Испанская баллада II

                Испанская  баллада II

    Концерт фламенко в первый вечер нашего пребывания на побережье Коста Брава в городе Лорет де Мар  можно назвать прелюдией знакомства с Испанией и одним из её самых красивых и самобытных городов – Барселоной.

      У нас и у семьи моей двоюродной сестры Славы разные цели пребывания в Испании. Кроме совместных часов общения с ними, мы планируем увидеть, как можно больше достопримечательностей, а они - отогреться на солнышке, которого в туманной и слякотной Германии, в отличие от нас, живущих в Израиле,  им так недостает. К тому же
 в Испании они не впервые.
        На календаре вторая половина мая. На побережье Коста Брава погода  соответствует зимней погоде   в Израиле, и мы, стоя на набережной, видя как они  «загорают»» на пляже, откровенно говоря, съеживались.

       Наше знакомство с Барселоной началось  на одной из её центральных площадей Каталония.  Её периметр достаточно большой и она  довольно многолюдна. Много скамеек для отдыха. Затворами фотоаппаратов и  камер щёлкают туристы. Тут же рядом спокойно фланирует огромное количество голубей. Площадь украшают несколько фонтанов, а венчает её  памятник бывшему президенту Каталонии Франсеско Мусья, первым объявившим её свободной независимой Республикой, за что и поплатился жизнью: в 30-е годы прошлого века он был расстрелян франкистами.

      Солнечный, но не жаркий день, для нас израильтян – манна небесная. Настроение приподнятое, подогретое ожиданием встречи и знакомства с легендарным городом.
Озираясь по сторонам, вижу обрамляющие площадь типичные для позднего средневековья   дворцовые ансамбли, соседствующие с  более поздними  массивными многоэтажными домами и административными зданиями. Вдруг, в голове рождается, принижающая впечатление, мысль: все очень традиционно, как будто уже где-то виденное. Взгляд останавливается на второстепенном: обилии мотоциклов и необыкновенной черно-желтой окраске городских такси, как будто одетых в одинаковую  униформу.
          
      На площади Каталония начинается несколько экскурсионных маршрутов, на которых курсируют двухъярусные автобусы (аналог городских автобусов Лондона), окрашенных в зависимости от направления в  красный или синий цвет. Приобретаем билеты на обе линии.      
      Буквально через несколько минут, расположившись на открытой площадке второго яруса синего автобуса, и подключившись к радиогиду, мы узнаем, что на площади Каталония берут свое начало целая цепь живописных бульваров, простирающихся до самого моря. По одному из них, а именно Пассео де Грасия, наш автобус, покинув площадь, медленно двигается.    С первых мгновений начинаешь чувствовать дыхание и стать  огромного европейского города. По ходу движения автобуса, как на киноэкране проплывают дома различных архитектурных стилей, иногда причудливые, с яркой раскраской, с большими и малыми  балконами, увитыми цветами. Бросается в глаза строгая планировка городских кварталов, их зеленое обрамление и живописные на окнах домов решетки. Невольно рождается ассоциация с Парижем. На что наша дочь Дина, нахмурившись и почти, всхлипывая, бросает:
       - Папа, мама! Я так хотела увидеть в Ваших глазах удивление, но Вы пресыщены путешествиями. Забудьте о Париже. Барселону не надо сравнивать с другими городами, она неповторима. Скоро Вы это поймете!»   Она права, наша девочка.

      В наушниках голос гида просит обратить внимание на дом, расположенный по ходу движения справа. Что это? То, что я увидел, одновременно удивляет и ошеломляет; и кажется неправдоподобным.
      Впечатление такое, что это  не реальный дом на земле, а детская архитектурная фантазия из мокрого песка на пляже, отраженная сквозь призму огромной увеличительной линзы. Вместо традиционного прямоугольного фасада с окнами и балконами снизу доверху изогнутые волнообразные конструкции из грубого неотесанного камня и кажется, что эти волны живые. Тот же голос в наушниках напоминает, что это один из многочисленных домов, ставших украшением и достопримечательностью Барселоны.
Все они – плод  творения гениального архитектора Антони Гауди.
К своему стыду, а может быть, даже больше к счастью, я впервые слышу это имя.

