Полиморфизм

   ЭТИКА И ЭТОЛОГИЯ


3. Полиморфизм

Сущность всего прогресса - начиная с отдаленнейших времен прошлого, которых наука имеет хоть какую-нибудь возможность достигнуть, и до вчерашней летучей новости - заключается в превращении однородного в разнородное. (Спенсер)

В разных ситуациях требуются разные добродетели, где-то - церковного старосты, а где-то - пилота-истребителя. (Паркинсон)

Жажда быть "как все", - мощнейший двигатель процессов социализации, не случайно эволюция его выработала и отшлифовала, но не случайно и то, что включение этого механизма приурочено к периоду раннего детства. Когда же сроки сдвигаются и тяга к униформизму завладевает сложившейся, созревшей личностью, возникает разрушительный, деструктивный эффект. (Белкин)

Чтобы созрел великий национальный писатель, необходимо, чтобы он прошел межнациональное перекрестное опыление. (Искандер)

В обществах первобытных, не знающих разделения труда, группы людей составлены из единиц, однородных и связанных между собой весьма тесно, тогда как самые группы чужды и враждебны друг другу. Прогресс общественности сказывается в том, что тесный круг переходит в более широкий, включающий в себя несколько прежде обособленных общественных единиц. Этот процесс происходит параллельно и в зависимости от другого. Первоначальная однохарактерная по своему составу группа все более и более дифференцируется благодаря разделению труда. Общественная солидарность начинает опираться на новом начале распределения функций, создающем большую зависимость между лицами, отправляющими каждый только одну из этих функций. (М.Ковалевский)


Отбор действует не только на уровне индивидов, но и на уровне популяций; т.е. он способствует росту наиболее приспособленных популяций, что не обязательно означает: состоящих из наиболее приспособленных индивидов. Отбор может закреплять разнообразие индивидов: часто не какая-то форма является наиболее выгодной для выживания популяции, а выгоднее сосуществование нескольких форм - полиморфизм (сравни: плюрализм в идеологии).

Полигамия способствует получению наиболее качественного потомства (потому что в этом случае потомство оставляют в основном только самые сильные и предприимчивые отцы, и эти качества иногда наследуются). Моногамия способствует поддержанию полиморфизма.

С развитием цивилизации в обществе растет специализация (как когда-то росла специализация клеток в организме), так что снижаются требования к физическим и умственным качествам человека: в хорошо организованном обществе человеку вполне достаточно уметь точно исполнять инструкции. Правда, растут требования к обучаемости, т.к. окружающий мир стал больше меняться в течение жизни одного человека. Идеал всеобщего творческого труда, при котором отдыхом является перемена вида труда, оказался неосуществим; в наиболее экономически развитых странах человек настолько выкладывается на работе, что отдых ему доступен, как правило, лишь очень примитивный: гладиаторские бои, примитивное кино, шумная квазимузыка, пляж; остальные народы не сумев позаимствовать способность к труду, заимствуют привычку к примитивному отдыху.

У гладиаторов, кинозвезд и, отчасти, политиков есть еще одна функция (кроме способствования релаксации): они в какой-то степени делают современный глобальный мир не столь обезличенным (будучи в курсе личной жизни одних и тех же персон, граждане современного мира чувствуют себя в нем, как некогда чувствовали граждане деревни).

Культура это всё то, чему люди и другие животные учатся друг у друга. У людей это гораздо большая доля осваиваемой информации, чем у других животных.

Более удачные культургены распространяются не только за счет более быстрого роста популяций, в которых они имеются, а также за счет покорения ими и насильственной ассимиляции соседних популяций, но в особенности за счет заимствования у соседей, причем чаще у более удачливых соседей. Такое заимствование играет ту же роль в отношении культургенов, какую половое размножение - в отношении генов: обеспечивает возможность рекомбинации.

Имеются две противоположные тенденции (славянофильство и западничество - пример их проявления): стремление во всем подражать преуспевающим соседям и стремление во что бы то ни стало сохранять самобытность; первая способствует распространению более удачных культургенов (хотя вместе с удачными заимствуются и неудачные); вторая способствует сохранению разнообразия. Полиморфизм, т.е. разнообразие, необходим, т.к. в разных условиях более полезными оказываются разные качества; да и в каждый момент полезно наличие различных особей и групп, в том числе, носителей различных традиций.

Смысл библейской легенды о вавилонской башне - в утверждении идеи плюрализма, в отрицании чрезмерной глобализации: любая дурь может легко овладеть человечеством, говорящим на одном языке; наличие многих народов приводило к тому, что вредный образ жизни мог погубить один народ, но не всё человечество. Способность людей приводить в исполнение самые грандиозные планы превосходит их способность предвидеть дальние последствия и, вообще, составлять разумные планы. Смешав языки, Бог замедлил прогресс и уменьшил риск самоуничтожения человечества; для каждого народа этот риск не уменьшился, даже вырос, но для человечества в целом он (до начала технической революции и глобализации) снизился до нуля.

