3. Великие романы. Вступление
«Кто выдержал испытание столетием, тот выдержал его навсегда».
Стефан Цвейг
Что может быть интереснее классического романа? Классика, конечно, понятие большое, но не стоит пугаться: даже в классике великих вещей немного. И среди них нет «правильных» по канонам (вообще-то говоря, весьма расплывчатым) романного жанра, они обязательно в чем-то да уродливы, не по форме, так по содержанию, не по стилю, так по фабуле — уродливы как воспроизведенная в них жизнь. И такие же прекрасные.
Что еще объединяет эти произведения? Ни одно из них не нуждается в звании «великий». Что прибавит этот титул «Моби Дику» Мелвилла или «Войне и миру» Л. Толстого? Этим романам не нужен чиновный сан и филологический восторг — ведь они созданы были вдали от житейской суеты, в тишине. И там же их лучше всего и «потреблять».
Мне с детства нравились романы (правда, не Ричардсона и Руссо), и они часто заменяли всё — и футбол, и «улицу», и даже кино.
Я без ума был от «Острова сокровищ» Стивенсона, «Человека-невидимки» Уэллса, «Собаки Баскервилей» Конан Дойла. Чуть набрался ума — и полюбил (более сдержанно) «Бремя страстей человеческих» Моэма, «Сагу о Форсайтах» Голсуорси, «Землю людей» Экзюпери.
Испытал кратковременный, со временем утихший восторг от «Мельмота Скитальца» Метьюрина и «Мастера и Маргариты» Булгакова.
На всю жизнь остался поклонником «Путешествий Гулливера» Свифта. Много раз перечитывал «Мертвые души» Гоголя и «Дон Кихота» Сервантеса. И т.д. и т.п.
Что же самое важное в этих романах? В большинстве из них главное то, что их содержание много шире текста, а их суть — глубже самых глубокомысленных трактовок специалистов. И дело тут — не только в зоркости вдумчивого читателя, но прежде всего — в авторе.
В настоящем писателе, в отличие от легиона графоманов и борзописцев, живет великая мысль и великая совесть, которые и понуждают его написать свой роман. Он обречен на него с рождения, рождается с ним, и умирает либо возрождается в нем. Без великой души романа не написать — в лучшем случае безжизненную и бессмысленную книжонку — ею прекрасно можно заполнить такую же пустую душу.
А что же повлияло на мой выбор — ведь любимых романов у меня гораздо больше ста, иногда по нескольку у одного автора. Видимо, вот что. Не оригинальная мысль: каждый пишет, как он слышит. Но верная. Прислушайтесь к Моцарту, к Чайковскому, к Соловьеву-Седому. Ведь у них при всем многообразии музыкальных образов и символов мелодия одна и та же — мелодия их души, услышанная их ухом и настоянная на их сердце.
Так и писатель всю жизнь пишет одно свое главное произведение, которое в зависимости от его плодовитости и таланта, а также широты взгляда на мир, обрастает ворохом замечательных, а когда и проходных произведений, становится «квинтэссенцией его души, его судьбы, его разума, его сокровенного и его творчества». (В. Еремин).
Этот посыл стал общим местом и в рассуждениях интеллектуалов — мол, каждый человек может написать один роман (и, увы, пишут). Известнейший Д. Джойс настаивал на том, что в чернильнице у человека есть только один-единственный роман, ему вторил малоизвестный, но тоже замечательный итальянский романист Итало Звево (Э. Шмиц): «Быть может, не останется незамеченным, что всю свою жизнь я писал один роман». Эту мысль можно найти практически у каждого прозаика. Да и что мысль? Оно и на деле так: самые яркие примеры — Дефо с «Робинзоном Крузо», Толкиен с «Властелином колец» и Сологуб с «Мелким бесом».
Десятки выдающихся романистов написали по сути всего лишь по одной книге — книге о себе, о своем месте в мире, о времени, в котором им довелось жить или в которое они все мечтали либо отчаялись попасть. Другие их сочинения (даже ПСС) лишь растолковывали, либо уточняли главный их труд.