       Наш экскурсионный автобус следует дальше и снова , как на экране, проплывают городские кварталы широких проспектов и более узких, утопающих в густой зелени высоких каштанов, а на некоторых, типичные для Средиземноморья, пальмы.
Но внимание мое несколько рассеянно – я все ещё под впечатлением увиденного дома Гауди. И в этот момент я вспомнил, что подобное состояние испытал много лет тому назад, когда знакомился с Прагой и, неожиданно на одном из проспектов, увидел необычный «Танцующий дом».

      Голос гида в наушниках возвращает меня в Барселону, напоминая, что через несколько минут наш автобус будет проезжать мимо самого  знаменитого и значительного сооружения Антонии Гауди, храма Саграда Фамилия(Святого семейства), расположенного в квадрате  пересечения четырёх улиц. По совету Дины мы на время прерываем нашу экскурсию по городу и выходим из автобуса, чтобы поближе осмотреть храм  со всех сторон и сфотографироваться рядом с ним. То, что мы увидели неподвластно воображению: это совершенно фантастическое сооружение и вместе с тем реальное – вот оно рядом, его можно созерцать и до него можно дотронуться.

        Собор привлекает внимание своей величественностью и таинственностью, а главное необычностью, замысловатостью облика, нестандартностью конструкций.
Храм строится уже более 130 лет. Над храмом нависают несколько строительных кранов. Вот и сегодня, наряду с возведением его новых фасадов, параллельно ведутся и реставрационные работы. После  трагической гибели архитектора Гауди (1926г.) все последующие архитекторы по сохранившимся чертежам и наброскам стремятся воплощать дерзкие замыслы великого зодчего, но, даже визуально   бросается в глаза, некоторое их отличие от подлинного Гауди.         
           Грандиозное сооружение храма занимает большую площадь. Каждая сторона  воспринимается, как шедевр, но апофеозом всего храма является  воздвигнутый при жизни  Гауди и под его непосредственным руководством  ФАСАД  РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА  с, устремленными ввысь, четырьмя  ажурными башнями, напоминающими на фоне безбрежного неба светящиеся сталактиты, особенно в ночное время, о чем мы убедились во время ночной экскурсии.

     Обзорные автобусные экскурсии обычно оставляют весьма поверхностное и не очень глубокое впечатление о городе. Вместе с тем они помогли нам ощутить  его масштабность, величие, красоту и своеобразие: изящество архитектурных сооружений и зеленый наряд города с великолепными парками, красочными фонтанами, неповторимым в окрестностях города  горным ландшафтом и многокилометровой полосой  благоустроенных пляжей Барселоны на побережье Средиземного моря.
          Барселона – город пышных, живописных, нарядных и многолюдных бульваров и площадей. На его развитие и сложившийся современный  архитектурный облик во многом повлияли, проводившиеся в ней, Всемирные выставки 1888 и 1929 годов.
   Проведение в Барселоне  в 1992 году Олимпийских игр способствовало появлению на карте города нового жилого района с великолепными спортивными сооружениями, включая Олимпийский стадион, олимпийскую деревню и олимпийский порт. Обзорно из окна автобуса нам довелось увидеть эти объекты.

        Поражает обилие молодежи на улицах многолюдной Барселоны. И это неудивительно – в городе восемь университетов. Университетский городок, мимо которого мы проезжали не укладывается в понятие «городок» - это скорее целый город, преимущественно современных зданий.

        Не обязательно  быть активным футбольным болельщиком, чтобы у тебя дрогнуло сердце, когда проезжаешь рядом с Камп Ноу, знаменитым стадионом легендарного
футбольного клуба Барселоны.

