Гончаровы, Пушкин и непонятные письмена

                “Кто славянин молодой, грек духом, а родом германец?
                Вот загадка моя: хитрый Эдип, разреши!”
                А.С.Пушкин
               
Непреходящую славу своей фамилии доставила божественная Наталья Николаевна Гончарова. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Не будь она бесприданницей, не достались бы небогатому гениальному поэту рука и сердце первой красавицы Москвы. Но пустил по ветру гончаровские миллионы её “дедушка-свинья”. (Так излил досаду А.С.Пушкин, когда неугомонный старик выдал замуж очередную свою наложницу). Афанасий Николаевич Гончаров использовал самый быстрый и самый приятный способы — карты и женщины, — чтобы промотать несметное богатство, оставленное его дедом, Афанасием Абрамовичем (Афанасием Первым). Мало того, Афанасий Второй наделал огромные долги. Он был самый щедрый — пока не кончились капиталы — и добрый, обожал внучку Ташу. При всём желаниии, растратить всё ему не удалось, поскольку предусмотрительный Афанасий Первый сделал имение и заводы майоратом. Но начнем с начала.
 
АБРАМ ГОНЧАР
 
Марина Цветаева писала об Абраме Гончаре как исторической личности. Будто бы Абрам — легендарный родоначальник Гончаровых.
 
Однако генеалог Г.В.Ровинский, автор книги “Родословная Гончаровых” (2004г.)полагает, что династия Гончаровых началась с некоего Дементия. О нем почти ничего не известно: “Вероятно, калужский посадский человек”. Абрама Гончара генеалоги теперь относят к третьему поколению, а в утешение на 330-й юбилей преподнесли ему отчество. Он теперь — Абрам Иванович.
 
Если в имени отчестве кому-то послышится диссонанс, не ухмыляйтесь, глядите в корень. Зваться предком жены Пушкина — большая честь. Нужно соответствовать. Кстати, был ли Абрам отцом или братом пра-прабабушки Наталии Николаевны Гончаровой, истории точно не известно. Тем не менее, благопристойности ради объявили Абрама отцом знаменитого Афанасия Гончарова (Афанасия Первого), который ныне представляет четвертое поколение династии. Но тут обнаруживается некоторое заблуждение. В документе о разделе имущества Абрама после кончины его в 1723 году, Афанасий назван пасынком Абрама. Стало быть, Абрам — отчим, он усыновил Афанасия, покрыл чей-то грех. Впрочем, чей — не загадка, да и грехом лестное внимание монарха не считается. Афанасий Абрамович, пращур (прапрадед) Натальи Николаевны, как гласит молва, был одним из многих внебрачных потомков Петра Великого. За ними велся строгий присмотр Преображенского (Тайного) приказа во главе с князем-кесарем Ромодановским. Тайны хранили, но, как водится, они были известны многим.
 
Марина Цветаева в большом очерке-эссе «Наталья Гончарова» между прочим создала панегирик Гончару:
 
«Первый, о ком слышно, — Абрам Гончар. Абрам Гончар первый пускает в ход широкий станок для парусов. А России нужны паруса, ибо правит Петр. Сотрудник Петра. Петр бывает в доме. Несколько красоток-дочерей. Говорят, что в одну, с одной… Упоминаю, но не настаиваю… Первый, о ком слышно, изобретатель, умница, человек, шагавший со временем, которое тогда шагало шагом Петра».
 
 Увы, Абрам Гончар, хотя при отчестве, теперь не в почете. Неугоден он современным российским историкам, столичным литературоведам и местным краеведам. С какого края он первый, притом троекратно? Его наглухо замалчивают. Он де был мелким лавочником, торговал горшками. Говорят ныне, царь Петр переписывался не с Абрамом, а с Афанасием Гончаровым. Получается по датам, будто царь прислал из Голландии плотинного мастера юнцу 12-ти лет. Правда, доктор филологии В.П.Старк утверждает, что мастера направили купцу Карамышеву. Но эта версия не подтверждена документами. А.С. Пушкин в “Истории Петра Великого” отметил, что мастера царь послал именно Гончарову. Очевидно, поэт имел в виду Абрама Гончара.
 
