каббала и принцип квантования жизни

    "Мы едины с иудеями, не отказываясь от христианства,не вопреки христианству, а во имя и в силу христианства, а иудеи едины с нами не вопреки иудейству, а во имя и в силу истинного иудейства. Мы потому отделены от иудеев, что мы еще "не вполне христиане", а иудеи потому отделяются от нас, что они "не вполне иудеи". Ибо полнота христианства обнимает собой и иудейство, а полнота иудейства есть христианство".
Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Ридигер)2.
Речь перед раввинами в Нью-Йорке 13 ноября 1991года.

     Для начала рассмотрим две статьи из интернета.

     1)Как прилепили Иудаизм к Каббале?
     Отвечает Рав Ашер Кушнир
     http://toldot.ru/urava/ask/urava_3719.html

     "1. Вы спрашиваете «является ли каббала продуктом иудаизма, или, наоборот, — иудаизм является продуктом каббалы…»?

     Ни то и ни другое! Вопрос, что первично, Тора или Каббала, подобен вопросу: а что первично, природа или законы природы?

     Учёные обратили внимание на удивительный парадокс. Реальность этого мира невозможно однозначно понять. Ведь в зависимости от способа рассмотрения полностью меняется и понимание. Как смотреть на мир? Через призму явлений социальных или молекулярных? Истинная картина мира находится в биологии, физике или в химии? Природа — это океаны, горы и равнины или законы природы? Человек — это живой организм или совокупность молекул, его мысли или его чувства? Мы видим, что реальность мира неимоверно сложна и параллельно содержит множество не связанных друг с другом пластов понимания.     Противоречит ли одно другому? Порождает ли одно другое? Очевидно, что нет, а, наоборот, — дополняя друг друга, составляют одно единое целое понимания. То есть истинная реальность это совокупность всех её составных частей, неразрывно связанных в одно единое целое.

     Но что порождает такую реальность? Согласно Торе материальный мир есть следствие мира духовного, поэтому именно там следует искать объяснение многослойной сложности нашей реальности.

     Тора — это план мира, охватывающий всю реальность, в первую очередь, духовную. Поэтому она соответственно содержит в себе всё множество пластов понимания, от внешнего, которое можно найти в комментариях Мудрецов, в Талмуде и Халахе, и до понимания скрытого, внутреннего. Эта часть известна как Каббала.

     Поэтому так же, как в уже сотворённой реальности, как в природе, невозможно отделить один её пласт от другого и одно не является следствием другого, а понимается только в единстве, так невозможно понять один уровень Торы без другого и одно не является следствием другого, и истинное понимание Торы содержится только в её единстве.

     2. Обратимся к Вашему следующему вопросу. Получается что «религия — результат неощущения духовной связи творения с Богом; и Тора в иудаизме воспринимается как руководство к маасим товим (хорошим деяниям) в рамках людских тел, предписание к действию в рамках материального мира?». Это типичный вопрос новой волны каббализма, который задают в более явной форме так: каббала говорит о духовной структуре мира и исключительной духовности мицвот, а вы придумали грубую материализацию высокой духовности — религию. Ведь смысл мицвы только в духовном действии, а кто понимает её как телесное действие — занимается идолопоклонством и овеществлением Торы!!!

     Как до этого абсурда можно дойти, оставим на совести Ваших «учителей». Это не Ваша вина. И не было бы смысла давать на это ответ, если бы не реальная опасность душевному здоровью «учеников» от такого «учения». Поэтому, не обольщаясь большими надеждами на «спасение», попробуем разобраться в этом поглубже. И хотя у нас не принято давать ответы языком Каббалы, придётся сделать исключение и объяснить общую идею смысла мицвы. По-видимому, именно такой ответ может удовлетворить Вас. Заранее прошу прощения за крайнюю краткость, стиль намёков и использование непереводимых терминов. Надеюсь, что Вы знакомы с основами.

     Цель существования Человека — исправление Мира, Зивуг ЗА и Нуквэ. Состояние Мира, которое привело к потребности исправления, называется швират хакелим. Смысл этого в отделении Орот от Келим и падении Келим в миры БИА. Орот Эйн Соф поднялись вверх, но в Келим осталось часть Орот, подобие Решимо. Этот Ор называется Ницоцот, и цель его — сохранить разбитые Келим от полного падения. Сами же Келим, упав в миры БИА, «оделись» в одну из составляющих сил Ситра Ахра — Клипат Нога, где Добро и Зло находятся в перемешанном состоянии. И хотя Клипат Нога существует и в более высоких мирах, основное место проявления — в Малхут Олам ХаАсиа, то есть в нашем материальном мире.

