещает меня о жизни в этом сибирском граде.

    Курить не бросил, хотя надо бы. Курево здесь отчего-то всё ленинградского разлива и двух сортов: папиросы «Беломор» и сигареты «Звездочка» (это вроде «Примы», только еще хуже).

    Слушаю много хорошей музыки, благо японцы ее гоняют на всех радиодиапазонах, в основном на средних частотах. Читаю политинформации и осваиваю сокровища офицерской библиотечки (это на другом берегу р. Цемухэ).

    Наталье Борисовне (когда в следующий раз придет) передайте, что сломанного не склеишь и после армии я к ней не вернусь. Пусть уже сейчас начинает новую жизнь. Что-то в этом роде передайте --- мягко, гуманно.

    Контингент  здесь тоже интернациональный: кроме русаков --- хохлы, прибалты, узбеки, казахи, а сверх того в стройбате служат грузины, свиноферму содержит практически один белорус, встречал я нескольких уйгуров, а среди офицеров выделяет романтическая фигура «Черного капитана». Он себя называет чэрдженем, но окружающие полагают, что он удэгеец или что-то в этом духе. «Черный капитан» ведает местной губой (гауптвахтой) и мониторит охрану аэродромных объектов.

    В посылках сибирякам родственники постоянно присылают нелегальную выпивку. Чаще всего наливают в какое-нибудь домашнее варенье бутылку aqua vita, закатывают и несут на почту, а хлопцы здесь и сами пьют, и других угощают.  Если мне из Пензы пришлют такой зашифрованный напиток, возражать не буду. Не то, чтобы я начал тут пить, а просто такие сувениры очень престижны. Узбекам тоже присылают всякие экзотические вкусности. Например, настоящий овечий сыр в шариках. Кладешь такой шарик за щеку и жуешь его часа полтора. Сыр этот солоноват, но аппетитный.

    Чтобы не забыть английский, стараюсь, когда могу, слушать радиопередачи. Это и политинформации помогает проводить. Жена нашего командира роты капитана Зайчека, узнав, что я инязовец,  достала и дала мне толстенную книженцию  ‘Uncle Tom’s Cabin” by Harriet Beecher Stow”. Наслаждаюсь теперь этой классикой о страшной судьбе негров в США. Разумеется, в свободное от службы время. 
    
    С большим Приморским приветом.

    Ваш сын и брат

    Рядовой  Ю. Стодоля








Лёля, привет!

     Во первых строках моего письма спасибо с древнерусским поклоном Сереге Капленко. Какой он молоток, что прислал мне две стометровки. Одна венгерская, на которой группа «Омега» на чистом  английском языке с небольшим мадьярским акцентом перепевает самые последние хиты --- Alice Cooper. Black Sabbath and so on. Вторая --- сборная солянка из Yardbirds и других очень приличных людей.

    Но самодеятельности, Лёлёк, в нашей части ноль целых хрен десятых. Так что мои мечты о карьере барабанщика утонули в водах речки Цемухэ. Булькнули и потопли. Оказалось, на red-letter days отцы-комапдиры выписывают концертёров из райцентра Шкотово. А тут из музыки только стройбатовские грузины, когда с лопатами на плечах шагают колонной по четыре, очень красиво исполняют «Сулико» и прочие свои песни. Замполит Ершов рассказал мне, что в последнем грузинском наборе один тбилисский орел, как прибыл в стройбатроту, сразу попросил у командира аудиенцию, полез за пазуху и вынул платок, а в платке тысяча рублей! Это с присовокуплением просьбы о том, чтобы командир ему устроил режим наибольшего благоприятствования. Отец-командир, конечно, деньги запер в сейф, а Гоге выдал расписку и отеческий совет служить как все и не задаваться (на армейском сленге глагол «задаваться» звучит, как ты понимаешь,  несколько иначе).

    Подходит ко мне темнокожий брат по разуму, то бишь, по службе на складе, спрашивает: «Ты из Баляшихи? С сентральной бази ВВС?»

    Оказывается, он тоже --- выпускник учебки, в которой я развивал и популизировал поп- и рок-музыку!.

   «Старшина Лацис все там же слюжит? А старлей Цып?».

   Возрадовался я, но воссоединения двух «лицеистов» не получилось. Хороший парень, этот Фархад, но какой-то, как бы сказать, сволочеватый. Для прочих узбеков тут я --- домулла (сиречь, учитель. И по возрасту, и по отношению к ним я их вполне устраиваю). А этот, вроде собрат по учебке и сослуживец по складу, а вечно чем-то недоволен.

