Как быть - вот в чем вопрос

                КАК БЫТЬ – ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС
               инф – целостный образ  проблемы
      
  1. Известно. Президент РФ Дмитрий Медведев, посетив в  рамках рабочей поездки по Краснодарскому краю общеобразовательную школу №55 в селе Измайловка, заявил, что ожидает от каждой из 52 тысяч российских школ разработки собственной стратегии развития на ближайшие 5-10 лет. На встрече с учителями этой сельской школы президент отметил, любая школа, даже самая маленькая, должна получить свою программу развития и доба-вил: "это должна быть не маниловщина, но в то же время это должен быть, что называется, полет фантазии", и уточнил: иначе нам не выжить. Такой жесткий подход высшей власти  к  проблеме «Какой быть Российской школе» означает системный кризис и  ключевой вопрос,  «Как быть»  - т.е. быть  всем, стране - основе  современной Российской цивилизации, Государству как  управляющему бытием страны, гражданскому обществу, организатору российского бытия, и человеку, исполнителю программ развития. Закономерность такого  вопроса к  перспективам России подтверждают  известные факты. В 2000 году,  когда Россия была еще на переломе  своего духовно-экономическо-политического образа,  уже была поставлена проблема «Какой быть Российской школе», а в Кремле силами 5000 делегатов была принята концепция  развития российского образования до 2010 года, а уж затем она была не выполнена,  а затем стала невыполнимой и  ненужной без публичного анализа «стратегия 2020», и стала необходимой мотивация  корпуса учителей  от десятков тысяч российских школ.  А ведь ныне российскому учителю,  не  обученному в школе проблемному творчеству, перегруженному задачами  улучшения  неэффективного стандартизованного образования,  замученному  бесплодными "воспитательными"  работами второй половины дня и упреками родителей и общественности,  - ему же  ныне не до стратегических разработок, не до «полета фантазий», не до радостей встреч с детьми, пораженными наркотиками, алкоголем и т.п. Ему выжить – и то труднее, чем многим другим «фракциям»  российского недоразвитого гражданского общества. И вот на этом фоне российская  молодежь по  уровню интеллектуализации  переместилась  в мире за последние 40 лет с 2-3 места на 52-55-е.  А России необходимы инновационные идеи инициативные, притягательные, плодотворные  для выбора лучшей и них.
        С моего поля видения педагога-пенсионера, давнего исследователя социально-педагогических национальных проблем, кризисное состояние вызывает и «пролонгирует»  долговременное «перенедопонимание» российской нацией  главных сущностей:  основ труда - цели, задач и методов разделения труда.
         2. Идея.  Демократической России для модернизации предстоит  прежде экстренный перевод  сил молодежи, школы, народного образования  и всего народа от проблемы лично-мотивируемой традиционной «Кем быть»  к   стратегической проблеме «Как быть» с обращением ее к  человеку, личности, семье, обществу, государству.
         3. Обоснование. Ныне стихийно сложившиеся «ветви» модернизации  по отраслям «обросли»   пустословными импровизациями так густо,  что  от этого ее идея  утратила притягательность  для профессионального творчества, саму модернизацию в воображении  стало проще уподобить  столпотво-рению у  Вавилонской башни, решения на действия  много проще традиционные,  волевые, т.е. случайные, не сообразные  фактическому ходу дела,  мнимые ожидания перерастают в  недоверие и в неверие в  успехи, принципы патриотизма стали неуместными, а потребность в национальной идее развития осуждается публично. В частности,  в журнале «КоммерсантЪ. Власть»,  №11, 2010 г, обсуждается модернизация России как «Предсмертная модернизация» ; с учетом исторического печального опыта многих стран.  В проти-вовес этому, выявленная выше идея имеет основу в  моих авторских публикациях  от 2002-2008 г.,  в материалах, направленных в 2009 г. на конкурс «ДЕРЖАВА-2009».
          4.  Технико-технологическое обеспечение. России не-обходимы инновационные  методические решения: инициативные, притягательные, плодотворные  для выбора лучших.   В числе  пропагандируемых главных достижений мною отмечаются:
Родовая классификация труда как основа для направлений обучения.
Наука «Профессиональное творчество» как основа единой технологии труда и практики  проблемного учебного творчества. "Мерное образование»  как перспективный  путь развития  Российского об-разования. Клуб, раут  и смотр-конкурс  групповой деловой игры «Профессиональное творчество» - как  принципы и формы организации проблемного высокого (по науке) самообразования.Инф – новая  мера и единица учебной информации  для самоообразования и формирования  системных образовательных потоков.Инфизация информации – методика создания  инфов для ГОР силами учителей, студентов, старших школьников.ГОР – Государственный образовательный регистр проблем  для мерного образования и практики самообразования.Дом учителя – региональный центр единения сил и оптимизации  методов, идей, целей и направлений образования, упомянутых выше. Далее.