     Задача Человека — вернуть Мир в прежнее состояние, поэтому основное его предназначение — Берур, высвобождение Ницоцот из Клипат Нога, то есть отделение Добра от Зла в нашем Мире. Это суть исправления разбитых Сфирот. Берур достигается посредством исполнения Мицвот.

    Значение слова мицва мы учим из слова цевет. В современном иврите — состав, команда. Смысл его — быть вместе, единение. Мицва соединяет Человека и Творца.
Суть мицвы — выделение Искр Света из Тьмы, то есть Берур Ницоцот из Келим швурим, «одетых» в Клипат Нога, и их присоединение к Орот Эльйоним; тем самым совершается желанный Зивуг. Чтобы Берур был полным, он должен происходить и в деянии, и в речи, и в мысли. Для этого соответственно необходимы хэфец — предмет мицвы, браха — благословение, кавана — духовное намерение и хаахала — действие, соединяющее всё вместе. Когда человек налагает тфилин, ест мацу, зажигает ханукальные свечи и т.д., при этом всё исполняет по всем правилам Халахи и с духовным (каббалистическим) намерением, то тем самым он производит Берур на всех уровнях.

     И даже если выполнено только механическое действие с намерением выполнить мицву, но без каббалистического намерения, уже достигается низкое исправление. Но… нет никакой возможности иметь духовное намерение мицвы без предмета мицвы, без действия! Чтобы духовное намерение подняло искры духовности, находящейся в материальном предмете, необходим сам предмет! А если его нет, то бессмысленно и намерение.

     Чтобы исполнить мицву, необходима хаахала, то есть намерение и/или благословение, «одетое» на какое-то действие. К примеру, когда мы говорим благословение ХаМоци на хлеб, надо на него посмотреть, взять десятью пальцами и т. д. И каждое из деяний имеет намерение. Действие взгляда двух глаз — Нецах и Ход, действие десяти пальцев — соответствует десяти сфирот и т.д. Очевидно, что чтобы иметь эти намерения, необходим сам хлеб, надо знать точно, что с ним делать, какое благословение произнести и т.д. Поэтому Тора так подробно описывает телесные действия исполнения мицвот. Ведь только точность их соблюдения позволяет «надеть» соответствующее намерение.

     Получается, что исполнение мицвы имеет смысл только тут, во тьме материального мира, требующего исправления!

     Мудрецы Каббалы уделили много внимания разбору каббалистических намерений мицвы, но никто из них, подчёркиваю — никто, никогда, и не было в этом разногласий или сомнений, — не имел в виду, что подразумеваются одни духовные намерения мицвы без исполнения самой мицвы или произнесение Шемот, Орот и Келим без исполнения мицвот!!!

     Чисто духовная практика, пренебрежение телесным или его подавление свойственно религиям Востока, идеалу Христианства и многим доморощенным учениям современности, но вовсе не еврейскому пониманию мира."
 
 

     2)Каббала! Каббала?
     Отвечает рав Ашер Кушнир
     http://toldot.ru/tags/kabbalah/

     "Каббала — это мудрость, раскрывающая секреты реальности Творца, сотворения мира, внутреннего уровня понимания Торы и т. д. В переводе слово Каббала означает — «получение». То есть, Каббалой называют ту полученную мудрость Творца, которая передавалась из уст в уста более чем 3300 лет от Моше Рабейну и до мудрецов нашего времени. Часть Каббалы в разные времена была записана в скрытой форме. Величайшие еврейские мудрецы всех времён — Рашби, Раавад, Рамбан, Аризаль, Рамхаль, Агро, Бааль Тания и многие другие передали нам колоссальные сокровища мудрости, скрытой в Каббале .

     Во всех поколениях еврейские мудрецы были необыкновенно осторожны в распространении Каббалы. Передавать её можно было только тому, в ком видели признаки того, что он достоин этого (Рамбан, Глава Берейшит); только тому, кто мудр и разбирается во всех разделах Торы, учит, понимает и исполняет ее, по-настоящему Б-гобоязнен и т.д. (Зоар Хадаш, Глава Берейшит, стр. 10). И ещё вы найдёте необыкновенно жёсткие условия для тех, кто желает начать изучение Каббалы в предисловии к книге «Эц Хаим» р. Хаима Виталя.
Почему же Каббалу так скрывали?

     Одна из причин — опасение мудрецов, что секреты Каббалы попадут в руки людей умных, но нечистых в своих намерениях и пристрастиях. Они опасались тех непредвиденных, разрушительных последствий, к которым это может привести.

