34. Эпилог. Да, жил-был счастливый мальчик...

НА СНИМКЕ: Один из распространённых плакатов того времени. Расхожий лозунг: "Спасибо любимому Сталину за наше счастлтвое детство!" Лозунг на плакате почти такой же: слово "любимому" заменено на слово "родному" и нет местоимения "наше".


       Я написал первую часть моих воспоминаний: мое довоенное детство. У каждого из нас свое детство и свои воспоминания.

      То, что ты, потомок (или читатель), только что прочел, МОЁ раннее детство и только мое. Такой была моя жизнь – светлой и безоблачной. Я жил купаясь в любви моих родных, верил в сказки, которые слышал, не только из их уст, но и по радио, верил всему, что говорилось и писалось. Но учился у моего дедушки, который неназойливо прививал мне определенные взгляды на жизнь, сам рассуждал и учил меня этому. Он все время связывал события, происходящие в мире с вечными ценностями жизни, которые только и являются критериями правильности происходящего. 

      Приближающаяся война, по-видимому, была для меня тогда всего-навсего, игрой, игрой ума. Но при этом во мне уже были воспитаны определенные взгляды на жизнь, на ценности, присущие гуманизму, идущие из глубины веков, из Ветхого завета. В меня вошли зачатки определенного миропонимания и мировоззрения.

      Я жадно впитывал в себя все, что слышал и видел, но теперь уже научился отличать, понимать, что есть что и кто есть кто. Видел и отбрасывал дурное и с радостью принимал новые дары человеческого интеллекта, окружающего весь наш земной мир, но коснувшегося меня пока только самым маленьким краешком.

      Жизнь, в которой я каждый день узнавал мир, казалась мне одним нескончаемым праздником, несмотря на то, что в меня входили совершенно разные события – и светлые, и темные. Но я-то жил в светлом мире.

      Вся эта жизнь внезапно ушла, как будто ее никогда и не было. Светлая жизнь осталась в прошлом, а на меня, ребенка, навалились взрослые проблемы – война, голод, бегство от врагов, лишения, самые худшие человеческие пороки, цинизм, смерть...

      Только память моя сохранила это счастливое время моей жизни.
 
      Не знаю, сумел ли я донести это до тебя. Надеюсь, ты проникся атмосферой моей жизни в 30-х годах и вплоть до 22 июня 1941 года.

      Но сегодня я вижу, что я жил в тепличных условиях, созданных мне моими родными, что моя жизнь была далека от реальной в это ужасное время.

      Эту нереальную жизнь создали для себя и для меня мои родители Они, как и миллионы других людей, живших в Советском Союзе, отстранялись от жизни других миллионов людей, - убитых, репрессированных, страдающих, униженных ...

      Они боялись, что это может произойти и с ними, закрывали на все глаза, говорили о чьих-то ошибках на местах, о перегибах, которые непременно будут исправлены Сталиным...

      Они не понимали, почему страх пришел в наш дом, почему в стране победившего социализма оказалось так много «врагов народа», даже прежние вожди, которым раньше верили... .

      Они все еще верили в идеалы коммунизма и были убеждены, что строят социализм, лучшее общество на земле... И верили «великому и мудрому вождю всех времен»...  И оберегали меня...

      Ну, а уж я, который не знал всего этого, купался в любви, жил от одной радости до другой, тем более верил, что буду всегда жить так же счастливо, как теперь, верил в то, что такая жизнь у меня будет всегда. Я жил в иллюзорном мире, верил в этот мир и представить не мог, что это все внезапно может измениться...

Окончание Части 2 Книги 1.
Продолжение (Часть 3) следует: http://proza.ru/2013/07/22/346


Рецензии