Как быть - вот в чем вопрос
инф – целостный образ проблемы
1. Известно. Президент РФ Дмитрий Медведев, посетив в рамках рабочей поездки по Краснодарскому краю общеобразовательную школу №55 в селе Измайловка, заявил, что ожидает от каждой из 52 тысяч российских школ разработки собственной стратегии развития на ближайшие 5-10 лет. На встрече с учителями этой сельской школы президент отметил, любая школа, даже самая маленькая, должна получить свою программу развития и доба-вил: "это должна быть не маниловщина, но в то же время это должен быть, что называется, полет фантазии", и уточнил: иначе нам не выжить. Такой жесткий подход высшей власти к проблеме «Какой быть Российской школе» означает системный кризис и ключевой вопрос, «Как быть» - т.е. быть всем, стране - основе современной Российской цивилизации, Государству как управляющему бытием страны, гражданскому обществу, организатору российского бытия, и человеку, исполнителю программ развития. Закономерность такого вопроса к перспективам России подтверждают известные факты. В 2000 году, когда Россия была еще на переломе своего духовно-экономическо-политического образа, уже была поставлена проблема «Какой быть Российской школе», а в Кремле силами 5000 делегатов была принята концепция развития российского образования до 2010 года, а уж затем она была не выполнена, а затем стала невыполнимой и ненужной без публичного анализа «стратегия 2020», и стала необходимой мотивация корпуса учителей от десятков тысяч российских школ. А ведь ныне российскому учителю, не обученному в школе проблемному творчеству, перегруженному задачами улучшения неэффективного стандартизованного образования, замученному бесплодными "воспитательными" работами второй половины дня и упреками родителей и общественности, - ему же ныне не до стратегических разработок, не до «полета фантазий», не до радостей встреч с детьми, пораженными наркотиками, алкоголем и т.п. Ему выжить – и то труднее, чем многим другим «фракциям» российского недоразвитого гражданского общества. И вот на этом фоне российская молодежь по уровню интеллектуализации переместилась в мире за последние 40 лет с 2-3 места на 52-55-е. А России необходимы инновационные идеи инициативные, притягательные, плодотворные для выбора лучшей и них.
С моего поля видения педагога-пенсионера, давнего исследователя социально-педагогических национальных проблем, кризисное состояние вызывает и «пролонгирует» долговременное «перенедопонимание» российской нацией главных сущностей: основ труда - цели, задач и методов разделения труда.
2. Идея. Демократической России для модернизации предстоит прежде экстренный перевод сил молодежи, школы, народного образования и всего народа от проблемы лично-мотивируемой традиционной «Кем быть» к стратегической проблеме «Как быть» с обращением ее к человеку, личности, семье, обществу, государству.
3. Обоснование. Ныне стихийно сложившиеся «ветви» модернизации по отраслям «обросли» пустословными импровизациями так густо, что от этого ее идея утратила притягательность для профессионального творчества, саму модернизацию в воображении стало проще уподобить столпотво-рению у Вавилонской башни, решения на действия много проще традиционные, волевые, т.е. случайные, не сообразные фактическому ходу дела, мнимые ожидания перерастают в недоверие и в неверие в успехи, принципы патриотизма стали неуместными, а потребность в национальной идее развития осуждается публично. В частности, в журнале «КоммерсантЪ. Власть», №11, 2010 г, обсуждается модернизация России как «Предсмертная модернизация» ; с учетом исторического печального опыта многих стран. В проти-вовес этому, выявленная выше идея имеет основу в моих авторских публикациях от 2002-2008 г., в материалах, направленных в 2009 г. на конкурс «ДЕРЖАВА-2009».
4. Технико-технологическое обеспечение. России не-обходимы инновационные методические решения: инициативные, притягательные, плодотворные для выбора лучших. В числе пропагандируемых главных достижений мною отмечаются:
Родовая классификация труда как основа для направлений обучения.
Наука «Профессиональное творчество» как основа единой технологии труда и практики проблемного учебного творчества. "Мерное образование» как перспективный путь развития Российского об-разования. Клуб, раут и смотр-конкурс групповой деловой игры «Профессиональное творчество» - как принципы и формы организации проблемного высокого (по науке) самообразования.Инф – новая мера и единица учебной информации для самоообразования и формирования системных образовательных потоков.Инфизация информации – методика создания инфов для ГОР силами учителей, студентов, старших школьников.ГОР – Государственный образовательный регистр проблем для мерного образования и практики самообразования.Дом учителя – региональный центр единения сил и оптимизации методов, идей, целей и направлений образования, упомянутых выше. Далее.
