Как Пётр Павлович конца света не дождался. Ч. 1
А после армии пошёл в порт грузчиком,- здоровье и редкая сила снова выручили, хотя и был среднего роста. Скорее всего в нём самой природой было заложено не бояться физического труда.
Но ошибаются те, кто думает, что в порту грузчикам когда-то было легко. Может, и поэтому Пётр выучился на крановщика. Грузчиком всем надоедало, даже сильные через несколько лет уставали и начинали искать работу полегче. По тем временам, в начале, да и в в середине шестидесятых, платили неплохо, во всяком случае, где заработаешь больше, не в колхозе ли?..
Пётр женился, семья, дети. И жена- уборщица, получала какую-то копейку. Деньги жены, а также шестьдесят рублей из ежемесячной зарплаты шли в семью, а сто клал на сберкнижку. Пётр повеселел, довольно улыбался : "ДеньгА делает человека человеком!" (Парата държи чоляка! Нямаш ли пари - за ништо не се годишь!")
Увлёкся хозяйством: то да это надо сделать, даже повлялись мысли о том, чтобы скопить денег на машину ("на "Жигуль", как говорили в селе), но всё как-то не получалось. Ведь не одни были с женой, дети росли, требовали всё больших затрат. Уже тогда появилась у Петра мысль: "Всё - не то"... И как не думать именно так, а не иначе, когда вроде бы и зарабатывал, а деньги уходили, как вода сквозь песок? Начальство на машинах, а он и такие, как он?.. Есть и пить и ни о чём не думать?.. Пробовал, а стало хуже, стал бить жену, да и детей... И как-то и не додумался, что они ни в чём не виноваты. "Всё не то!" - даже не просто раздражительным стал, а злым.
У многих в жизни не все мечты сбывались, иные тоже с недоумением и даже с недовольством говорили, тот же крановщик Каченов: "Начальство живёт, и дворцы понастроило, а я вроде бы и двести, и даже триста рублей иногда получаю, больше многих начальников, а всё равно ничего не могу сделать". Скорее всего, не всё было плохо, но Петра не удовлетворяло то положение в обществе, которое он занимал. Как ни странно, и в тридцать пять, и даже в сорок лет, то есть в зрелом возрасте, всё никак не мог себя найти: не вышло добиться уважения у рабочих в бригаде, не признали его вожаком, достойным уважения. Может, и потому что был меланхоликом, а к меланхоликам другие люди не тянутся. называли Петро - да и то снисходительно, но так и не добился, чтобы назвали по имени-отчеству - Пётр Павлович. "А, Петро идёт",- говорили, увидев его издалека, а то и Петька.
Но какие могли быть претензии к жизни и к Советской власти у таких, как Пётр (или правильнее - Петро, Петька и в сорок с лишним лет), да и у Каченова, чья фотография висела на портовой Доске Почёта? Жизненный уровень всё же рос. Деньги на мотоцикл с коляской у Петра всё же были. "Сначала они, потом мы",- то есть сначала начальство хорошо заживёт, а затем и простой народ, рабочие и колхозники, - тоже понимать надо! Но до Петра это не доходило, да и него ли одного?.. Петро, конечно, хотел показать, хотел выделиться, а не только ел и пил, и одно время даже появилось новое увлечение - хорошо работать, стать передовым, а сила у него была недюжинная, "сила у него зверская", как признавали многие грузчики в порту, и Петро, уже будучи крановщиком, решил этим воспользоваться, сам брал восьмидесятикилограммовые мешки и играючи кидал их в так называемый "парашют" (крана), - прикрикнул не только назидательно, но даже раздражённо: "Вот как надо работать!" То есть в темпе, быстрее, а они, грузчики, якобы медленно работают. "Вашу мать, спите на ходу, из-за вас и я не могу заработать!" - даже такое сказал.
А рабочие-грузчики, таких не любили испокон века, чего Петро не знал, но - узнал, когда собрались почти десять человек и побили Петра за то, что "выпендривается". Знали, что сильный, но не испугались. Тогда Пётр впервые задумался: "Разве я всегда в жизни был прав? Так ли я живу?.. Действительно, что ни сделаю, всё не то!" И всё равно не понял другого, не менее главного: то, что люди к нему не тянулись и потому, что он - меланхолик. (И слова такого не знал). Но больше не стремился быть передовым, поняв, что это и в самом деле не для него. Не появилась его фотография на доске почёта, чтобы им гордился весь порт. Да и такая слава показалась ему ничтожной и ненужной. А завышенное самомнение у него всё равно осталось.