Может, Абрам носом не вышел? Так его портретов нет, а его приемный сын Афанасий был ростом и хваткой в царя Петра, а лицом, видимо, пошел в мать или в какого-то “юриста”.(См. адрес иллюстраций в конце статьи).
 
Чем же компрометирует пращур Абрам красавицу-жену Великого Поэта? Дело нехитрое. В России в прошлом “Абрам” — нарицательное имя еврея в дразнилках. Имя библейского праотца Авраама юдофобы сделали презрительной кличкой. А юдофобию неофициально, полуприкрыто всегда поддерживал государственный антисемитизм. Правда, Абрам и Авраам значатся в православных святцах. Так до 20 века в России еще могли звать христианина, но чаще, конечно, иудея. Но что бы делал еврей в центре России, где ему жить было недозволено? Торговал через подставных лиц? Или имел могущественного покровителя? Не исключено и то, и другое. Едва ли случайно, что царь Петр по пути в Москву из Азовского похода в 1696 году остановился в Калуге в доме Абрама Гончара. Не поместился бы Государь с охраной и свитой в домишке “горшешника”. Не интересен царю мелкий лавочник. А царь Петр был покровителем Абрама. Мог бы Абрам стать владельцем полотняного завода? Не будем гадать. Указ об основании нового завода был отдан в 1718 году купцу Тимофею Карамышеву. Но тут не все просто. Откуда вскоре у приказчика Афанасия Абрамовича Гончарова взялись серьезные деньги на участие в деле Карамышева? Пай он внес втрое больший, чем другой компаньон Карамышева, его племянник купец Григорий Щеточкин. Отчим мог помочь Афанасию, если был он не заурядным лавочником, а крупным заводчиком. С горшков больших денег не наварить.
 
Как установлено, что отцом Абрама был Иван Дементьев? Предположения с вводными словами “вероятно” представляются притянутыми за уши. Паспортов еще не было, их начал вводить Петр Великий только с 1721 года и появились они не сразу. Читаем аргументацию и удивляемся. В архиве Гончаровых сыскалась купчая некоего Ивана Дементьева, которому в 1681 году “Анисим Козьмин сын Воробьев продал… купленное свое огородное место и усадьбу». Доказывает ли купчая, что Иван Дементьев был отцом Абрама Гончара? Ничего не доказывает. Такие бумаги, как и многие другие купчие, могли лишь подтверждать права владельцев на земельные участки, которые они продали Гончаровым. А Гончаровы, одни из богатейших купцов России, скупили в пору расцвета их заводов более 70 сёл и деревень, не считая несчетных мелких участков. Громадный архив их в годы отечественных и гражданской войн сохранился не полностью, но найти в нем можно множество имен. Не оказалось, однако, ни одной бумаги с формулой “Абрам (Аврам) сын Иванов” или имени отчества — “Абрам Иванович”. Ни один генеалог такую ссылку не нашел.
 
Тем не менее, Абраму Гончару приписали “вероятных” отца Ивана и деда Дементия только оттого, что в одной купчей упоминался некий Иван Дементьевич, чьё имя приглянулось составителю родословной! А самого Абрама генеалоги затушевали, затерли и замолчали. Но не стала бы Марина Цветаева сочинять дифирамбы дутому “изобретателю”, вымышленному “умнице” Гончару! Она встречалась и переписывалась с героиней её очерка художницей Натальей Сергеевной Гончаровой, возможно, и с другими Гончаровыми, слышала их семейные предания, собирала материалы, изучала источники. Выдумывать было незачем.
 
Похоже, безродный предок Абрам снижал иконописный образ Натальи Николаевны Гончаровой, которая некстати обладала “восточной внешностью”. Жаль, замечательный портрет её в облачении библейской Ревеки не сохранился. Приведенная ниже репродукция с акварели В.Гау была написана в 1841 году, немного раньше того портрета.
 


