Уроки от Ушастика

Восход заалел, над лесом, над рекой и к излучине морской понеся ветер удалой. Летит, играет, листья слабые с веток сдувает. И тут на пути встал дуб высокий с цепью золотой. Ветерок покружил раз другой и скрылся в глади морской. На ветке верхней сидит песенку насвистывает Кот ученый: шкурка черная, на груди белое пятно и зеленые глаза. Легонько встал, прыг-скок и уже на цепи усатый кот.

Кот ученый заулыбался, заговорил:
- Здравствуйте дорогие ребятишки. Рад снова вас видеть! Успел приготовить еще одну сказку. Самую необычную, самую интересную. Да не так проста будет сказка. Урок несет, что мы должны любить и уважать дом, в котором живем. Как то случилось на Севере далеком, где тундра простор берет. Где зимой бывает студеная вьюга, морозная метель, а летом солнышко не уходит за горизонт. И вот произошла история с двумя братьями, что так любили баловство. Вот послушайте.

Тундра широкая, речки, озера и между ними болота. Все растет, благоухает и поет. У речки на берегу крутом стоит небольшой поселок: десяток домиков, магазинчик, школа и детский сад. Вот растут два брата-балагура Денис и Юра. Вредными растут. Юра высокий и худой, нос пятачком, Денис помладше, маленький, уши торчком и нос крючком. Перед родителями ангелочки, как одни - хулиганы. Родители в магазин сходят, стеклянных банок с огурцами и помидорами принесут. Как только банки пустеют они тайком выносят за сараи, чтобы всласть покидаться и побить стекло. Им все равно, молодость — удаль лихая. Тут у сараев детали отца лежат, неправильно лежат. Раскидаем и покажем на собаку, что сидит у будки на цепи. Соседи вышли во двор, костер поленьев собирают. Денис и Юра переглянулись. В тундре ветра постоянны. Сегодня слабенький ветерок, а завтра может пронестись чуть ли не ураган. Соседи отвернуться и не будет сложенного костра, все поразбросают братья. Одно полено там, другое здесь. Братья знают, что от баловства много лихого веселья.  Только не надо попадаться соседям на глаза потому, что могут получить крепкого ремня. Представляют себя пиратами семи морей.

Напроказив, бегут домой чумазыми и грязными. Родители не в восторге, ругань по дому гремит. Сядут за стол с горящими ушами, в сердце горечь, но в глазах скачут хитрые искры. Мама добрая, милая, с густыми черными волосами, светло-карими глазами умываться отправит, накормит, напоит, рассеется горечь и печаль. Вечером перед сном разговаривают тайком.

- Денис давай завтра в болото что-нибудь накидаем, - прошептал Юра.

- А что накидаем? - спрашивает Денис.

- Придумаем. Будет очень интересно, - гордо отвечает Юра.

- Всем по кроватям! - скомандовала мама.

Утром отец идет на работу: невысокий, плотный, смуглый кожей от жаркого солнца, колючего холодного ветра и черные глаза. За завтраком смешит ребят: рожицы корчит и ушами шевелит.

- На выходных на рыбалку свожу. Научу, как правильно ловить. Хотите?  - подмигнул отец.

- Да! - хором ответили ребята.

- Чтобы наловить много рыбы, то кушайте кашу. Вырастите до выходных сильными. Идет? - широко улыбнулся отец.

- Угу! Ага! - закивали ребята.

- Только не балуйтесь сегодня. Не хулиганьте, - строго посмотрел на сыновей отец.

- Не будем, - отвернулся Юра, рассмотрев муху на потолке.

- Не будем, - вторил младший Денис, уткнувшись в кашу.

- Сегодня особенный день. Когда нельзя вредить, ругаться и делать плохое, - сказал он.

- Почему, - не поверил Юра.

- Сегодня день Ушастика, который следит за добром и наказывает за зло, - спокойно ответил отец.

- Это сказка, - хмыкнул Юра.