     В этом смысле Каббала подобна атомной энергии. Когда этот колоссальный энергетический потенциал находится под контролем, он приносит большую пользу в виде атомных электростанций. Но если атомная энергия выходит из-под контроля, она превращается в огромную разрушительную силу с непредвиденными последствиями. Так и Каббала. Если она находится под контролем еврейских мудрецов, то приносит им и всему еврейскому народу колоссальную пользу, раскрывая невероятную глубину в мудрости Торы и исправляя мир. Но если Каббала выйдет из рук мудрецов и попадёт в руки людей нечестных и злоумышленных, то приведёт к трагическим результатам. И так немало перепало еврейскому народу бед и преследований из-за нескольких капель Каббалы, просочившихся наружу и приведших к созданию христианства. Хватило знатока Каббалы лжепророка Шабтая Цви и движения франкистов, оставивших после себя разруху еврейской жизни в тех местах, где они находились, да и от всех других «каббалистов» достаточно натерпелись.

     Это одна из причин, почему было столь сильным сопротивление массовому изучению Каббалы во всех поколениях. Теперь можно понять, насколько оправданны опасения мудрецов и в наше время.

     Если всмотреться во все этапы эволюции взглядов, которое проходит современное изучение Каббалы, то увидим, как перед нами складывается новая секта «каббалистов». Уловив необыкновенный интерес к Каббале, они решили заявить на весь мир, что уже можно её изучать всем: евреям и неевреям, детям, взрослым — и всем, кому это в голову взбредёт.

     И если вы спросите, а что с теми жёсткими условиями, которые наложили мудрецы на изучение Каббалы? И как они вообще надеялись распространить Каббалу в западном мире, ищущем, как правило, сиюминутные материальные удовольствия? Всему этому было найдено решение, не новое, но, как всегда, «революционное»: нет связи между Каббалой и евреями с их религией! Но если это не часть иудаизма, то что же это? И на это был найден творческий ответ: Каббала — это наука! И не просто наука. А прикладная наука, с её помощью можно постичь шестое чувство, а заодно… все остальные вымыслы новаторов. Только для этого, как всегда в таких ситуациях происходит, им пришлось заново переписать как еврейскую историю в общем, так и историю Каббалы в частности.

     Не стоит упоминания, что это даже не грубая фальсификация, а просто смехотворная профанация. Их аргументы порой на грани оскорбления человеческого интеллекта и рассчитаны всецело на неподготовленного слушателя. И если бы не те чистые, и немного наивные души, которые действительно ищут духовной жизни и при отсутствии ясных и твёрдых знаний из самих источников иудаизма, неспособны различить тонкости фактов, идей и определений, не было бы никакой надобности в этих строках. Поэтому придётся ответить на выдумки «новых каббалистов». В рамках краткого ответа трудно пройтись по всем аспектам и всем аргументам, поэтому разберём в самой сжатой форме всего лишь несколько основных претензий.
     1. Можно ли постичь подлинные знания Каббалы без предварительного изучения Торы?

     Каббала — это неотъемлемая часть устной Торы. Как известно, в Торе есть четыре уровня понимания, называемые: «ПаРДеС» (в переводе — Сад), но на самом деле это аббревиатура: «Пшат» — понимание простое, непосредственное, «Ремез» — намёк, «Драш» — толкование, «Сод» — тайна. То есть Каббала — это только четвертый уровень понимания Торы — «Сод». И как во всех мудростях мира существует определенный порядок их понимания, так же и в Торе. Невозможно понять «намёки», прежде чем познакомишься с непосредственным содержанием. Так же точно нельзя понять глубину Торы — Каббалу — без предварительного изучения трёх её более верхних пластов. Хотя бы потому, что Каббала постоянно оперирует понятиями из Торы, Пророков, Писаний, Талмуда и всех остальных частей устной Торы. Поэтому она не постижима сама по себе, и те, кто пытаются «с налету» в ней разобраться, подобны тем, кто пытался наскоком разобраться в квантовой механике без того, чтобы получить элементарные знания по математике.

