Цыпин В. Царское село-Еврейские страницы истории

 А Н Н О Т А Ц И Я. Цыпин В.М. Царское село - город Пушкин.Еврейские страницы истории. Лод (Израиль): ТО "Хранитель идей", 2013. - 324 с.  В книге представлены материалы об истории и жизни еврейской общины Царского Села - города Пушкин. Особое внимание в ней уделено известным людям, внёсшим значительный вклад в развитие города, его науки и культуры, а также событиям Второй мировой войны, во время которой еврейское население было практически полностью истреблено нацистами. В книге также приведены сохранившиеся списки дореволюционных и довоенных жителей города - евреев,в том числе и погибших в годы Второй мировой войны.

О Г Л А В Л Е Н И Е   (название глав и страницы)

     Предисловие... 5; Евреи в  дореволюционной России и Царском Селе... 10;  Религия и молельный дом... 72; Кладбище...82;  Предреволюционные годы...88; После революции...93;
Преддверие войны и Холокоста... 99; Первые месяцы войны на территорнии СССР...106; Можно ли было предотвратить масштабы Катастрофы?...110;  Оборона города и Холокост в Пушкине...114; Память... 148;  События в Павловске... 161;  Послевоенные годы ... 166;
Известные люди... 174;  Заключение ...244; Приложения ... 245;  Использованная литература. Источники (35 ссылок).

П Р Е Д И С Л О В И Е

                "Память - единственная
                возможность победить  угасающее
                время и прикоснуться к вечности"
                С. М. Михоэлс