       Наш автобус продолжает  следовать по одной из самых  живописных  и протяженных улиц города проспекту Диагональ, которая  прорезает город по диагонали от центра до самого моря . Неожиданно в наушниках начинает звучать удивительно теплая певучая мелодия, исполняемая на виолончели. И это неспроста. Небольшая площадь, которую мы
объезжаем по кругу, носит имя выдающегося виолончелиста современности
Пабло Казальса(1876-1973). Несколько в стороне на, примыкающей к площади улице,
установлен памятник великому музыканту, многие годы жизни и творчества которого, были тесно связаны  с Барселоной. Мне известно, что на его мастер-классы приезжали совершенствоваться лучшие виолончелисты мира и, если мне не изменяет память, среди них был и Мстислав Ростропович.
       На ум приходят имена других знаменитых музыкантов-каталонцев, для которых Барселона тоже была колыбелью:  композиторы Исаак Альбенис и Энрике Гранадос, оперные певцы Монсеррат Кабалье и Хосе Каррерас.

      Все больше и больше чувствуется прохлада живительного дыхания моря.
Заканчивается проспект и перед нашим взором открывается панорама морской глади.
Мы на приморской площади Портал де ла Пау(Ворота мира), в центре которой возвышается величественный монумент, памятник Христофору Колумбу. С этого места великий мореплаватель отправлялся открывать Америку и сюда же возвращался.
       По одну сторону от монумента расположен морской вокзал и вдоль побережья протянулась широкая прогулочная набережная с многочисленными ресторанчиками и кафе под  открытым небом с видом на порт и марину. По другую сторону площади расположилась, сохранившаяся до наших дней,  старинная корабельная верфь, со стапелей которой были спущены на воду корабли, на которых Колумб отправлялся в исторические плавания. Поражает дерзновенность человеческих помыслов, если учесть, что происходило это  шесть веков тому назад.

      На экскурсионном автобусе красного цвета возвращаемся с женой Еленой из обзорной экскурсии по Барселоне. Дина в это же время с сестрами и их дочерьми курсировала на автобусе синего цвета. До конца нашего маршрута оставалось несколько остановок. Неожиданно голос гида в наушниках нам сообщил, что если сойти на ближайшей остановке, то можно легко найти  знаменитый музей Пабло Пикассо, расположенный в  Готическом квартале на улице Монткада.  Какая неожиданная удача!
        Почти не сговариваясь, быстро, насколько это возможно( у Лены серьезные проблемы с ногами, она передвигается с помощью палочки) выходим из автобуса. Карты города у нас нет, английского и испанского мы не знаем.  Первому встречному вопросительно озвучили слово: «Пикассо»? Но он недоуменно пожал плечами и, улыбнувшись, удалился. Однако нам повезло: следующая молодая пара, по счастливой случайности, оказалась студентами из Израиля, причем девушка русскоговорящая.
Её попутчик на компьютере мобильного телефона определил место расположения музея и расстояние до него, около 500 метров. Несколько переходов по коротким кривым переулкам и мы оказываемся в старом городе на типичной для готического квартала узкой улице. На одном из домов видим  табличку со словом «PICASSO” и стрелку, указывающую направление. С облегчением вздохнули: без этих повторяющихся табличек, найти музей в лабиринте  переплетающихся старинных улочек было бы весьма и весьма сложно.
     Вообще посещение Готического квартала при всей нашей любви к старине не входило в наши планы: во-первых, из-за ограниченных возможностей Лены к длительным пешеходным переходам и, во-вторых, из-за лимита времени. Однако волею случая мы оказались в старом городе Барселоны, В любом городе старый город - это его колыбель, а в Барселоне, это ещё и его жемчужина с великолепными образцами ранней и поздней готики. Каждый дом и каждый дворец, воздвигнутые в отдаленном от нас Средневековье – это история. Следуя по указанным стрелками направлениям, мы переходим по узким улицам, на которых едва могли разминуться две кареты и переулкам, на которых трудно разойтись двум встречным пешеходам, проникаешься аурой старинного города, его духом. Когда-то здесь могли  бродить современники Сервантеса и Лопе де Вега:  идальго и кабальеро. Под этим ажурным, украшенным резным декором балконом, влюбленный рыцарь мог петь серенаду своей прекрасной даме…

          Сегодня здесь в каждом доме  на первых этажах расположились сувенирные магазины, кафе, бары и ресторанчики, а улочки и переулочки запружены туристами со всего мира.
       А вот и улица Монткада. Теперь мне уже известно, что происхождение этой улицы относится к 1153 т. Воздвигнутые на ней средневековые дворцы относятся к, упомянутым мною,  настоящим сокровищам архитектуры. Венчает улицу жемчужина готического искусства-  церковь  Санта  Мария дель Мар.
         Но в наше время эта старинная улица приобрела большую известность  ещё  и благодаря тому, что на ней находится всемирно известный музей Пабло Пикассо,  расположившийся в двух старинных дворцах.
           Основу фонда музея составила ценная коллекция произведений художника, переданные в дар музею, его другом Жауме Сабартесом и лично самим Пикассо более 200 полотен и тысячи эскизов, рисунков, акварелей и гравюр, в знак любви к Барселоне.
       