     Тот же вывод однозначно находится и в самой Каббале. Приведём одно из мест: «Говорит Рашби в книге Зоар (часть 2, стр. 94): четыре составляющих человеческой души. В начале дают ему “Нефеш”. Удостоился — дают ему “Руах”, удостоился — дают ему “Нешама”, удостоился — дают ему “Хая”… И как же удостоится человек всех частей души? Дал ему Творец Тору — ПаРДеС. “Пшат” — простое понимание соответствующее “Нефеш”, “Ремез” — намёк, чтобы удостоиться “Руах”, “Драш” — для “Нешама” и “Сод” для “Хая”. И должен человек вначале работать над простым пониманием Торы, усвоить и соблюсти её повеления, и тем самым он очистит свою “Нефеш”, поднимет её и удостоится более высокой части — “Руах”. И тогда можно перейти к изучению “Ремез”…, чтобы удостоиться “Нешама”, а отсюда на “Драш”… и удостоиться “Хая”. И только тогда, поднявшись, ступень за ступенью, будет он способен постичь глубину глубин — “Сод”. И только тот, кто последовательно очистил свою душу, может приступить к изучению “Сод” — тайн Торы, иначе — это большая опасность для него и делать этого нельзя…» («Маор ВеШемеш», глава «Итро»).

     Отсюда явное свидетельство того, что человек не может изучить Каббалу без того, чтобы предварительно «не насытился знанием Торы, Талмуда и всех законов еврейской жизни».
Добавим к этому ещё одну простую мысль. Все, кто по-настоящему изучал Тору, знают всю сложность глубины её понимания. Только «Пшат» — простое понимание само по себе необыкновенно сложно, ведь, как известно, есть 70 сторон в понимании всего сказанного. И только после этого добавятся на каждую из сторон многочисленные намёки; а отсюда — толкования каждой мысли на все области нашей жизни. Так, порой Тора предстаёт как колоссальная, непостижимая загадка, скрытая от ясного понимания. И тогда… углубимся в «Сод», Каббалу, и вдруг всё запутанное и непонятное проясняется и выстраивается в стройную систему, связывающую разные части Торы в единое целое. И не только это, но и часть «мицвот» — заповедей Торы, у которых на первый взгляд не был понятен ни смысл, ни причина — вдруг получают понимание как необходимый и обязательный закон духовной реальности. В этом смысле Каббала подобна чудо-ключу от закрытого и недоступного сада, наполненного всеми сокровищами мира. Для тех, кто последовательно изучает Тору, Каббала, как ключ, раскрывает все её внутренние закономерности и полноту. А те, кто решает начать сразу с Каббалы, подобен человеку, который кричит на весь мир — «Я нашёл секретный ключ!» Спросили его: «От чего ключ?» Ответил: «Какая разница. Мне достаточно, что могу поиграться с ним!»…

     Итак, первый вывод: Каббала дана нам из того же источника, что Тора и заповеди, и невозможно отделить Каббалу от остальной Торы ни в наше время, ни в далёком прошлом, ни в грядущем будущем.

     Кроме принципиальной сложности познания Каббалы есть и технические трудности. Об основной из них — материализации абстрактных каббалистических понятий, сами «новые каббалисты» предупреждают. Но можно ли действительно этого избежать, обладая внутренним ассоциативным миром массовой культуры, а не чистотой духа Торы? Более чем сомнительно. И не только это, есть ещё ряд технических проблем.

     Во-первых, нет смысла изучать Каббалу посредством лёгкой беседы за бутылкой шампанского или за чашкой чая. Также не может быть полезной нерегулярная учёба, даже если она происходит по ночам . Преуспеть можно только в случае величайших усилий и систематической учёбы, подобно тому, как мы видим на примере величайших мудрецов Каббалы. Чтобы понять Каббалу, от человека требуются натренированная работоспособность и определённый образ мышления, который, как правило, можно приобрести только в результате долголетнего изучения Талмуда.
     Во-вторых, мудрость Каббалы включает в себя колоссальное количество материала, которое значительно превышает то, что предлагают «новые каббалисты» своим ученикам. Без попытки охватить его во всём объёме и во всех деталях не получится у них рассмотреть общую картину и построить на этой основе полное, стройное и ясное здание знаний.
     В-третьих, для того, чтобы понять профессиональную терминологию Каббалы, желательно знать язык Торы, так как эти понятия принципиально непереводимы.

     И ещё многое найдёте в книге «Шомер Эмуним Кадмон» (Акдама шния, ацаа шния и шлишит).

     Всё это пробуждает больше, чем сомнение: доступно ли глубокое и истинное понимание Каббалы на уровне, предлагаемом «новыми каббалистами».
   

     2. Принесёт ли какую-либо пользу изучение Каббалы без исполнения заповедей Торы?