     Пушкин всегда был многонациональным городом, в котором люди, принадлежащие к разным народностям и верам, мирно сосуществовали. До войны  большкю часть населения (около 90%) составляли славяне - русские, украинцы и белорусы. Следующие по численности  были евреи -немного менее 6% населения. Среди остальных народностей в городе жили также татары, поляки, эстонцы, финны, литовцы, цыгане,  армяне и даже ижорцы. Много было и немцев. В городе, в царское время, существовала даже немецкая Фридентальная колония ("фриденталь" -по-немецки  "долина дружбы и согласия"). Кроме двух десятков православных церквей здесь был костел, лютеранская церковь и еврейская молельня.  Молельнями называли небольшие молитвенные помещения, размещаемые иногда даже в частных домах. До революции люди не различались по национальному признаку, а только по религиозному: православные, католики, магометане, ... евреи, имея в виду их иудейское вероисповедание. Различие в национальностях проявилось в первые месяцы войны, когда 26 августа 1941 г. в момент резкого ухудшения положения на Ленинградском фронте было выпущено решение Военного совета Ленинградского фронта о выселении  немцев и финнов. Комиссия Главного комитета обороны (ГКО) в составе Молотова, Маленкова, Жданова и Косыгина поддержала это решение и докладывала Сталину: "... нами принято решение о немедленном переселении из пригородов Ленинграда немецкого и финского населения в количестве 98000 человек. Организацию переселения возлагаем на НКВД". Думаю, власти боялись, что немцы и финны станут полсобниками оккупантов и поэтому решили их вывезти. Предлагалось выселение произвести в Казахстан, Красноярский край, Новосибирскую область, Алтайский край и Омскую область. Постановление было издано лишь за несколько дней до того, как все пути сообщения, связывающие окрестности Ленинграда с внешним миром по суше были перерезаны немецкими войсками. Результаты этого переселения  на сегодня в точности неизвестны. Думаю, что в Пушкине осуществить эту операцию не успели.
    Во всяком случае, в воспоминаниях людей, переживших  немецкую оккупацию города, упоминаются и немцы и финны. Евреев, над которыми нависла смертельная опасность в случае захвата города, никто и не подумал эвакуировать. Когда же город был оккупирован, то со стороны захватчиков национальная принадлежность жителей оказывала существенное влияние при решении всех вопросов и, в первую очередь, при  определении направления их эвакуации. Всех пушкинцев, ооставшихся в живых, немцы постепенно вывозили из города. Судьба их трагична. Часть погибла  в концлагерях, других использовали на принудительных работах в Прибалтике и Германии. Известно, что отдельно эвакуировали фолькс-дойчей (этнических немцев), а также эстонцев, финнов и латышей, которых отправляли из Пушкина по своим странам. Евреев же не эвакуировали.  Они все были расстреляны сразу же после оккупации города в октябре 1941 года.
     Каждый народ оставляет след в месте своего проживания. Известный еврейский  историк С.М.Дубнов призывал к сохранению и написанию истории евреев каждого населенного пункта, что в совокупности, по его мнению, поможет создать наиболее объективную и полную историю всего еврейского народа. И это тем более важно сейчас, когда резкое сокращение еврейской прослойки в городах России и других республиках бывшего СССР за счет их ассимиляции и эмиграции в другие страны приводит к тому, что забывается даже то, что евреи когда-то жили в этих местах. В разных странах этот процесс проходит не одинаково. В большинстве европейских стран, где демократические процессы преобразования общества начались раньше и межнациональные отношения более стабильны, пытаются сохранить память о народах, которые жили на этой территории,  их культуре и религии.    Примером может служить современная Чехия, в которой  проживает около трех тысяч евреев, разбросанных по всей стране и сосредоточенных всего в десяти общинах. Однако в Чехии бережно сохраняется память о евреях. Там сохранилось 180 еврейских кварталов, 200 синагог, 320 кладбищ. Большинство из них охраняется государством. На стенах синагоги в Праге начертаны имена около восьмидесяти тысяч евреев, погибших в период Холокоста. О них помнят. О еврейской общине Пушкина начинают забывать. В 1939 г. в Пушкине жило около 3200 евреев. После начала войны часть из них эвакуировалась. Те, кто остался в городе, были уничтожены фашистами. Их останки находятся в пушкинских парках. В период войны была разрушена и еврейская молельня. Сейчас о евреях города напоминает лишь памятник "Формула скорби", установленный у входа в Александровский парк, на углу улиц Дворцовой и Московской. Их было немного в городе,но они имели свою общину, свою молельню и сохраняли свою еврейскую самоидентификацию. После революции и почти до самой войны еврейского вопроса не было. Евреи не скрывали свою национальность и сохраняли свои фамилии и имена, данные при  рождении. Поэтому, просматривая списки жителей довоенного Пушкина (Приложение 8), мне не представляло большого труда выделить среди них евреев. Национальностью человека интересовались очень редко. В 1938 году все изменилось. Тогда была проведена          паспортизация населения. В советском паспорте указывалась национальность, социальное положение, постоянное место жительства и место работы. Причём национальность должна была определяться не путём самоопределения индивида, а исходя    из происхождения родителей. Чёткий  учёт людей по национальному признаку оказал большую услугу немцам при выявлении евреев, да и советскому руководству при периодическом проведении репрессий по национальному признаку.
    Во время оккупации города все евреи были уничтожены. Имена погибших евреев до сих пор не восстановлены, еврейский участок на городском Казанском кладбище вконец запущен. Боюсь, что через некоторое время забудут вообще о том, что в этих местах когда-то жили евреи. Даже на центральном царскосельском сайте http://www.tsarselo.ru обсуждается вопрос о том, жили ли евреи в Царском селе до революции. А экстремистская антисемитская газета "Дуэль", просуществовавшая в России более десяти  лет, констатировала: "До революции запрещалось проживание евреев в царской резиденции. За этим строго следили, т.е. до революции в Царском Селе не было ни одного еврея" [1]. И дальше... "и не было никаких расстрелов в 1941году".  Даже такой известный этнограф, как доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН К.В.Чистов, родившийся в Царском Селе и окончивший там гимназию, считал, что в Царском (Детском) Селе отдельные еврейские семьи появились только после революции. Он, конечно, ошибается. Интересная заметка была помещена в газете "Царскосельское дело" №35 за 1916 год, в которой автор объясняет, кто были по национальности хозяева домов на Конюшенной улице,  имеющие иностранные фамилии: Гетц, Кац, Закгейм,Хайкин, Зигель, Гольдберг, Мундингер, Риттих, Юргенс, Дерингер, Цернанд, Шмидт, Ган, Долгиновер, Фрейдман, Розенштрем, Нильсон... Абергер, Горн, Блюм. Оказалось, что из 20 домов 3 - принадлежали эстонцам, 3 - шведам, 3 - русским, 6 - иудеям, 5 - русским немцам. Всё это и заставило меня предпринять попытку собрать воедино сохранившиеся сведения о евреях Царского Села - Пушкина - исчезающего этноса этого замечательного города России.
    В завершение,  я хочу выразить свою искреннюю  признательность Э.В. Трускинову и В.А. Минкову за ценные замечания и советы, которые они высказали после прочтения рукописи. И, как всегда, я благодарю мою жену Зину  за её помощь и внимание.



П Р И Л О Ж Е Н И Я

    Приложение 1.  Список евреев, прибывших на жительство в Царское Село с 1-го января 1890 г., а также евреев, которым отказано в разрешении проживать в Царском Селе.
   
    Приложение 2. Список обо всех проживающих в городе Царском Селе евреях по участкам и околоткам в 1890 г.

    Приложение 3. Решения на прошения. Положительные решения на прошения.

    Приложение 4. Список евреев - дореволюционных жителей Царского Села.

    Приложение 5. Список погибших евреев - жителей г. Пушкин.

    Приложение 6. Евреи - мирные жители Павловска, погибшие во время немецкой оккупации

    Приложение 7. Евреи, жители Павловска, мобилизованные в армию и погибшие на полях сражений.

    Приложение 8. Список евреев - довоенных жителей г. Пушкина.

    Приложение 9. Перечень  документов по дореволюционной истории евреев Царского Села, хранящихся в  Российском  государственном историческом архиве.

   
               

    


Рецензии