- Ушастик настоящий? - открыл широко глаза Денис.

- Конечно, настоящий, - улыбкой поддержал младшего сына отец. - Мне на работу пора. Всем пока!

Летний день начался чудесный: солнышко греет, чуть ли не припекает, южный ветерок насекомых сдувает, свобода, каникулы и гуляй широкая душа. Ребята прогремели босыми ногами, пол деревянный проскрипел визгливо, кроссовки на ноги и на улицу, на простор. Выбежали, ноги несут по кочкам, прыжками перелетают лужицы болот. Пока не знают куда бегут, а куда глаза глядят. Юра схватил корягу, давай махать во все стороны. Денис последовал его примеру, веточкой ивы начал хлестать. Взлетели в воздух под ударами братьев листья карликовой березки, багульник, морошечник, болотистая земля вперемежку с травой. Из дому донесся голос мамы, но ветер унес слова. Пожали плечами братья и побежали дальше.

Набегавшись по тундре, вернулись к дому. Мама встретила у порога, молча показала на ведра.

- Я устал! - сказал Юра, показав на грязные руки.

- Ножки болят, - кивнул Денис.

- Не врите, а берите ведра и марш за водой. А мне на работу пора, - скомандовала мама.

- Ладно, - пробурчал Юра.

Братья хмурыми пошли на далекое озеро. Комары и мошкара довольные закружились вокруг. Кусают, жалят, шипят братья. Ведра тяжелыми становятся с каждым шагом, вытягивают руки к земле. Ненавистны братьям ведра, гнетет свободный дух работа. Братья бурчат, ворчат, передвигают медленно ногами. Как только братья взбунтовались, кинули на землю ведра перед ними с хлопком из дыма возник Ушастик: маленький старичок в цветастой одежде, ростом до колена, белая бородка, уши, как у слоненка, красный нос картошкой и большая желтая шляпа. Денис взвизгнул звонко, Юра закричал.

- Ой! Ой! Зачем так громко кричать. Напугали старичка, - всплеснул руками Ушастик.

- Большая мышь! - выкрикнул Денис.

- Дух! Чур меня, чур меня! - побелел лицом Юра и понеся наутек.

- Пожалуйста, не пугайтесь ребята, - улыбнулся Ушастик.

- Кто ты? - смог только спросить Денис. Застыл столбиком, страх сковал ноги и руки.

- О! Молодой человек не побежал. Как приятно. Сейчас представлюсь. Я Ушастик, страж добрых дел. И не надо меня бояться, - поклонился старичок.

- Денис, - вяло ответил мальчуган.

- Очень приятно познакомиться Денис. Ответь, пожалуйста, ты и твой брат с хорошими делами начали день? - прищурился Ушастик.

- Ну, начали с игр, - промямлил Денис.

- Я глядел, глядел и увидел вас. Что вытворяли. Ай, яй, ай! Братья! Сегодня с утра вырвали сорок кустов, измяли большую площадь мха, раздавили десяток куропачьих гнезд, закидали железом болото. Папа будет недоволен, а он у вас хороший, - затараторил Ушастик, захлопали уши в такт кивкам.

- Нет. Мы ничего не делали, - быстро выговорил Денис.

- Как это не делали? - удивлено уставился бусинками глаз Ушастик. - Сейчас спросим старшого брата.

Старичок смешно забегал кругами, словно собачка собралась поспать. Забурчал невнятно под нос и пальцами щелкнул, ножкой притопнул. Как рядом повалил дым и упал очумелый Юра.

- Вот и твой старший брат. Юра, - поклонился Ушастик.

- Как я сюда попал? - Юра посмотрел на Дениса.

- Мне помогает волшебство, - рассмеялся Ушастик, продолжив. - Теперь нужно преподать вам урок.

- Какой урок. Я не люблю никаких уроков, - открыл рот Юра.

- А такой, что стекла в тундре бить плохо. Могут поранятся животные и люди, - погрозил пальцем Ушастик.

