О творчестве. Продолжение размышлений

“Я не стала писать в журналы, поняла, что надо работать и еще раз работать, помощи и советов искать неоткуда, все ответы дают хорошо написанные книги, да то, что Господь заложил в меня. Буду работать дальше.”

(Из написанного несколькими годами
Давно не возвращалась к этому тексту. Прошло лишь несколько лет, а по ощущениям – целая вечность. Сколько наивности и самонадеянности в этих строках! Верно лишь то, что необходимо работать, работать и еще раз работать…

Со временем открываются новые грани, то, чего раньше не замечала. Пробую что-то исправить, улучшить. Так, например, свое “Море” я преобразила в “Рига, море, любовь”. Хотя, признаюсь, много легче написать новое, чем переделывать старое.

Работа над речью. Эмоциональность и образность. Язык, культура речи. Выработка собственного стиля.  Вопросы очень не простые, но требующие неотложного решения.

Несколько слов о критике, о целесообразности следования авторитетам и поискам собственного пути.

Как-то мне  пришлось выслушать советы уже состоявшегося писателя по поводу некоторых моих работ. Позволю себе привести диалог о “Жемчужине Страсбурга – кафедральном соборе”.

“Здравствуйте! Мы договорились, кажется, говорить открыто, без обиняков?
Так вот! Плохо,  плохо. Ни уму, ни сердцу. Годится для путеводителя, в помощь туристу.Нет образности в описании архитектурных шедевров, чтобы заставить и меня восхищаться ими (как и любого читателя!!!!)Просто вспомнился образ Кельнского собора: “Рыбьей костью устремлялся вверх шпиль” Каково? Мало ваших чувств, которые вызывают эти храмы. Оттого просто перечисление шедевров и в конце сентенция о Боге. Маловато будет!!!! Подумайте еще. друг мой!

*   *   *

Спасибо, думать буду. Но я не хочу “рыбьей костью”…

*   *   *

Дело не в “рыбьей кости”. Каждый может увидеть нечто свойственное только ему. А увидит или нет – это уже другой разговор.

*    *    *
Я думала над Вашими словами. Увидеть самому, а я была в Кельне и, конечно, в прославленном соборе, – дорогого стоит. “Рыбьей костью” – мне кажется святотатством, для меня это неприемлемо. Оригинальничание во имя оригинальничания, сидеть и думать, что бы это такое вытворить, найти, так называемую, свежесть образа, сравнения ,в погоне за этим можно (да и ведь доходят уже) до абсурда.

Я читаю сейчас Ромена Роллана, ничего подобного в его речи нет. А язык образный, богатейший, это НАСТОЯЩЕЕ.
Я учусь и буду учиться. То, что помещено здесь – отрывок, быть может, лирическое отступление. В очерке речь идет о Страсбургском соборе, который мне посчастливилось увидеть прошлым летом.Вообще то мне хотелось поздравить Вас с светлым Пасхальным днем. Но уж, начистоту – так начистоту…

*   *   *

Ну, почему вы все понимаете слишком буквально?Образ шпиля, как рыбьей кости, почему не может быть? Ах, вам не нравится? Ну…на вкус и цвет, сами знаете. Я просил вас почитать М.Дудина. Вот можно сказать “кактус. колючий, как ежик”. А Дудин пишет “Колючий, как человеческая судьба!” Вот это образ. Вот я про что толкую. И не цепляйтесь за мои слова, не хватайте меня за язык.

*   *   *

Да, по поводу того, что “кактус, колючий, как ежик” – Может быть, забавно, как, впрочем, может быть и по другому…
А вот утверждение Дудина “Колючий, как человеческая судьба” по меньшей мере несостоятельно. Ведь человеческая судьба, и примеров тому не счесть, бывает различной. Случается, что и “Очень даже и в шоколаде” – по популярному ныне выражению (которое мне совсем не кажется привлекательным).Так что совсем неубедительно…”

Вот такая “полемика”… Я очень уважаю этого уже заслуженного писателя, его творчество. И все же. Думаю, важно иметь свое мнение, которое ты в состоянии отстоять, которое сложилось и имеет право на жизнь. Творчество должно быть самобытным.

Только что закончила чтение книги “Жажда” Андрея Геласимова. Это очень хорошая современная проза. И она самобытна, не похожа на других.

Можно восхищаться, восторгаться…. Но нет смысла подражать. Надо искать свой собственный путь, который будет только твоим.

20 июля 2013 года          Гродно Беларусь


Рецензии
Захотелось по поводу творчества высказать несколько своих мыслей.
Иногда читаешь автора... Язык богатейший, образный, яркий, так и сыплет метафорами, изящной словесностью.. красочное описание природы, душевных переживаний.... Но нет интереса, скучно, не цепляет.
Читаешь другого.. Скупо, даже пожалуй, косноязычно ведет повествование... а не оторвешься.
Почему?

Юсуф Айбазов   10.03.2016 21:47     Заявить о нарушении
Думаю, подобное притягивается подобным. Когда находишь соответствие собственным ощущениям, возникает сопереживание. Почему бывает близким творчество одних и оставляет равнодушным сочинения других, даже вполне признанных писателей. Например, мне близок и понятен Харуки Мураками. И в то же время я не воспринимаю Паоло Коэльо, книги которого читаемы и популярны.

Людмила Демьяченок   10.03.2016 23:04   Заявить о нарушении