   В первый же день на складе этот Фархад послал меня в погреб за ветошью. Славик сперва вроде замялся, что-то хотел мне сказать, но потом увлекся затеей и тоже принялся покрикивать и приказывать вместе с Фархадом: «Ты большую охапку бери, поглубже захватывай»…  И проч. Я из ямы уже кучу ветоши наверх передал (какие-то обрезки, явно отходы швейного производства), а они все заглядывают в творило и подсказывают, где еще ветоши надыбать. Ну, и как ты уже догадалась, суть этой немудреной шутки заключалась в том, что в погребе в этом тряпье устроили себе гнездо полозы. Хрен его знает, как бы я отреагировал на полозов, которые мне, слава аллаху, так и не попались. Помнишь, «Рукопись, найденную в Сарагосе» и Збышека Цыбульского, извлекающего из шкатулки вместо драгоценностей свившихся в клубок змей. Полоз, как известно, не ядовит, но цапнуть обидчика запросто может. Если бы кондрат меня на месте не хватил бы при таком внезапном контакте с миром пресмыкающихся, вылез бы из ямы и по двум рожам врезал. Они бы мне вдвоем тоже ввалили, но такие вещи прощать нельзя. Такова армейская жизнь и этика служебных отношений.

    Расскажу, если не заснула от скучного чтения, о смешных обстоятельствах моего знакомства с сержантом Виталием из шоферской роты. Вообще-то, в караульной роте на шоферов какой-то зуб имеется. И наоборот. Но мне-то при моей любознательности что за дело. Тут привезли и свалили у казармы сосновые бревнышки --- опоры для забора менять. И вот как-то после обеда иду я, а на бревнышках сидит какой-то хмурый шоферюга. И так мне захотелось посидеть на духмяных бревнышках, покурить всласть, познакомиться с хмурым человеком. Подхожу, степенно сажусь рядом, достаю присланные из Пензы сигареты «Стюардесса» (здесь они дефицит). Предлагаю ему взять сигаретину и говорю-то три, максимум четыре слова: «Покурим? Давно здесь кукуешь?».
 
     И этот фраер срывается с места, валит меня на землю и начинает душить, матерясь и брызгая слюной. Лёль, я концы чуть не отдал на фиг. А тут какой-то белобрысый generous stranger из той же роты сзади его самого за шею схватил и держал, пока тот не разжал хватку. Хмурый фраер с новыми матами и угрозами ретировался в шоферскую роту под смешки однополчан, хлопающих в домино на обитом алюминиевым листом столе. Я встал, обтряхнулся. Потерь почти никаких, только на сигареты этот гад сапогом наступил, наверное из злобы. 

     --- В шахматы играешь? --- спросил меня благородный незнакомец.

     ---  Мала-мала играю. А чё это он?

     --- Генка-то? У нас его Генка-бешеный зовут. В Форт-Шевченко два года отмотал. В Форт-Шевченко самый поганый штрафбат во всем Советском Союзе. Жара там, как в печке. Ну и начальство дрючит круглые сутки. Там если умом не тронешься, сам в петельку полезешь. Но он вот выжил как-то и сюда направлен дослуживать.

    --- А за что его туда упекли?

   --- Да чуреку какому-то нос расквасил по пьяни, а чурек оказался сын начальника. Кипеш начался.  Ну и благоустроили устроили Гену. Два года там отмотал, а теперь еще год дослуживать будет за то, что не отслужил.

   В шахматы Виталий играет чуть слабее меня, но отсутствие техники компенсирует таким навалом, такими лихими кавалерийскими атаками, что бьется с противником чуть не до голого короля. Плечистый блондин Виталий сам за что-то репрессирован или скрывается в армии от милиции. Это я ему такие страсти напридумывал, поскольку сам он не объясняет, почему с последнего курса политеха загремел в ВВС. С шоферней он говорит практически без матов, но его уважают --- не только за бицепсы и лычки, а по-человечески.

    --- Все люди делятся на быдло и на приличных людей. Приличные люди во все времена приказывают и двигают жизнь вперед, а быдло выполняет приказы и кричит «Уря!».

   Это Виталий иногда после шахмат делится со мной перлами своей философии. «Если сдачи давать не будешь, затопчут на хер. Только косточки хрустнут и никто даже не обернется». «В голове надо ум иметь, а в кармане харбор».   
         
    Бревнышки, которые я облюбовал под личный smoking club, постепенно  ушли на дело, оставив после себя только кучу пахучей коры и прочей древесной чепухи. Куча мусора, никому не мешая, лежала спокойно дня три, пока Виталий не подозвал дневального и чуть не тыкая его носом, объяснил, чтоб через пятнадцать минут тут все чисто было и блестело, как баранье яйца.

   --- А сами догадались бы убрать? --- поинтересовался я. --- И сколько бы им времени для этого потребовалось бы?