А как звали жену Абрама Гончара? О том история тоже умалчивает, хотя сохранился ранее упомянутый документ о разделе имущества. После кончины Абрама ему наследовала жена. Трудно представить, чтобы в юридическом документе о наследстве не указали имя наследницы. Неужто её имя тоже одиозное и коробило уши генеалогам?
 
Документы Абрама Гончара оказались в Полотняном заводе, следовательно, Абрам, приемный отец Афанасия, тоже жил в том заводе, только похоронен он не в приделе церкви, как его наследник. Время не пощадило его могилу.
 
АФАНАСИЙ ГОНЧАРОВ, ПРАПРАДЕД
 
Основателем династии Гончаровых считают не Абрама, а его удачливого пасынка Афанасия, прапрадеда Натальи Николаевны Гончаровой. Из исповедной церковной записи следует, что он родился в 1705 году, хотя есть и другие версии. Его признают родоначальником дворян Гончаровых. Чин коллежского асессора, дающий право на потомственное дворянство, был пожалован ему императрицей Елизаветой Петровной. Сподвижников отца она чтила по заслугам. Патент на дворянство и герб были дарованы Гончаровым уже при Екатерине Второй, которая в 1775 году по дороге на юг провела три дня в чудесной усадьбе Афанасия. Она знала об его происхождении, и ей, видимо, было любопытно поглядеть на незаконного, но отнюдь не бедного родственника Романовых.
 
Афанасий Гончаров, полагают генеалоги, начал служить приказчиком у купца Карамышева, а затем в 1732 году стал его компаньоном. (А. Попов, «Триста лет роду Гончаровых»). Если в 1817 году Петр подрядил в Голландии мастера для Гончарова, то направили его, по-видимому, не отроку Афанасию, а скорее всего его отчиму Абраму Гончару. Другое дело — письмо царя с обращением “сынок”, которое могло быть послано Афанасию и стало семейным талисманом. Не верится, чтобы толковый человек, честной купец, дворянин Гончаров изготовил и хранил фальшивку. Опаснейшее занятие, поскольку на Руси самозванцев казнили беспощадно. О письме ниже.
 
После смерти Карамышева в 1735 году его основным наследником вскоре стал Афанасий Гончаров. Дело Гончарова росло как на дрожжах, на него пролились золотые дожди, и стал он одним из богатейших российских заводчиков. Чем больше европейцы воевали на морях, тем более увеличивался спрос на паруса для флотов и быстрее умножались капиталы Гончарова. А тайна происхождения Гончаровых была известна династии Романовых и некоторым любознательным царедворцам, в том числе В.А.Жуковскому. Он и «просветил» Пушкина, когда узнал про его сватовство к Наталье Гончаровой…
 
Об Афанасии Абрамовиче вспоминали в журнале «Урания» в 1804 году: «ростом был высок, глаза быстрые, умерен, говорил громко, … был сведущ, имел о коммерции обширные сведения, все дела отправлял сам и щеты проверял». В высоком росте, уме и характере виден родитель Петр, но и приемный отец не сплоховал, дал Афанасию достойное воспитание и образование.
 
На другом портрете Афанасий Гончаров изображен с письмом в руке. Письмо хранилось в семье как бесценная реликвия и исчезло в 1935 году «после визита неожиданных и незнакомых гостей». Письмо короткое, передавалось от поколения поколению и сохранилось в памяти потомков:
 
«Дорогой сынок! Я слыхал, ты разбогател и можешь вовсю заниматься парусным делом. Благословляю тебя. Петр».
 
Текст сверял в прошлом веке проф. В.В.Соловьев, о чем сообщила журналистка Гортензия Владимирова.
 
Письмо могло быть написано не позднее 1725 года (даты кончины Петра Великого), а Афанасий стал пайщиком Карамышева якобы лишь в 1732 году. Однако Полотняный завод начал выдавать продукцию лет на десять раньше.
 