Индустрия  образования практикой проблемного самообразования – это принцип наиболее активного,  усердного сочетания  традиций классно-урочного  просвещения  и  практики освоения науки «Профессиональное творчество»  с целью физического, морального, интеллектуального,  духовно-нравственного и патриотического оздоровления молодежи и всей российской нации.Национальная идея демократической России – как главное условие однонаправленных действий, ведущих к успеху модернизации по принципу «Россия, вперед!». Все это в совокупности - Обоснование лозунга: «Могущество России прирастать будет творчеством!»
       5. Организационные решения. Организационные проблемы относятся к разным сферам государственной, общественной, личной, семейной  и корпоративной деятельности. Главная задача педагогического корпуса страны методическое обеспечение каждого обучающегося для практики  самообразования. Например,  создать в соавторстве с педагогами СКИПКРО книжечку карманного формата по  прототипу: Бородастов Н. И. Семинедельник практики самостроя личности.  –    Ставрополь,  СевКавГТУ. – 261 с.; или: Бородастов Н. И. Практикум высокого самообразования.  –  Ставрополь,  СевКавГТУ,  2008. – 227 с.
     Главные направления   самообразования – возвышение физического,  этического, интеллектуального,  духовно-нравственного и патриотического здоровья молодежи в практике публичных деловых игр «Профессиональное творчество».
       6. Управленческие решения. Управленческие проблемы относятся к разным сферам  общественной, личной, семейной  и корпоративной деятельности, главное, они автоматически включаются   в игровую деятельность молодежи. Здесь  нам следует организовать сотрудничество по проблеме из прототипа: Н. И. Бородастов.  Об организации качества образования  и обустройстве России / Материалы научно-методической конференции СевКавГТУ «Качество высшего профессионального образования: обеспечение, контроль и управление». –  Ставрополь,  Сев-КавГТУ,  2003. (стр. 17-22).
        7. Исполнительская деятельность. Это сфера стратегических решений для анализа, сопоставления и корректирования действий «Как быть», планируемых  и представляемых на  всех предыдущих шести этапах алгоритма профессионального творчества,  с опорой  действий личности на принцип природосообразности и национальных потребностей. В частности,  уместна практика высокого самообразования в деловых  играх «Профессиональное творчество» , в том числе  по вопросам низвержения Триады человеческих пороков в массовой идейно-патриотической деятельности по главным на-правлениям, в частности: в форумах  «Социализация», «Антитриада»,  «Модернизация», когда человек высокой квалификации – это цель высокого образования, Человек культуры -  норма российского образования, а наука ПТ – главное  формирующе-технологическое средство по проблеме «Как быть».
В этих   новых напряженно-мобилизационных обстоятельствах  умест-но  вспомнить  популярные представления  жизни из времен эпохи Шекспира, когда  в  фантазиях людей  цивилизованный  мир был как театр,  а  вся  жизнь - игра, а люди в ней актеры. Иногда   и теперь  так говорят: жизнь - игра.   Пусть  это образное представление жизни-игры уже  стало иное,  но будут еще  более заметные изменения. Об этом свидетельствует сама  постановка  властью названной проблемы школы перед учителями,   еще не обу-ченными стратегическим подходам, а за  их инициативами последуют возвышение значимости учителя  в народе и государстве,  а за этим -  широкая практика по возвышению  уровней интеллекта,  физического, духовно-нравственного и патриотического здоровья  и квалификации  российского человека.  А  тогда  он - квалифицированный человек, тогда он – активная единица развитого общества высокой квалификации. Следовательно, чтобы  России выжить, да и не только  выжить, а скорее стать могущественной,  нам всем, каждому из нас предстоит быть  в  «игровой» роли одной,   в роли Человека  (с большой буквы),  а  разучивать его  роль и функции одинаково - по  одному Учебнику (тоже с большой буквы).  Если вдуматься в этот  неожиданно возникший замысел, то это же  будет …  так просто. И скучно.  Но интрига   состоит в том, что пока нет  неоспоримо  приемлемого  всеми знания  о том, каковы они - единая для всех роль Человек квалифицированный, и один для всех Учебник жизни главный, но непременно, они – на основе новой науки «Профессиональное творчество». Ибо только она связана своими входами и выходами со всеми традиционными науками, с трудом всех родов, с творчеством всех видов и направлений. Она пока еще молода,  она слабо развита, малоизвестна и игнорируется чиновничеством и образовательными структурами.  Но ее уже нельзя отбросить и забыть. А наоборот! Нужна  такая всероссийская  добровольная кооперация всех  интеллектуальных сил России, чтобы  в практике  школ страны по освоению  и развитию  ее как науки общеобразовательной  были возможности  и потребности  для оптимизации своих образовательных концепций, школ и стратегий.


Рецензии