     Для того, чтобы разобраться в этом, спросим: «А для чего вообще они учат Каббалу? Какова их цель?» Много ответов на это придумано, в основном, чтобы завлечь широкие массы слушателей. Но за всеми можно найти ответ другой: «Цель изучения Каббалы — достичь совершенства человека, приближающего его к Творцу». И действительно, это написано во всех книгах по Каббале в разных формулировках. Один из величайших авторитетов Каббалы всех времён — Рабби Моше Хаим Луццато с гениальной простотой даёт определение предназначению человека:

     «Человек создан наслаждаться Всевышним и получать сияние Его света (зив шхинато), — ибо вот что есть подлинное наслаждение и величайшее удовольствие, какое только может быть. Но место этого наслаждения — мир грядущий (олам а-ба), который для этого создан и должным образом приготовлен. А путь, который мы должны пройти, чтобы достичь желаемого грядущего мира, пролегает через этот мир… Средства же, при помощи которых можно достичь этой цели — это заповеди(мицвот) Всевышнего. И исполнить эти заповеди можно только в этом мире. Поэтому Человек и был изначально помещён в этот мир, чтобы с помощью выполнения заповедей он смог приобрести право достичь места, предназначенного ему в будущем мире и там наслаждаться благом, которое он приобрёл себе при помощи этих средств» («Месилат Яшарим», начало первой главы).
     Итак, духовная близость с Творцом возможна только благодаря специально предназначенным для этого средствам — «мицвот», практическим заповедям Творца. Поэтому во всех книгах по Каббале, за разбором глубинных тайн Творения, есть одна практическая цель — соблюдение мицвот. Другими словами, конечная цель изучения Каббалы — понять, как добиться наиболее полного и совершенного исполнения мицвот и посредством этого удостоиться духовной близости Творца! И так пишет «Шомер эмуним кадмон» спор первый, 31: «Не способен человек достичь совершенства в исполнении мицвот, без познания Каббалы…».

     И если это так, то как же совмещаются у «новых каббалистов» абсурдная идея искать духовную близость с Творцом с желанием отменить необходимое средство достижения этой близости — соблюдение заповедей Творца?

     Для желаний человека не нужно искать особых причин. Когда не хочется нести груз исполнения заповедей, то просто решают, что Каббала и заповеди — никак не связаны между собой.

     Но, разумеется, «новые каббалисты» искали более аргументированные прикрытия своим желаниям и действительно нашли их в работах Баал Сулам — рабби Ашлага, искажая при этом оригинальный смысл и придавая ему желаемое толкование. Так, например, в предисловии к труду «Талмуд эсер асферот» сказано, что «когда человек занимается мудростью каббалы и упоминает имена “Келим” и “Орот”, то есть имена сосудов и светов, у которых есть с точки зрения его души принадлежность к ним, — они тотчас светят ему в определенной мере… и свечение, которое он получает раз за разом во время занятия, притягивают на него очарование с небес и преисполняют его изобилием святости и чистоты, которые намного приближают человека к тому, чтобы достиг он своего совершенства.» Гл.155

     Отсюда привели свидетельство, что для достижения духовной чистоты и близости Всевышнего достаточно изучение Каббалы без выполнения заповедей…

     Ну как же из этой цитаты «когда человек занимается мудростью каббалы» следует, что уже не нужно соблюдение заповедей? К тому же явное противоречие этому в том же предисловии Баал Сулам,где он, наоборот, обязывает всех овладением практических знаний в Галахе: «“…и один грешник истребит много блага”. Поэтому (чтобы не называться грешником) обязан непременно повторять законы, насколько это ему необходимо, чтобы не ошибиться в их исполнении… …говорит рав Хаим Виталь, что душа связывается с телом, только если оно совершенно и исправлено Заповедями Торы, 613 заповедями.» Гл. 24. То есть без исполнения заповедей смысл чародейства произношения имён «согрешившим», приблизительно такой же, как у человека, по шею сидящего в грязи и льющего чистую воду… на грязь.
Вот только один из примеров манипулятивного толкования работ Баал Сулам.

     Из всего вышесказанного есть еще одно заключение: в изучении Каббалы, без соблюдения заповедей нет ни смысла, ни пользы.


     3. Является ли Каббала наукой?

     В рекламных призывах к изучению Каббалы чувствуется огромное усилие представить Каббалу как науку. Большое количество статей написаны, чтобы убедить читателя в истинности этого открытия. А откуда вдруг появилась «наука каббала»? Возможно, что ответ на этот вопрос требует гораздо более подробного разбора этих двух понятий «Каббала» и «наука». Но это, к сожалению, выходит за рамки краткого ответа. Нам же достаточно ограничиться ответом по сути. «Наука каббала» появилась благодаря тому же желанию максимального внедрения Каббалы в широкие массы. И если психология масс готова быстрее принять Каббалу под вывеской «наука», почему же не представить её в таком виде? Проблема только, что изобретатели не всё просчитали до конца.