- Мы не бьем стекла, - хором ответили братья.

- Врать не надо. Только добавятся уроки, - сказал Ушастик, раскинув руки.

Братья переглянулись, что им маленький старичок, чего они его слушают. Юра встал, отряхнулся, кивнул Денису, который понял брата с одного взгляда. Резко сорвались с места, как стрелы, выпущенные богатырской рукой и побежали домой. Бегут смеются. Перехитрили маленького старичка. Не догонит он их на коротеньких ножках. Пойди, найди их. Не получиться. Добежали до дома, смеются громко, потянули за ручку двери, как на пороге возник старичок. Братья вскрикнули, испугались.

- Вы от меня не убежите и не скроетесь ребята, - хихикнул Ушастик.

Только начали разворачиваться братья, чтобы убежать, как старичок щелкнул пальцами. В руки прилетели метла, лопаты, мусорные мешки залетали вокруг.

- Не забывайте ребята поговорку: «Любишь кататься, люби саночки возить!», - сообщил Ушастик  и исчез.

Во дворе дома ожили все инструменты, заскакали, затанцевали, лезут в руки ребят. Юра и Денис не могут ничего с собой подделать, руки не слушаются, ноги сами ходят. Началась генеральная уборка: метут, собирают мусор, поднимают стекла, прибирают разбросанные отцовские детали, складывают дрова. Закончив прибирать во дворе, дружно побежали за водой, на ходу подцепили забытые ведра. Комары и мошкара летят за ними тучей, но догнать не могут. У озера быстро воды набрали и бегом обратно домой. Ребята уже ноют, берет усталость. Каждый думает про себя, что больше проказничать не будут, не будут ломать, крушить, раскидывать тайком дрова. Уши стыдом горят потому, что зря баловались, не слушали родительских советов.

Так день к вечеру склонился, на улице начало темнеть. Мама с папой с работы вернулись. Остановились во дворе, понять не могут ничего.

- Что-то изменилось? - спрашивает отец.

- Смотри, как чисто во дворе, - охнула мама.

- Не мусора, не стекол, дрова собраны в костер! - восхищается отец.

- Натаскана вода, а какой вкусный запах, - принюхалась мама.

- Родственники приехали? Пошли в дом, - сказал отец.

На пороге остановились, открылись рты: царит чистота и порядок, подогретый чайник, каша на столе, нарезанный хлеб аккуратно сложен на подносе, ни пылинки нигде. Не бывало еще такого, чтобы придя после работы не наступить на забытую игрушку, не подскользнуться на пролитой луже. Сколько хлопот доставляли ребята, сколько приходилось чистить дом после них, сколько нервов было потрачено. Не заболели ли они? Родители ринулись в детскую комнату. На кроватях сопят носами два брата, два брата-балагура.

- Ай-да, молодцы! - выкрикнул отец.

- Тихо ты. Разбудишь. Лучше пойдем, чаю попьем, - прошептала мама.

- Точно возьму на рыбалку, - улыбнулся отец.

По цепи золотой прошелся Кот ученый, мурлыча говорит:
- Ребята перестали лихо баловаться, поняли урок Ушастика. Что надо за собой всегда прибирать, что плохо специально ломать, бить, крушить. Нельзя оставлять место грязным потому, что вернешься обратно и будет очень неприятно самому. Родители теперь довольные, что теперь каждый день братья не оставляют за собой разбросанных вещей. Ушастик приглядывает за  чистотой, за порядком маленького поселка северного Лукоморья. И мне остается только с вами попрощаться. Но еще увидимся!

Заход заалел, над морем, над рекой и к лесу понеся ветер удалой. Летит, играет, барашки волн поднимает. И тут на пути встал дуб высокий с цепью золотой. Ветерок покружил раз другой и скрылся в глади лесной. На ветке верхней сидит песенку насвистывает Кот ученый.


Рецензии