ГЕРБ ГОНЧАРОВЫХ

Афанасию Абрамовичу за заслуги в стратегическом парусном деле пожаловали дворянство. К нему полагался герб. Его разрабатывал художник, специалист по геральдике, а утверждали «свыше». Не привожу описания герба, выполненного в оригинале на пергаменте и утвержденного в 1780 году. Лучше один раз увидеть, хотя копия несколько огрубленная.
 
Остановлюсь только на двух элементах. Шпага означает чин майора, для гражданских лиц — это 8-ой класс согласно «Табелю о рангах» и потомственное дворянство всей семье… Шестиугольная серебряная звезда — гексаграмма, состоит из двух треугольников, наложенных друг на друга, — это “Маген-Давид”, звезда Давида.
 
Богатейшие купцы, промышленники и банкиры еврейского происхождения получали в России обычно титул баронов. На их гербах “магендовиды”, возможно, напоминали о происхождении. В то же временя при Екатерине Великой и позже тысячи дворянских гербов украшались шестиконечными звездами. Нередко встречались они и в декоре православных храмов. Все они, как и сами гербы, пришли в Россию из Польши и из Западной Европы. Герб — не всегда выбор владельца, к его разработке была причастна дворцовая служба геральдики…
 
Геральдический смысл шестиконечных звезд на дворянских гербах в России толкуют по-разному: вифлеемская звезда, “символ гражданской славы, благородных и возвышенных устремлений, упорства в достижении цели, символ надежды” (из Форума на тему “Герб Гончаровых”).
 
 После знакомства с гербом Гончаровых чувствуется рука Наталии Николаевны в шестиконечных звезде и звездочках надгробия Пушкина. Звёзды эти казались загадкой. Что она хотела ими сказать?
 
Может быть, шестиугольные звезды, как элементы герба Гончаровых на могиле Пушкина, означают, что памятник поставлен его вдовой? Возможна и другая версия. В 1834 году Пушкин с семьей провел в Полотняном заводе почти две недели. Он интересовался архивами и редкими книгами. Был в добрых отношениях с Дмитрием, братом жены. Прогуливался с женой тоже. Там достопримечательности: прекрасные аллеи большого парка, чистейшие пруды, на погосте возле церкви — могилы предков. Памятники Гончаровым, видимо, в художественном отношении были достойны их кошельков, и могли понравиться Пушкину. Это знала жена и потом могла принять к руководству. Когда Наталья Николаевна приехала в трауре к матери, она думала о «предпринятом обете», о долге перед памятью мужа. Она могла, заказывая надгробие, описать памятник и его элементы, или выбрать в гранильной мастерской образцы. Чем была эта звезда для Натальи Николаевны Пушкиной — религиозным символом или эмблемой с её фамильного герба, — сказать затруднительно. Одно можно утверждать определённо: звезды на могиле Пушкина и на гербе Гончаровых (как он представлен в гербовнике) — идентичны. На гербе Пушкиных звезд нет. В.Герасимова, хранитель некрополя А.С.Пушкина, утверждает: «Вифлеемская шестиконечная звезда — помять о божественном даре поэта».
 
Украшали ли шестиконечные звезды могильные памятники Гончаровым, нам не ведомо. Часть плит с их памятников, написала Г.Ф.Коган в 1958 году, сохранилась, но о звездах в её книжке нет и намека. Ныне пишут, будто бы уцелела одна единственная плита.
 
Наталия Николаевна была истово религиозной. Это заметно из писем Пушкина к жене. В одном из них он благодарит её за то, что она каждый день молится, стоя на коленях. В другом прощается: «Христос с вами!». В третьем письме он высказывает желание быть похороненным «на просторе в церкви как подобает порядочному человеку».
 
В то же время Наталия Николаевна могла знать еще одну тайну рода Гончаровых, которая содержалась в надписях на надгробиях на погосте Полотняного завода.
 
«НЕПОНЯТНЫЕ ПИСЬМЕНА»
 
Так совпало, что Пушкин в1830 году упомянул в стихе: ” след надписи надгробной на непонятном языке”, — и в том же году побывал в Полотняном заводе, где водились загадочные надгробные письмена … Существует рассказ, что Пушкин посетил вотчину Гончаровых еще в 1829 году по дороге на Кавказ.
 
