Юаньсяо - праздник фонарей

1979 год — год вооруженного конфликта Китая с Вьетнамом. Китай вторгается во Вьетнам, чтобы «наказать» его за вторжение в Камбоджу. После безуспешных боев на границе, Китай выводит свои войска.
Камбоджа для Китая значила очень много. Одна из выпестованных китайцами компартий сумела на несколько лет захватить в ней власть. Итогом господства коммунистов в Камбодже стало физическое истребление трети населения. Погибли почти все жители городов. Излюбленным орудием их убийства была крестьянская мотыга.

Крис живет в бедной деревне, да и сам, с виду, небогат. Штанов у него не много и он их бережет. А ноги? Ноги — они бесплатные. Он не считает дождь большой помехой. Если каждый раз от дождя прятаться, ничего не успеешь. Вот так! Зачем, спросите вы, преподает Крис Стоун английский в глухой деревенской школе? А дети вырастут и им делать телевизоры, магнитофоны с маркой «SONY» для России, Америки и Европы. А потом еще и инструкции писать, чтоб «старший брат» знал, как всем этим пользоваться. В дальней высокогорной деревне, жизнь, на первый взгляд, вполне себе примитивна и однообразна. Но китайские девочки и там хотят быть красивыми. Маленькие проказницы решили «украсить» и своего учителя, решив, что с цветами на голове он будет намного привлекательнее. Как же угораздило тебя, супер профессионального разведчика Криса Стоуна, переквалифицироваться в учителя английского языка.

                Человек дождя.

Для китайца еда не просто утоление голода. Это нечто большее — ритуал, философия, образ жизни, священнодействие. В Китае, пожалуй, как ни в какой другой стране, искусство кулинарии доведено до совершенства; оно вошло в быт, обычаи, стало частью древней культуры китайского народа. До сих пор в Китае люди вместо приветствия обращаются друг к другу фразой: «Ни чифаньла ма?» — «Вы уже поели?» А о человеке, потерявшем работу, скажут со вздохом: «Он разбил свою чашку с рисом».

…Мы договорились встретиться в китайском ресторане в Муданьзяне. Китайский резидент Цзи Бин Дзян, московский куратор Володя (партийная кличка «Вольдемар Бем») и я. Моё новое амплуа — китайский учитель в школе, живущий в провинции, имеющий хозяйство: быка, корову, 4 свиньи и имеющий желание приватизировать китайский молочный завод, а на его базе создать другой завод — по производству спирта-ректификата.

Итоги посиделки в ресторане не имели последствий. Я заказал рисовую водку, остальные пили палённую. В конце вечера вызвали полицию, потому, что я бил по ногам наседавших на меня молодых людей китайцев, хотевших доказать превосходство азиатской расы над скандинавской. Хоть я был и нетрезв, но удары, подсечки по ногам доставали цели. Один резкий удар, и, человек на гранитном полу. Я бил чуть ниже коленей по фронту и очень резко не ощущая боли, практически на грани перелома, но бог отвёл от меня эти травмы.

Я понял, что это идёт проверка Цзи Бин Дзяна на тему: «Случайные разборки в Китае». Но молодого пацана — китайца, который мог меня убить двумя перстами «Менг Шоу Ю» — «Бессметный указывает дорогу», бил руками и ногами, а, он только ставил блоки и уходил от каждого моего удара. Я понял, что это профессионалы, и наш разговор, после спортивного развлечения, начал разворачиваться в другом русле и более прямолинейно…

Стоун: — Вопрос не в том, нападет ли Китай на Россию, а в том — когда. Я считаю, если против России когда-нибудь будет совершена крупномасштабная военная агрессия в «классической» форме, то с наибольшей вероятностью агрессором будет Китай.

Бем: — Китай против России, победа будет явно не за нами.

Колоссальная перенаселенность этой страны в совокупности с ее экономическим ростом создают сложнейший комплекс проблем, причем взаимосвязь этих проблем такова, что решение одних усугубляет другие. Китай объективно нежизнеспособен в своих нынешних границах. Он должен стать гораздо больше, если не хочет стать гораздо меньше. Он не может обойтись без внешней экспансии для захвата ресурсов и территорий, такова реальность. На нее можно закрывать глаза, но она от этого никуда не денется. Кроме того, не надо выдумывать, что главным направлением экспансии Китая станет Юго-Восточная Азия. Там довольно мало территории и ресурсов, при этом очень много местного населения. Обратная ситуация — очень много территории, гигантские ресурсы, совсем мало населения — имеется в Казахстане и азиатской части России. И именно сюда пойдет экспансия Китая. Тем более что зауральские территории России в Китае принято считать своими. Считать, что пограничная проблема между Россией и КНР урегулирована, может только человек, совершенно не представляющий себе, что такое Китай и китайцы.

Цзи Бин Дзян: — Конечно, для Китая предпочтительна мирная форма экспансии — экономическая и демографическая. Но отнюдь не исключена и военная. Чрезвычайно показательно, что в последние годы наша армия проводит учения, которые просто невозможно трактовать иначе, как подготовку к агрессии против России, причем масштаб учений, пространственный размах и количество войск постоянно растет.