     Если бы они объявили, что сами открыли новую область науки — Каббалу, полностью приписав её себе, кто бы мог предъявить к ним какие-либо претензии? Хотите — верьте, хотите — нет. Мир никогда не страдал отсутствием простаков.

     Абсурд заключается в том, что они силятся представить себя как продолжателей пути Аризаля и рабби Ашлага. А если это так, то проверим во всех их книгах и убедимся, что там нет даже намека на то, что Каббала — это наука в её классическом понимании. А если источником этой идеи не являются книги Каббалы, а всего лишь фантазия «новых каббалистов», она не стоит серьезного к себе отношения! Ибо Каббалой, по определению, называется то, что мы получили, а не то, что придумали. И про это написано в предисловии к книге «Эц Хаим»: «Не переданы эти вещи человеческому сердцу, в соответствии с человеческим разумом. В их объяснении с точки зрения логики кроется огромная опасность…». Источником этих слов служит книга Зоар в главе «Итро» лист 86: «Не слышал — не говори». То есть то, что не слышал от своего учителя, нельзя самому придумывать.

     Кстати, если Каббала — это наука, почему же тот, кто занимается ею, называет себя раввином? А если сейчас это стало наукой, то почему об этом не знали ранее? (И правда, жаль, что рабби Ашлаг не знал, что и он был великим ученым!) И если уж Каббала это наука, а не религия, то почему ее изучение должно приблизить человека к Творцу и ускорить приход Машиаха? Зачем отделение десятины? И т. д. Видно, что подобного рода противоречия не смущают их. И уж вовсе не страшно, если перевод каббалистических строк будет корректироваться в соответствие с их желаниями, ведь вряд ли кто-либо поймет и разберётся в этих тонких манипуляциях . Так например, во всех переводах книг рабби Ашлага на русский язык, слова «хохмат а-Каббала», т. е. — мудрость Каббалы, переводятся как «наука Каббала». .. А ведь русскоязычный ученик знакомится с этими работами через перевод. Так что у него складывается полная иллюзия что Каббала — это, несомненно, наука…

     Если проверить как следует, можно убедиться, что в своих статьях они не приводят точных ссылок на первоисточники, ограничиваясь общими фразами. И даже если приводится цитата, то она трактуется в соответствии с заранее желаемыми выводами. Все это указывает на то, что не из самой Каббалы их «открытия». А если это так, то откуда их полномочия и авторитет? И вообще, каким образом они стали каббалистами? И если уж о претензии на науку идёт речь, то пусть всё будет, как в науке . Там научный авторитет в первую очередь основан на профессиональном признании. Разве придет кому-то в голову объявить себя ученым с мировым именем, сделавшим революционное открытие без того, чтобы коллеги в этой области признали и согласились бы с его открытием? А кто, собственно, признал и уполномочил этих? Ведь кроме их собственных учеников, явно понимающих в обсуждаемом вопросе не больше самого «гуру», никто не считает их мудрецами Каббалы. А те академические круги, которые выдали печать наукообразности, следует предположить, сделали это из уважения к количеству избранных сочинений. Ведь до этого в списке научных дисциплин Каббала не числилась. Так откуда вдруг у них появились специалисты, способные оценить открытие в области, которой они сами не занимались?

     А где же действительно находятся специалисты? В тех местах, где испокон веков изучали Каббалу — в ешивах. Благодаря им, мы и знаем о её существовании. Так вот, поищите там, в этих ешивах, и вы не найдёте там ни одной книги «новых каббалистов». Они не только не признаны, но и рассматриваются как интеллектуальный бред и осквернение Каббалы.

     Или попробуйте проверить, есть ли рекомендации к их книгам? Не найдёте! А теперь проверьте все наши еврейские книги, и вы не найдёте ни одной без рекомендательных писем раввинов, которые являются удостоверением профессионального уровня автора и подтверждением истинности самого труда.