Журналист и писатель Сергей Баймухаметов опубликовал в русской ньюйоркской газете интересную статью под названием: «К тебе, мой ангел, на Полотняный завод…». В ней сказано кое-что будто в адрес настоящей публикации:
 

 «И не дай бог сверять даты. Во-первых, глупо, а во-вторых, все равно тебе не поверят… И правильно сделают: нечего со своей арифметикой лезть в народную гармонию».

Далее слова печали:


«Только гармония там и кончалась, в парке. За его аллеями начиналась жуткая, неподвластная сознанию разруха. По церковному погосту, фамильному кладбищу Гончаровых, проходила и сейчас проходит дорога. Восемь десятков лет валялись здесь разбитые мраморные надгробия с непонятными письменами. Как водится, свалка: битые кирпичи, ржавые банки, раздробленные бетонные плиты с торчащей арматурой. Приезжали сюда из Германии потомки Гончаровых, посмотрели на то, что было родовым кладбищем их предков, и ничего не сказали».
 
Попытаемся разгадать эвфемизмы. Ироничная «народная гармония» намекает на квасной патриотизм. Это пристрастие может быть не в ладах с арифметикой хронологий. Другой намек — «мраморные надгробия с непонятными письменами». Любопытно! Простым людям ставили на могилах деревянные кресты. Мрамор — господам. Правда, иностранным специалистам платили много больше, чем своим (бывало, в 45 раз!). Им мрамор был по карману. Могли ли там оказаться надписи на церковнославянском языке? Нет, старая азбука не смутила бы журналиста, она знакома филологам. В европейских языках нет загадок — шрифты латинский, в крайнем случае, готический — опознать не трудно. Иероглифы или арабская вязь — откуда в Полотняном заводе? Автор о них и не упоминает. Оставили знаки инопланетяне? Что недоговаривает автор?
 
Остается догадываться. Это мог быть шрифт иврита (?) на памятниках-стелах семьи Абрама Гончара или некоторых мастеров из Голландии и их семей, которые вербовались еще Великим Посольством и сотнями приезжали в Россию в петровскую эпоху… А.С. Пушкину надписи и тексты на иврите тоже казались загадочными. С.Баймухаметов не пишет ни о звездах, ни о разрушенных памятниках с другими, понятными надписями. Достаточно найти старые фото могил, или обломок стелы с «непонятными» буквами, и явится разгадка. Однако потомки людей, которые разрушили в годы революции старое кладбище, не хотят знать неприятные факты. На нежелательные исторические следы наводят свидетельства об их уничтожении. Тайна надписей еще не раскрыта.

(Иллюстрации см. http://club.berkovich-zametki.com/?p=5942)


Рецензии
Маген-Давид на могиле поэта

Назвать Маген-Давид на могиле поэта гексаграммой для украшения или частным случаем Вифлеемской звезды, или превратить на гравюрах могилы Пушкина Звезду Давида в семиконечную – разве это не лицемерие по отношению к памяти трагически погибшего поэта? Говорить о масонском знаке на могиле Пушкина, заранее зная, что он, знак этот, и есть еврейский символ, поэтому и выбран масонами, так называемая «печать Соломона», разве это не воровство?
Сначала была только Звезда Давида. Под ней родились и Давид и Иисус в Вифлееме с разницей в около тысячелетие. Вифлеемская звезда появилась значительно позже рождения Иисуса с целью отличить христианина от еврея, загнанного со Звездой Давида на груди в гетто. Царь Давид, возможно, и не знал, что существует термин гексаграмма, но слово "маген", в переводе с иврита - "защита", "щит", он уж точно знал. Первоначальные щиты воинов имели простые для изготовления формы – круглую, квадратную, треугольную - неудобные в бою: при защите, особенно головы, они полностью закрывали видимость. Гениальные решения всегда приходят неожиданно (вспомните ньютоновское яблоко!). Ведя беспрерывные войны, не так уж сложно было догадаться царю Давиду и его приближённым заменить треугольный щит шестиугольным. Крылья шестиконечника предохраняли плечи, голову, нижнюю часть тела, а глухозакрытая середина – туловище, но... глаза продолжали видеть сквозь узкие щели. Маген-Давид спас жизнь многим людям, и потому в народе возникли легенды, а затем и мифы о его магической силе.
Небесный свод в шестиконечных звёздах по десять с каждой стороны на могиле Пушкину.