         До этого подлинные работы художника мне довелось увидеть в Пушкинском музее в Москве и музее д,Орсэ в Париже.
    Должен признаться, что к творчеству Пикассо я отношусь весьма прохладно, если не сказать больше. Не боюсь выглядеть невеждой, но его работы никогда не радовали глаза и  не согревали мне сердце. Напротив, мне всегда казалось, что поздний Пикассо надсмехается надо мной. Кубизм, особенно в изображении людей, не могу понять и не воспринимаю, как искусство.
     Тем не менее, в музей пошел с большим интересом: хотелось увидеть, как можно больше полотен художника, написанных в разные периоды  жизни  и творчества, как-то присмотреться и, может быть, что-то понять и переосмыслить. Но главное, мне хотелось, чтобы в музее побывала моя жена Елена. Она творчески одаренный человек. В детские  и юношеские годы получила прекрасное музыкальное образование.  Много лет была одним из  ведущих педагогов-пианистов Крыма. В 60 лет  впервые в жизни взяла краски, кисти и села за мольберт, проявив незаурядный талант художника. Теперь наша квартира в Израиле напоминает картинную галерею и её работы украшают стены домов не только близких и друзей, но некоторых офисов и кабинет лечащего врача.
 
       И так мы в музее. Экспозиция музея впечатляет. Мы осматривали её без экскурсовода, переходя из одного зала в другой, более двух часов. Для меня интересно было увидеть раннего Пикассо, его ученические детские и юношеские работы, когда он писал ещё в традиционной классической манере. С каждым залом можно было наблюдать, как постепенно трансформируется стиль и манера письма художника, уводя его от реалистической живописи, и вот мы в зале, где работы по манере близки импрессионистам.
В этом зале у меня мелькнула мысль: может быть я ещё недостаточно глубоко знаком с творчеством Пикассо, чтобы так категорично о нем говорить.
Но вот мы залах, где представлен поздний Пикассо. И я опять в недоумении: перед моим взором совершенно очаровательная детская головка, которая от рисунка к рисунку постепенно трансформируется, овал лица искажается, глаза и нос смещаются, как будто ребенка посадили на электрический стул…
 Машинально прохожу по залам  и кроме раздражения и досады ничего не испытываю; и с таким настроением покидаю музей.

      А вечером этого же дня, уже в Лорет де Маре, мои милые родственницы-художницы, когда я поделился с ними своим впечатлением, весьма корректно и с любовью обвинили меня в непонимании права художника на свое видение реального и свое мироощущение. Ну, что тут поделаешь, если мое восприятие живописи ограничивается импрессионизмом и ни на йоту дальше.



                (Продолжение следует).


                Фото из Интернета. Храм Саграда Фамилия. Фасад Рождества


Рецензии
По - доброму Вам завидую и Валентине! Друзья мои - Вы счастливые люди! Вы побывали в Барселоне ... я тоже там "был" ... но виртуально ... Спасибо Вам , Зиновий за чудеснейший рассказ об этом волшебном городе! . Я очень люблю архитектуру Гауди... мечтаю написать стихи об этом чуде архитектуры, но только, дай Бог, после визуальных наблюдений ...Ваш РАССКАЗ О Пикассо меня обрадовал ... Всё - таки - реальная живопись и меня более привлекает ... УЖ ЛУЧШЕ СЮРРЕАЛИЗМ, нежели кубизм ... хотя это и спорно.. остальное потом, после прочтения окончания Ваших замечательных заметок о Барселоне!
С уважением - Виктор


Виктор Шергов   28.08.2013 03:28     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.