     И если уж о выдумках речь идёт, упомянем ещё одну.
     Среди многочисленных обещаний поклонникам «науки Каббала» есть одно, которое по-особенному обладает притягательной силой: «Шестое чувство». Если вы будете учить Каббалу 3-5 лет, то дойдёте до «шестого чувства». А если не дойдёте, то это займёт ещё 4-5 лет. И тогда… А откуда вдруг появилось в «науке Каббала» «шестое чувство»? Из тех же вымыслов «новых каббалистов». Ведь это прекрасное коммерческое название, знакомое и загадочное, а главное, это что-то практически ощутимое, которое можно конкретно предложить. Ну кто же откажется от обладания «шестым чувством»? Проблема только в том, что ни в одной книге по Каббале нет упоминания об этом чувстве…

     И тут мы подошли к важному моменту. У всех сторонников нового подхода к Каббале есть козырный аргумент.


     4. Запрет на изучение Каббалы был раньше, а теперь, с 1995 года, можно уже изучать всем!

     А что изменилось? Почему уже вдруг можно? Процитируем ответ самих «новых каббалистов»: «Только с девяностых годов 20 века разрешено и рекомендуется распространение науки Каббала. Почему? Потому что люди уже более не связаны с религией, стали выше примитивных представлений о силах природы как о человекоподобных существах, русалках, кентаврах и пр.».

     А откуда появилась эта дата — 1995? Тяжело её просто придумать. И действительно, принято среди учеников рава Ашлага, что однажды он выказал надежду, что спустя 50 лет (по одному из мнений — начиная с 1995 г .), его учение распространится в мире. Он, конечно же, и представить себе не мог, что придет день, и его чистые устремления кто-то будет цинично использовать в чуждых ему целях, и к тому же называть себя учениками рава Ехуды Лейба Алеви Ашлага, Баал Сулам — благословенна память о нем — и его сына рава Боруха Шолема Ашлага — благословенна память о нем. Именно этими именами прикрываются все «новые каббалисты», называя себя их учениками и последователями. Но как же они осмеливаются называть себя учениками? Ведь ученик расширяет и углубляет учение своего учителя — а если же он противоречит ему, то не учеником его достоин называться, а лишь осквернителем его имени. И известно по этому поводу мнение того, кто принят всеми как признанный авторитет и неоспоримый последователь и ученик р. Ашлага — рава Авраам Готтлиба, который в своей книге, посвященной жизни и учению раввинов семьи Ашлаг пишет:
«Тут следует предупредить и предостеречь от всякого рода институтов и организаций, претендующих на обучение Каббале, и часть из них даже использует имя рабби Ашлага, автора книги “Сулам” — благословенна память о нем. Я публично заявляю, что нет никакой связи между ними и рабби Ашлагом. Они поверхностно берут его учение и искажают его, используя в своих постыдных целях… Они берут всё внешнее и поверхностное из мудрости Каббалы и пользуются этим в отрыве от исконного еврейского пути и в полном отрыве от пути самого р. Ашлага…»

     «…Путь нашего святого учителя состоял в том, что вся внутренняя часть Торы и мудрость Каббалы, которая является святая святых, предназначена исправить человека — дать ему силы избавиться от самовлюблённости, дать ему силы принять на себя веру Творца. А это возможно только посредствам соблюдения Торы, заповедей и изначальных еврейских обычаев, без разного рода реформ. Ибо заповеди и обычаи предназначены для цели приближения человека к Творцу. И ни у кого нет права отменять или облегчать часть из них, ибо они и есть наша жизнь.

     И вот любой, кто читает эту книгу, являющуюся живым свидетельством из уст учеников Баал Сулам и учеников его сына, ясно видит, что нет и не было ничего общего между ними и теми искаженными душами людей, представляющих вышеупомянутые институты.»(«Асулам» стр. 135)

     Другими словами, речь идёт не об учениках рава Ашлага, а о самозванцах, прикрывающихся его именем.

     Перейдём к ответу на ваш следующий вопрос: «В чем секрет успеха массового распространения Каббалы?»

     Каббала необыкновенно многогранна, и иногда достаточно ознакомиться с несколькими идеями о строении мира и человека, чтобы вызвать восхищение и пробудить духовную жажду. Без всякого сомнения, Каббала захватит любого интеллектуала, ищущего ответы на загадки жизни. Поэтому даже самого поверхностного знакомства с работами рабби Ашлага достаточно, чтобы вызвать огромный интерес к Каббале.