Небесный свод в шестиконечных звёздах
в усыпальнице древнего еврейского кладбища Загреба

Династия Давида правила около 400 лет. Божественные псалмы Давида вошли в религиозный ритуал, а шестиугольник, получивший название Магендавид или Маген-Давид, или Звезда Давида навсегда остался в еврейской народной памяти и превратился в еврейский символ (не следует путать с семисвечником), в украшения, амулеты, обладающие якобы чудодейственной силой.
Еврейские энциклопедии утверждают, что Маген-Давид был известен в Эфиопии со времён посещения царицей Савской еврейского царя Соломона в Иерусалиме. В Талмуде подробно передаётся легенда о шестиконечном перстне с именем Бога, с помощью которого царь Соломон укрощал демонов. Что касается кельтов и индусов, о которых упоминают некоторые источники, то у первых, встречаются только от- дельные треугольники, а вторые заимствовали гексаграмму у семитских народов. Еврейские купцы торговали со многими странами, в том числе и с Индией, и завозили туда украшения в виде Звезды Давида. О том, что миф-символ продолжал жить в памяти еврейского народа, подтверждает открытие итальянскими учёными еврейской могилы третьего века с изображением Звезды Давида.
С седьмого века шестиконечная звезда под названием «печать Соломона» широко использовалась среди мусульман и носила как декоративный характер, так и магический, приносящий счастье и удачу.
Недавно я путешествовал по Балканам и увидел три голубые шестиконечные звезды над входом в гостиницу, хозяином которой, по всем признакам, был араб. Судя по внешнему виду и отсутствию мест, гостиница процветала.
Мусульманская религия во многом скопирована с Иудейской. Приближённым советником Мухаммеда был еврей, который не мог не знать мифы о Маген-Давиде. Мало кто думал в те времена, что еврейский народ выживет в изгнании и восстановит государственность на своей территории, поэтому и присваивали не только материальные, но и духовные ценности.
В более близком нам периоде Хазарского Каганата на большей части современной России правили еврейские цари, ведущей религией был иудаизм и письменность – иврит. Падение империи началось в 10 веке, но летописцы и главы государств тех времён упоминают Хазарию и в 12 вплоть до 16 века. В период распада родилось в Хазарии еврейское мессианское движение за отвоевание Палестины. Возглавлял это движение еврей Соломон Бен Рой, помогали ему его сын Менахем и некий еврей-писец из Палестины. «Они писали письма всем евреям, ближним и дальним, во всех землях вокруг. Говорили, что пришло время, когда Бог соберёт Израиль, народ свой из всех земель в Иерусалим...». Движение это вскоре переместилось в Курдистан. Соломон Бен Рой поменял своё имя на имя Давид Алрой и провозгласил шестиконечный щит Давида символом национального освобождения евреев. Собрав войско, Давид Алрой собирался пробиться через Сирию в Палестину, но... был вероломно убит. События эти отражены британским политиком и писателем Бенджамином Дизраэли в романе «Дивное сказание об Алрое» с записок путешественника тех времён еврея Вениами- на Тудельского. Распад Хазарского Каганата, внезапная смерть Давида Алроя, репрессии и насильственные крещения привели к миграции еврейского населения с востока на запад.
Торговый путь из Хазарии в Богемию был известен еврейским купцам. Летописец Ибрагим ибн Якуб перечисляет еврейских купцов Праги 1090 года как «очень богатых». О том, что евреям Праги был известен Маген-Давид, подтверждает его изображение на стене Старо-Новой синагоги над креслом раввина Иуды Леви и барельеф над входом в еврейскую ратушу 16 века, еврейское надгробие с шестиконечной звездой в опорной стене кладбища за Клаусовой синагогой. Можно продолжить перечисление многих сохранившихся доказательств о непрерывной в тече- ние тысяч лет связи еврейского народа с изображением Маген-Давида на древнейших кладбищах и синагогах Рагузы, Сплита, Загреба....
Территория Крыма была частью Хазарского Каганата и упоминается в летописях вплоть до 16 века Хазарией. Учёные полагают, что звезда Давида являлась символом у караимов. «Семь ангельских имён предшествует мезузе: Михаил, Гавриил… да охранит тебя тетраграмматон! А равным образом знак, называ- емый «Щит Давида», помещённый с именем каждого ангела», - писал в середине 12 века учёный караим Иуда Гадасси. Как здесь не вспомнить «шестикрылого серафима А. С. Пушкина и шестиконечные звёзды на его надмогильном памятнике
Маген-Давид стене Старо-Новой синагоги, 11 век.