Бем: — Видимо, мы до сих пор не отдаем себе отчет в том, что давно утратили не только количественное, но и качественное превосходство над Китаем в боевой технике. В определенное время мы имели и то и другое, это, как показал конфликт на Даманском, компенсировало огромное превосходство Китая в живой силе. Китай очень долго жил тем, что дал ему СССР в 1950-х — начале 1960-х. Однако после потепления отношений с Западом он получил доступ к некоторым образцам американской и европейской техники, начал приобретать новейшую технику в СССР, благодаря этому по многим классам «перепрыгнув» через поколение. Кроме того, Китай всегда обладал исключительной способностью красть технологии. А уж обычную технику Китай крадет в огромных количествах.

Цзи Бин Дзян: — Ну, всё, хватит! Давайте поговорим о чем-то другом, мы собрались здесь немного отдохнуть, а не говорить только о политике. Хотите, я расскажу об одном народном китайском празднике. Начну с легенды. Ее здесь знают все от мала до велика. Это история пастуха и ткачихи… «с китайской спецификой».

…Произошло это очень давно. В одной крестьянской семье случилась ссора, связанная с разделом имущества. В результате самому младшему брату, пастуху, досталась старая корова, от которой он решил избавиться. Но корова, заговорив человеческим голосом, попросила его не делать этого и обещала пастуху оказать большую услугу. Она велела ему отправиться на берег реки и похитить платье одной из купающихся там по ночам «небесных ткачих», тех самых фей, которые ткут облака. Женщина, у которой он украл платье, не могла возвратиться на небо и стала его женой.

Супруги жили счастливо, ткачиха рожала пастуху детей и жизнь их омрачила разве что смерть коровы, которая завещала пастуху свою шкуру, обладающую чудесным свойством — на ней можно было летать.

Далее события развивались так.

В один далеко не прекрасный для любящих сердец день ткачиха по приказу злой волшебницы была возвращена на небо ткать облака. Вот тут-то пастух и вспомнил о шкуре коровы, доставшейся ему в наследство. Взобравшись на эту шкуру вместе с детьми, пастух отправился вслед за любимой. Он почти догнал ее, но волшебница, решила помешать им встретиться. Вытащила из своих волос серебряную шпильку и провела по небу черту, разделив его «небесной рекой», так в Китае называют Млечный путь.

Ткачиха осталась по одну сторону неба, муж и дети — по другую. Но история на этом не кончается. Небесный владыка сжалился над разлученными и разрешил ткачихе и пастуху встречаться раз в год, в седьмой день седьмого месяца по лунному календарю. Именно в этот день «небесные сороки» сооружали из своих хвостов мост над небесной рекой, по которому супруги сходили друг к другу.

Так возник праздник, это праздник — игра. Главные действующие лица — девушки и молодые женщины. Перед заходом солнца на столе принято раскладывать предметы женского туалета, которые могли бы понадобиться небесной ткачихе: зеркало, гребень, румяна. И еще необычная иголка с семью отверстиями, напомним, что дело происходит 7 числа в 7 месяц лунного календаря.

Над этими предметами зажигались благовония, произносились старинные заклинания. Просили у ткачихи, как покровительницы женского рукоделия, даровать ловкость в работе и демонстрировали свое мастерство.

— Вот так-то, красивая легенда?

— Да, у Вас интересные легенды, совершенно фантастические. — заметил Крис Стоун сидевший за столом в черном плаще с поднятым воротником, всем видом своим оправдывая данное ему оперативное имя — человек дождя».

                Ланиинг — это цвет индиго.

Я впервые увидел Ланиинг на перекрёстке, когда она мило беседовала с китайским рабочим, бросая косые взгляды на метиса прораба, стоявшего рядом. Я знал этого прораба, как сокрушительного завоевателя женских сердец и почувствовал необъяснимое внутреннее беспокойство, повышающее артериальное давление. Уж очень мила была Ланиинг, хотя тогда я не знал ее имя, стройная и симпатичная, с черно-рыжими волосами и короткой стрижкой. Сердце, что-то почувствовав, заныло еще сильнее. Наверное, это была ревность. Ревность старого холостяка к молодому холостяку, более удачливому и привлекательному для женского искушенного взгляда. Ланиинг была в строгой черной юбке и ослепительно белой шелковой блузке, слегка прикрытой черным шелковым пиджаком женского кроя. Достав сигарету из черной сумочки с прессованной кожей, закурила и продолжила разговор уже с прорабом, заливисто смеясь над его очередными шутками, как бы невзначай дважды бросив взгляд в мою сторону. Первый раз как на предмет неодушевленный, второй — с интересом:

— что это там у нас на горизонте?.

А на горизонте, стоял человек в черном плаще, с высоко поднятым воротником, напустивший на себя вид абсолютного безразличия, но чутко прислушивавшийся к словам молоденькой девушки-подростка с экономическим образованием, обращенным к длиной тени прораба-метиса, вопросительным знаком нависшей над ее дальнейшей судьбой...


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.