Индустрия образования практикой проблемного самообразования – это принцип наиболее активного, усердного сочетания традиций классно-урочного просвещения и практики освоения науки «Профессиональное творчество» с целью физического, морального, интеллектуального, духовно-нравственного и патриотического оздоровления молодежи и всей российской нации.Национальная идея демократической России – как главное условие однонаправленных действий, ведущих к успеху модернизации по принципу «Россия, вперед!». Все это в совокупности - Обоснование лозунга: «Могущество России прирастать будет творчеством!»
5. Организационные решения. Организационные проблемы относятся к разным сферам государственной, общественной, личной, семейной и корпоративной деятельности. Главная задача педагогического корпуса страны методическое обеспечение каждого обучающегося для практики самообразования. Например, создать в соавторстве с педагогами СКИПКРО книжечку карманного формата по прототипу: Бородастов Н. И. Семинедельник практики самостроя личности. – Ставрополь, СевКавГТУ. – 261 с.; или: Бородастов Н. И. Практикум высокого самообразования. – Ставрополь, СевКавГТУ, 2008. – 227 с.
Главные направления самообразования – возвышение физического, этического, интеллектуального, духовно-нравственного и патриотического здоровья молодежи в практике публичных деловых игр «Профессиональное творчество».
6. Управленческие решения. Управленческие проблемы относятся к разным сферам общественной, личной, семейной и корпоративной деятельности, главное, они автоматически включаются в игровую деятельность молодежи. Здесь нам следует организовать сотрудничество по проблеме из прототипа: Н. И. Бородастов. Об организации качества образования и обустройстве России / Материалы научно-методической конференции СевКавГТУ «Качество высшего профессионального образования: обеспечение, контроль и управление». – Ставрополь, Сев-КавГТУ, 2003. (стр. 17-22).
7. Исполнительская деятельность. Это сфера стратегических решений для анализа, сопоставления и корректирования действий «Как быть», планируемых и представляемых на всех предыдущих шести этапах алгоритма профессионального творчества, с опорой действий личности на принцип природосообразности и национальных потребностей. В частности, уместна практика высокого самообразования в деловых играх «Профессиональное творчество» , в том числе по вопросам низвержения Триады человеческих пороков в массовой идейно-патриотической деятельности по главным на-правлениям, в частности: в форумах «Социализация», «Антитриада», «Модернизация», когда человек высокой квалификации – это цель высокого образования, Человек культуры - норма российского образования, а наука ПТ – главное формирующе-технологическое средство по проблеме «Как быть».
В этих новых напряженно-мобилизационных обстоятельствах умест-но вспомнить популярные представления жизни из времен эпохи Шекспира, когда в фантазиях людей цивилизованный мир был как театр, а вся жизнь - игра, а люди в ней актеры. Иногда и теперь так говорят: жизнь - игра. Пусть это образное представление жизни-игры уже стало иное, но будут еще более заметные изменения. Об этом свидетельствует сама постановка властью названной проблемы школы перед учителями, еще не обу-ченными стратегическим подходам, а за их инициативами последуют возвышение значимости учителя в народе и государстве, а за этим - широкая практика по возвышению уровней интеллекта, физического, духовно-нравственного и патриотического здоровья и квалификации российского человека. А тогда он - квалифицированный человек, тогда он – активная единица развитого общества высокой квалификации. Следовательно, чтобы России выжить, да и не только выжить, а скорее стать могущественной, нам всем, каждому из нас предстоит быть в «игровой» роли одной, в роли Человека (с большой буквы), а разучивать его роль и функции одинаково - по одному Учебнику (тоже с большой буквы). Если вдуматься в этот неожиданно возникший замысел, то это же будет … так просто. И скучно. Но интрига состоит в том, что пока нет неоспоримо приемлемого всеми знания о том, каковы они - единая для всех роль Человек квалифицированный, и один для всех Учебник жизни главный, но непременно, они – на основе новой науки «Профессиональное творчество». Ибо только она связана своими входами и выходами со всеми традиционными науками, с трудом всех родов, с творчеством всех видов и направлений. Она пока еще молода, она слабо развита, малоизвестна и игнорируется чиновничеством и образовательными структурами. Но ее уже нельзя отбросить и забыть. А наоборот! Нужна такая всероссийская добровольная кооперация всех интеллектуальных сил России, чтобы в практике школ страны по освоению и развитию ее как науки общеобразовательной были возможности и потребности для оптимизации своих образовательных концепций, школ и стратегий.
Свидетельство о публикации №213071901047