В первобытные времена культура распространялась стихийно, от человека к человеку. Позже власти приобрели возможность насаждать знания и мнения на всей подвластной территории. Книгопечатание породило возможность передачи культуры, альтернативную передаче ее непосредственно от человека к человеку; пути распространения культуры стали по преимуществу вертикальными. Интернет дал новые гигантские возможности ее горизонтальному распространению. Если пираты победят шоубизнес, культура станет еще демократичнее.

Появление средств массовой информации привело к тому, что современный человек слышит голос динамика едва ли не чаще, чем живой, следовательно, он слышит то, что вместе с ним слышат тысячи или миллионы людей. Плоская шутка, сказанная с экрана, мгновенно становится поговоркой. В результате эволюция культуры стала столь быстрой, что многие (к счастью, не все) регулирующие механизмы не успевают срабатывать.

Поп-культура - отличительная черта нового времени. Ее главная особенность - она в значительной степени насаждается сверху. Верхи стремятся внушить народу выгодные им стереотипы. Внушить что бы то ни было умным людям трудно; ну и фиг с ними - (это пытались делать тоталитарные режимы и, разумеется, терпели фиаско). В этом причина некоторой дебильности поп-культуры: она и не расчитана на умных.


При групповом отборе между собой соревнуются близкородственные группы в целом, а не особи по отдельности. (Дольник)

В перспективе биологического времени существования вида нам не дано знать, кто "прав", а кто - нет, кто отстал, а кто зашел в тупик или идет не туда. Только максимальное разнообразие, сохранение всего, что способно сохраниться,- надежный путь к устойчивости вида. (Дольник)

В 1956 году крупнейший специалист по кибернетике У.Р. Эшби сформулировал закон, согласно которому динамическая устойчивость и эволюционный потенциал систем любой природы пропорциональны внутреннему разнообразию. (Назаретян)

Шанс на конструктивное преодоление кризиса система получает в том случае, если она успела накопить (сохранить) достаточный внутренний ресурс слабо структурированного и актуально бесполезного разнообразия. Какие-то из "лишних" элементов, сохранившихся на периферии системы, с изменением условий становятся доминирующими и обеспечивают образование новой, иногда более высокоорганизованной системы-наследницы. (Назаретян)

Именно адаптация к своим возросшим возможностям стимулирует качественные скачки в развитии, поскольку они становятся альтернативой саморазрушению. При этом эволюционно востребованными становятся элементы и качества, латентно присутствующие в системе, но прежде бесполезные и не настолько вредные, чтобы быть активно отбракованными. Накопленный ресурс актуально избыточного разнообразия обеспечивает устойчивость в изменившихся обстоятельствах. Когда наработанные схемы жизнедеятельности становятся контрпродуктивными, какое-то из латентных качеств приобретает доминирующее значение и вокруг него организуется новая структура. Таким образом, эволюционная модель смещает акцент с проблемы возникновения к проблеме сохранения новых систем. (Назаретян)

Думать надо не о том, где и как уменьшить население (это направление мысли самоубийственно), а о динамичной перестройке социально-политических, экономических структур, о формировании и распространении мировоззренческих, правовых, морально-этических основ, адекватных новым требованиям. К числу таких требований относится ускоренный рост внутреннего разнообразия, а в психологическом плане - высокий уровень терпимости к различиям, не имеющий аналогов в прежних культурах. (Назаретян)

Хайек показал, что демографический рост чреват опасностями постольку, поскольку он опережает рост социокультурного разнообразия, т.е. увеличивается количество "одинаковых людей". Когда множество людей желают одного и того же и владеют одними и теми же простыми навыками, они создают напряженность на рынке труда, конкурируют за ресурсы и наращивают их расход. Но когда увеличивается количество "разных людей", мыслящих непохоже и владеющих разнообразными умениями, параллельно умножаются социальные услуги. Отходы одних деятельностей становятся сырьем для других деятельностей, более полно вовлекая в единый круговорот вещественные и энергетические ресурсы. В итоге с ростом населения и потребления сокращаются расходы природных ресурсов и, что не менее важно, отходы социальной жизнедеятельности. (Назаретян)

Главный критерий выживаемости любой сложной системы - ее разнообразие. В теории систем существует закон иерархических компенсаций, или закон Седова. Он гласит, что рост разнообразия на верхнем уровне организации оплачивается ограничением его на нижних уровнях. От чего-то менее важного система отказывается, что-то унифицирует, но зато ее общая сложность возрастает. (Назаретян)

Как раз потому, что моральные, правовые ограничения сужают выбор средств, которые каждый индивид вправе использовать для осуществления своих намерений, они необычайно расширяют выбор целей, успеха в достижении которых каждый волен добиваться. (Хайек)

Реальное содержание прогресса - дифференциация. Но не всякая дифференциация хороша. (Померанц)

Развитие не есть движение от плохого к хорошему: развитие человеческой истории есть движение от примитивной цельности к запутанной сложности, которая, в свою очередь, полна проблем и трудностей. (Померанц)

Сопротивление глобализации так же старо, как она сама. (Померанц)


Рецензии