  --- Догадались…. --- покривил Виталий губами и начал пешечную атаку на мой королевский фланг. --- Что они о порядке знают. Вот у Гитлера, у него был порядок.


  Да, Лель, забыл тебе доложить, что Виталий --- отличник боевой и политической подготовки. Ну еще и комсорг шоферской роты.

    Наш комсорг Сева --- тоже уникум, но в другом роде. Он --- жених дочери полковника Никанорова, заместителя командира части Никанорова. Никанорова я видел за все время полтора раза --- один раз при общем построении, когда приказ о половой морали читали, и еще со спины, когда он по офицерскому мостику к другому берегу шел, а с удочкой из кусов форель ловил. Десяток поймаешь, две на кухне заберут, а остальную поджарят по личному заказу на хорошем масле. Форель называется кунжа и клюет прекрасно в заводях, а на течении рыбачить я так и не научился --- там течение шустрое и блики солнечные мешают понять, клюет там кто-то или нет. 

      Комсорг Сева Соколов полюбил полюбил мадемуахель Никанорову еще на первом голу службы. Теперь он уже кандидат в члены КПСС и ночует у молодой жены, а не в вонючей казарме. Утром появится на построении, весь блестящий, красивый, начищенный, пахнет одеколоном и домашним завтраком. Потом куда-то девается до следующего утра. Замполит Ершов его не любит, но терпит. Виталий по секрету рассказал мне, что Сева до дембеля дурака проваляет, а потом демобилизуется и пришлет свое супружнице с ее грозным папашей свидетельство о разводе и только его и видели.

     У капитана Зайчека (у нас его все называют «Зайчик») впятером завалинку меняли и сарай ремонтировали. За это удостоились роскошного обеда с малосольными огурцами и гигантской сковородкой с картошкой, жареной на сале. Ели вилками, а вилки, Лёля, в армии --- знак престижа, почета и повод трепаться на всех углах  «А я вчера картошку вилкой ел так много, что я даже не доел». У Зайчека в комнате на стене я мельком и увидел почетную грамоту с фамилией ЗАЙЧЕК. Я ему говорю, дескать, товарищ капитан, у вас, сталбыть чехословацкие корни, раз фамилия такая. А он мне: «Стодоля, тут армия, а не чего-нибудь. Поэтому ты эту дрянь (он сказал иначе) не трынди. Зайчик я, понял? Как в кино с Леонидом Быковым, помнишь? А в грамоте опечатка написана». Ну не хочет человек в своей генеалогии покопаться, что ж тут поделаешь. Спасибо ему за картошку и за то, что сквозь пальцы посмотрел, как я на бутылку уговорил остальных сброситься и в офицерском магазине бутылку водки купить. Водка здесь вьетнамская, 30 шрадусов, со всякими штуками внутри. Как-то: звейки, ящерки заспиртованные, а то и корешок женьшеня. Пьешь и радуешься. Здоровье прибавляется, а вкус, Лёль, свежий такой. С чем бы сравнить-то? Ну вот бывает так, что в незнакомом месте нырнешь с берега, а там мелко и ты кумполом о песчаное дно ударилась. При этом у ныряльщика автоматически открывается рот и он глотает чистую речную водичку с небольшой взвесью мелкого песочка. Надеюсь, представила. Водку пили на четверых. Узбек Равхад не пьет и курит только за компанию и чужие.   
 
    Раскрыл одну из тайн узбека Равхада, которую он скрывал даже от корефана Славика. Заметил я, что средний азиат наш время от времени скрывается куда-то за угол и чем-то там занимается. Представляешь, красил я крышу складского ангара и вижу сверху, как он опять куда-то крадется. Сначала, Лёль, я тоже подумал, что ты сейчас подумала, но нет. Присел он на корточки, достал из-за пазухи какой-то предмет и давай его то ли тереть, то ли точить, то ли еще что. Вспомнил я тогда его придумку с гнездом полозов, тихонько спустился по лестнице и Славика подзываю жестами, мол, сам полюбуйся, чего наш брат по разуму делает. Ну, алтаец, человек с юмором, тоже залез на конек крыши, пригляделся и как заорет: «Попался, щучий потрох! Хэнде хох, Фархад, бросай свой ножик!».

    Бедный и бледный узбек наконец раскололся. Это был не ножик, а штык от настоящей японской винтовки! Ты же помнишь, что япохи тут по Приморью лазили, вот, видать, и потеряли штык. Рафхад его отполировал и больше всего боялся, что старшина штык увидит и отберет --- не положено. А на дембель такой кинжалище  --- самый прекрасный сувенир.

    Поцелуй за меня Капленко два раза --- по разу за каждую пленку.

    Чай поди, скучаешь?  Если да, отпиши. Если нет, тоже.


    We Shall Overcome!   


Рецензии