Есть, конечно, и такие авторы, к которым не подходит это утверждение, но это сочинители до чрезмерности оделенные природой писательским даром — В. Скотт, Ч. Диккенс, Ж. Верн, Г. Уэллс, Ю. Мисима и др., русские писатели-богоискатели — Н.В. Гоголь, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.М. Горький. К ним на равных основаниях можно причислить и М.А. Шолохова, занимавшегося больше не богоискательством, а миропониманием. Если говорить о последних, каждый из них создал несколько гениальных произведений, из которых невозможно выбрать «лучшее», ибо все они такие.
Что предпочесть: «Войну и мир» или «Анну Каренину», «Идиота» или «Братьев Карамазовых»? Ведь у Толстого и Достоевского, помимо этих — еще несколько великих романов. Скажем, у Достоевского в его «пятикнижии» — «Преступление и наказание», «Подросток» и «Бесы». Очевидно, в поисках Бога невозможно замкнуться, как тому же Д. Джойсу, только на самом себе, а, значит, на одном только романе.
Итак, лучшие романы из тех, которые я прочел. Если применять сегодняшние мерки к оценке творчества современных писателей, они все «гениальные». Но, согласитесь, слово это заезжено до противности. Некоторые романы я назову гениальными, ну а прочие пусть будут просто великими.
От одного воспоминания названий «избранных» романов на душе наступает благость — прочитанные чуть ли не в другой моей жизни, они навсегда остались у меня на сердце или в уме. Теперь они здесь, перед вами, как моя память о чудных часах, которые они подарили мне. Здесь все личное, выстраданное, субъективное. Но тем и лучше, т.к. и каждый роман — средоточие ошибок, заблуждений, иллюзий автора, его мечтаний и надежд.
Среди них, конечно же, есть «про любовь», «про рыцарей», даже «про гоблинов» и еще много про что. Есть романы на все времена — «Ярмарка тщеславия» Теккерея и «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле.
Есть романы, которые и по сей день тревожат душу непонятно чем — «Процесс» Кафки. Есть и те, которые стали понятны только спустя 200 лет — «120 дней Содома» де Сада.
Есть вещи, пленившие раз и навсегда — «Сто лет одиночества» Маркеса или «Великий Гэтсби» Фицджеральда.
Есть разудалый «Бравый солдат Швейк» Гашека и камерный «Обломов» Гончарова; роман для всех — «Тихий Дон» Шолохова и для яйцеголовых — «Так говорил Заратустра» Ницше.
Есть тысячеверстная ширь «Угрюм-реки» Шишкова и крохотный островок «Повелителя мух» Голдинга.
Есть романы простые как правда (они и есть правда) — «Как закалялась сталь» Островского и есть изощренные как ложь (хотя там есть и правда) — «Улисс» Джойса.
А есть просто — без всяких привязок и оценок — «Братья Карамазовы» Достоевского и «Карлик» Лагерквиста, «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина и «Граф Монте-Кристо» Дюма…
Из прошлых веков до наших дней дошло не так уж и много романов. Во-первых, потому, что их там вообще не было, поскольку не было ни как такового книгопечатания, ни читателей, ни потребности у масс читать. На заре цивилизации (впрочем, как и на закате) люди предпочитали театр.
А, во-вторых, время не щадит слабые вещи, оно их превращает в труху, а в лучшем случае в удобрения для будущих урожаев мысли. По причине последнего из романов, о которых пойдет речь, лет через сто-двести в лучшем случае останется десяток-другой книг, но и это будет неплохо.
Памятуя высказывание Н.М. Карамзина о том, что «авторы помогают согражданам лучше мыслить и говорить», добавлю: они дают им шанс разобраться в собственной жизни. И хорошо, если люди начнут это делать с помощью великих романов — ошибок будет меньше и гордыни. Хорошо, если свою духовную жажду они станут утолять из этих большей частью чистых источников, а не из копытец с водицей.
Свидетельство о публикации №213071900037
Всегда готов - никогда не трушу...
Вадим Пряхин 13.12.2022 15:57 Заявить о нарушении
С уважением и теплом,
Вадим.
Вадим Пряхин 14.12.2022 08:35 Заявить о нарушении
Виорэль Ломов 15.12.2022 09:05 Заявить о нарушении