Анатолий Штаркман   15.02.2014 20:49     Заявить о нарушении
Г-н Фридман, не перестаю удивляться вашему стремлению исказить всё, что связано с истиным происхождением Пушкина и его жены.
Имя Ревеки не было чуждо Наталье Николаевне Гончаровой. Её прадед со стороны отца Абрам Гончар основал при Петре Первом полотняный завод для пошивки парусов. Но не только со стороны отца. В письме к П. П. Ланскому, своему второму мужу, Наталья Николаевна пишет о своей родословной:
«…В своём письме ты говоришь о неком Любхарде и не подозревая, что это мой дядя. Его отец должен быть братом моей бабки – баронессы Поссе, урождённой Любхард. Если встретишь где-либо по дороге фамилию Левис, напиши мне об этом потому, что это отпрыски сестры моей матери. В общем, ты и шагу не можешь сделать в Лифляндии, не встретив моих благородных родичей…».*
В фамильном списке Натальи Николаевны чуть ли не вся еврейская история. Нет смысла, настолько это общеизвестно, объяснять происхождение фамилии Левис; Любхард состоит из двух широко известных еврейских образований: Люб – европейское (Любави-

---------------
*И. Ободовская. М. Дементьев. Вокруг Пушкина. М. 1978. с.261

чи, Любачов по имени белорусского еврейского местечка, центра цадиков, хасидов), Ард (Ардит) –испанское; корни Поссе тянуться к городу Пассау из вос- точной Баварии. В середине 14 века многие евреи этого города погибли мученической смертью; на иврите - паса – распространяться, пас невеста, конец.* Известны древнееврейские фамилии Пас, Пасман, Пассовер…. Сочетание фамилии Поссе с Левис и Любхард не оставляет сомнения в еврейских корнях носителей их. Дворянство Гончаровы получили только при Екатерине Второй. Знал ли Пушкин о еврейских корнях своей жены? Без всякого сомнения знал, потому и потому назвал её мадонной под пальмою Сиона.
Покорив царский двор, Наталья Николаевна приступила ко второй части своего тайного замысла. Не советуясь и не прося ни у кого денег, она связывается с мастерами гранильной фабрики в Петергофе братьями Александром и Львом Пермогоровыми и заказывает надмогильный памятник мужу. Выбор на них пал не случайно: они были выходцами из Голландии, им не нужно было объяснять значение шестиконечных звезд на могиле. В январе 1841 памятник был доставлен в Святогорский монастырь. 19 мая 1841 года Наталья Николаевна с детьми впервые приехала в Михайловское на могилу мужа.

Не могу себе представить, что такой интелектуальный человек как Вы не знал родословной Натальи Николаевны и обычаев нашего народа оставлять еврейскую символику на могилах близких. Если не знали, Бог простит Вам, но если знали...

Будьте здоровы

Анатолий Штаркман   15.02.2014 21:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.