К тому же этот Пётр Христов женился не чтобы совсем неудачно, но по народной поговорке: когда хотят, тогда не живут, а когда не хотят, тогда живут. Компенсировал свою неудовлетворённость (и сексуальную, ведь жена-то нелюбимая) тем, что начал пить ещё больше, находил незамужних или разведённых женщин_ мол, живи и люби, пока молод. Искренне верил товарищам (друзей не было у меланхолика), которые подсказали ещё одну "мудрость": и что та жена?.. Жена якобы для того, чтобы готовила и обстирывала, ну, ещё и хранительница дома, детей...Не все же деньги он кладёт на книжку, а жене отдаёт часть. Правда, всё равно на машину не мог скопить, только добротный погреб и удалось сделать, - махнул рукой и отложил строительство гаража именно для машины, которую, чувствовал, могло уже и не быть. А мотоцикл с коляской держал в добротном каменном сарайчике...
Давно уже не переживал их-за того, что женился без любви. Мало ли таких семей и мало ли почему? Может, большинство? Петро этим себя и утешал не без оснований... И без колебаний побил жену, когда приревновала: буду жить, как хочу, и всё! Потом уже стыдно стало: так ли я живу?..
Вскоре и любовницы надоели или разочаровали,- во всяком случае, снова подумал: а как задумаешься, то и это - не то, сам себя обманываешь, пока живёшь, а уже и старость незаметно подходит... А жил ли я, что я хорошего видел? Да ничего, если честно!.. Если вообще что-то в жизни!?..
Пил, даже под забором валялся... Начал спиваться. Раньше здоровье было несокрушимым, но к пятидесяти и почки и зубы стали болеть и выпадать - раньше времени, как самому Петру казалось. казалось. И сам себя спрашивал иногда: эй, что ты делаешь?.. А ответа сам не находил, а выхода - тем более... Снова "не то"!.. Словом, и сам почувствовал: если не неудачник, то всё равно не так живёт, не было удовлетворения от прожитой жизни, а в настоящей уже ничего не радовало. Винить жену? Детей?.. Да за что?.. Тем более, что старшие дочки уже были девушками, взрослыми, в школе звёзд с неба не хватали и после восьмого класса пошли работать, а там, глядишь, и замуж выскочат: у дураков, у простых людей это просто... Сын рос - весь в отца, но в школе тоже не был отличником. Но разве Петро имел право его за это упрекать? Или бить? В детстве, пока сын был маленьким, бил, а теперь тот стал огрызаться. И жена упрекнула: "А он тебя посмотрит на старости лет, если будешь его бить?" Ничего не сказал, но послушался. Уже и кулаком не грозил.
Жена перед ним тоже ни в чём не была виновата. Он, видите ли, не хочет с ней жить, но спросил бы её: а она хочет или когда-нибудь, даже в молодости - хотела?.. Сам додумался и до этого... На работе справедливости нет, "государство и начальство постоянно обманывает работягу", в газетах и по радио болтают: рабочая власть, а не поймёшь, что на самом деле - и не капитализм и не социализм... И одно и то же уже десятки лет: вперёд, к победе коммунизма! Когда-то обещали, что к восьмидесятому году будет коммунизм, а где он, тот коммунизм?.. Хрущёв врал, теперь Брежнев врёт!.. А он, Петр Христов, на машину денег не скопил, да и зачем уже ему та машина?.. И вроде бы и достаток есть, а счастья и уюта в семейной жизни тоже нет! Однажды после очередной пьянки (пил - и чтобы забыться на время) пошёл в церковь, единственную работавшую на весь район, через два села, молился богу, чтобы тот помог, надоумил, наставил на путь истинный, но не помогло... Батюшка только и сказал мягко: "Христианская религия не запрещает пить. Но в меру." а Пётр уже забыл, что такое мера, а потому на него слова батюшки не особенно повлияли. Действительно, где стакан вина, там и три, и четыре, и ... пять и шесть,- вот такой уже был человек. Стоит ли вообще начать пить, если после двух стаканов обязательно надо остановиться?..
В сущности, сломался человек. Может, это случилось потому, что жизнь дана сильным? Но сильным не столько телом, сколько духом?.. Или Пётр Христов был не на своём месте, но не понимал этого?.. А где было его место? Не гений же?.. Профессиональным штангистом или гиревиком ему быть? Ведь в армии за округ успешно выступал, а в полку вообще не знал себе равных все три года службы...
Тут один человек, который давно присматривался к Петру, и подсказал ему, что надо делать, чтобы жизнь наладилась. Мол, иначе никогда не будет хорошо.
А сказал этот человек вот что.
Вторая часть скоро последует.
Свидетельство о публикации №213072000144