Славянская любовная культура

Своеобразием отмечена славянская любовная куль-тура. Если в западной превалирует открытость, в американской рациональность, то в славянской – интимность. Интимность означает: задушевность, сердечность, искренность. Славянская любовь далека от прагматизма и публично неосуществима. Она требует непременного отделения от окружающих и глубинного сопереживания. Вспомним слова Л. Толстого, вложившего их в одного из своих героев:
«Пока человечество живет, перед ним стоит идеал, и, разумеется, идеал не кроликов или свиней, чтобы распло-диться, как можно больше, и не обезьян или парижан, чтобы как можно утонченнее пользоваться удовольствием половой страсти, а идеал, достигаемый воздержанием и чистотой»,
Трагичной была судьба княжны Евпраксии Всево-лодовны , дочери киевского князя Всеволода Ярославича, сестры Всеволода Мономаха и внучки Ярослава Мудрого, в замужестве маркграфини Штаденской, королевы Священной Римской империи., Евпраксия росла в Киеве, при великокня-жеском дворе, пока в 1083 из Германии на Русь не пришло свадебное посольство от саксонского дома Штаденов. Отец Евпраксии, заинтересованный в родстве со знатным герман-ским семейством, дал согласие, и 12-летняя девочка была от-правлена в Саксонию в жены к немолодому уже Генриху Шта-денскому вместе с «несметным богатством, нагруженным на верблюжий караван». Прибывшую отдали на воспитание и обучение в Кведлинбургский женский монастырь, где она должна была научиться говорить по-немецки, читать на латы-ни (который был официальным языком Европы того времени). Ее  имя заменили католическим аналогом – Пракседис. За три года, проведенных в монастыре под надзором сестры импера-тора, двадцатипятилетней Адельгеды, Евпраксия овладела не только языками, но и «книжными премудростями». В 15 лет она приняла католичество и получила при крещении новое имя Адельгейда.   Вскоре состоялось и ее обручение с Генрихом Штаденом, но брак оказался недолгим: менее, чем через год Генрих при невыясненных обстоятельствах умер. Маркграфство перешло по наследству к брату умершего, Людигеру. А бездетная юная вдова, Евпраксия-Адельгейда, вновь вернулась в Кведлингбургский монастырь к аббатисе и воспитательнице. На близком знакомстве с 15-летней русской вдовой настоял брат аббатиссы – германский император Генрих IV, перед этим  в конце  1087 года потерявший жену Берт и ставший вдовцом. Русской княжне он показался весьма привлекательным, возможно, после четырех лет однообразной, монотонно-скучной жизни в монастыре. Прельщенный юностью и воспитанностью Евпраксии, сильно отличавшейся умом и красотой от его придворных дам, как утверждал один из немецких хронистов, Генрих IV возложил надежды на установление через нее родства с могущественным киевским княжеским домом. Император хотел привлечь Русь в союзники в борьбе с римским папой, Урбаном II, и могущественной маркграфиней тосканской Матильдой. Генрих IV сделал Евпраксии предложение стать германской королевой. Киевский князь послал дочери свое благословение. 14 августа 1089 было официально объявлено о коронации. В Киев было послано извещение о браке и выражена надежда на взаимопонимание. Однако цель не была достигнута: Византия прервала взаимоотношения с Германией, а византийский император Иоанн II Продром, стремившийся удержать Русь в сфере своей политики, дал понять, что новый брак Евпраксии не поддерживает. Киев отказался вступать в союз с Генрихом IV.

Юная королева оказалась в непростом положении. Став в 19 лет соправительницей громадной Священной Рим-ской империи, она не имела возможности не только решать что-либо самостоятельно, но и узнать о родных, о сестрах, оставшихся в Киеве. Да и новый муж, как выяснилось, имел «необузданный характер»: , Генрих IV принадлежал к секте сатанистов-николаитов, тайные мессы которой сопровожда-лись развратными действиями. О безнравственности герман-ского императора многим было известно задолго до его брака с Евпраксией. Так, достоянием гласности стали его  издевательства над первой женой Бертой ( Генриха IV  своими руками держал женув то время, когда другой ее насиловал»). ,
Когда  стало ясно, что планам Генриха IV по вовле-чению Киева в продолжавшуюся борьбу с папским престолом не суждено сбыться, император начал вымещать свою злобу на жене. Принудив ее к участию в тайных оргиях николаитов, Генрих лично наблюдал за действиями насильников. Первое время  Евпраксия-Адельгейда молчала ( по женской стыдливо-сти), а когда величина преступлений победила женское терпе-ние, она раскрыла это дело священникам и епископам» и стала искать их поддержки в официальном разрыве с мужем-императором.Возможность разглашения тайны привела Ген-риха IV в ярость. Он не ожидал от Евпраксии ни искренности, ни бесстрашия, поэтому для начала решил просто удалить  по-дальше от двора. Она была направлена им в Италию, в личный замок императора в Вероне. Там в конце 1090 императрица родила сына. Тот прожил  всего два года. Старший сын Генриха IV Конрад ,предложил мачехе помочь ей бежать в Каноссу к папе Урбану II и рассказать там ему обо всем. Во время переезда двора Генриха IV из Вероны в Лангобардию их план осуществился.
, Евпраксия-Адельгейда прибыла в Каноссу, где была встречена папой Урбаном II как императрица, торже-ственно и с почестями. Здесь она получила известие от Конра-да, настоятельно предлагавшего мачехе подать на церковный собор в Констанце грамоту с жалобой на мужа, чтобы таким образом оповестить всю Германию о постыдных деяниях им-ператора Генриха IV. Собор в Констанце (герцогство Швабия) состоялся в апреле 1094 года. На нем читалась и обсуждалась грамота с жалобой Евпраксии на унижения, которым ее под-вергал муж. После собора в Констанце папа Урбан II предло-жил ей выступить с теми же разоблачениями на предстоящем общеитальянском соборе. В те времена обнародование по-дробностей сексуального насилия позором ложилось не только на насильника, но и на его жертву. Публичное выступление жены против мужа было равнозначно гражданскому само-убийству, так что, чтобы подняться над этими предрассудками, нужно было обладать незаурядным мужеством. Евпраксия им обладала. После подробных рассказов о сексуальных извращениях мужа, она была освобождена собором от всякого наказания, ибо «к греху, в котором она покаялась добровольно и публично, ее принуждали тяжелейшим насилием». Разоблачения Евпраксии оказались сокрушительным ударом по престижу императора, которым воспользовались для своего возвышения Конрад и маркграфиня тосканская Матильда.

Евпраксия же по окончании собора к бурной двор-цовой жизни не вернулась. Почти два года она прожила в Ита-лии. Получив известия с родины, она переехала из Италии в Венгрию к тетке, Анастасии Ярославне, а от нее перебралась домой, в Киев, где поселилась в доме матери. Там она получи-ла известие о том, что ее мучитель, Генрих IV, умер. Это дало Евпраксии моральное основание постричься в монахини в Ан-дреевском монастыре. Не прожив в монастыре и трех лет, Ев-праксия умерла. Тело ее было погребено в Киевском Печер-ском монастыре.


Рецензии