     Но не стоит удивляться их нынешнему успеху. Ведь процесс находится в начальной стадии, и еще непонятно, в каком направлении он будет развиваться и к чему приведёт. Подобное, но в других масштабах, уже случалось в истории. Не только «новые каббалисты» пытались «украсть» части Торы и представить их отдельно от еврейства как часть общечеловеческого знания, объясняя при этом, что евреи являлись лишь хранителями этого клада, пока не пришло время открыть его и распространить по всему миру. Все это не ново, так же развивалось и христианство, когда Шауль из Таршиша понял, что евреи не разделяют и не принимают его идеи. Он, посредствам нескольких каббалистических манипулятивных идей, построил основы христианской теологии, которая позволила ему обратиться ко всему человечеству. Он не выделил Каббалу из Торы, а выделился в секту,«украв» всю Тору и объявив, что она принадлежит всему человечеству. Вот и сейчас, по прошествии времени, берут книги Рашби, Аризаля, р. Ашлага, содержание которых — полная противоположность того, что из них пытаются выучить, выделяют их из остальной Торы и представляют как «науку каббалу». Берут идеи иудаизма и представляют их как «Каббала считает»… Христиане проделывали это значительно раньше.

     Если Каббала изучается с изначальным намерением не соблюдать то, чему она учит и обязывает, то это полностью запрещено.

     Во-первых, из-за вышеупомянутого ограничения изучать Каббалу до тех пор, пока человек к этому себя не подготовит. И никто из мудрецов Каббалы ничего не «разрешал» и не «рекомендовал»…

     Во-вторых, из-за зла, порождённого подобной учёбой. Аризаль в своём комментарии к словам Теилим: «И негоднику сказал Творец: что тебе к книге закона Моего», утверждает так: «Знай, что изучение Торы и хорошие поступки, которые делает человек, пока он остается негодником, не только не прибавляет ему духовной чистоты, но, наоборот, усиливает силы зла…». Другими словами, пока человек погружен в свои преступления и нарушает заповеди, изучение Каббалы и произнесение святых Имен не только не поможет ему приблизиться к Творцу, но, напротив, приведет к усилению злых сил в нем самом и во всем мире!

     Третье и самое страшное: еврей, изучающий Каббалу, но отделившийся от Торы — отрицает Тору и называется «апикорес» . Его не присоединяют к миньяну и не вызывают к Торе. Он в принципе исключил себя из народа Израиля, его наказание «карет», и нет у него удела в грядущем мире.

     В заключение: От Аризаля и до Баал Сулам и мудрецов Каббалы, которые были после него, все обязывали религиозных евреев к углубленному изучению Каббалы, как интегральной части еврейской жизни . И действительно, мы видим расцвет изучения каббалы: от ешив мудрецов Каббалы до уроков Каббалы во всех больших центрах еврейского религиозного поселения. И не только они, но и тот, кто только начинает соприкасаться с духовностью и поиском смысла жизни, может утолить свою жажду в глубочайших работах Рамхаля, Маараля и других еврейских мудрецов. Основанные на Каббале, с одной стороны, и не вводящие во все её сложности, с другой, они дали нам ясные ответы на все вопросы бытия. Это и есть лучший путь ознакомиться с секретами Каббалы, продолжая при этом параллельное изучение Торы и соблюдая её повеления, как это принято в еврейском народе испокон веков."

     Зарождение Каббалы, как науки, началось, предположительно, 5800 лет тому назад. Именно с этим временем связывают появление первой каббалистической книги «Тайный Ангел» (Разиэль Малах). Автор книги (каббалистические источники называют Адама первым обладателем каббалистических знаний) описывает в своем труде скрытую силу, которая якобы  раскрылась ему в результате анализа системы мироздания. Эту силу, по его мнению, невозможно ощутить с помощью пяти естественных органов чувств, так как эти органы познают мир односторонне и предвзято.
     По мнению каббалистов, наш мир иллюзия. Для того, чтобы понять, почему каббала была наукой "избранных", приведем пример из "Книги Создания" ("Сефер Йецира"), написанной Авраамом (1812 - 1637 гг. до н.э.

Выдержа из "Книги Создания":

Мишна 1: Тридцатью двумя скрытыми путями мудрости установил Властелин воинств, Властелин постигающих Его, Повелитель жизни и Царь сокрытия, Бог всемогущий, Милостивый и Милосердный, Возвышенный и Вознесенный, Восседающий Вечно и Отдельно, имя Его – Возвышенный и Отделенный. Он и создал Свое сокрытие тремя книгами – книгой, рассказчиком и рассказом.

Мишна 2: Десять сфирот сокрытия, двадцать две основные буквы, три праматери, семь двойных и двенадцать простых.

Мишна 3: Десять сфирот сокрытия, по числу десяти пальцев – пять против пяти. И единый союз, расположенный посреди, словом язык и словом обрезание.

     Из приведенного примера видно, что понять смысл сказанного не возможно без предварительных знаний. Только скрупулезный анализ каббалы в частности и иудаизма в целом приводит к пониманию, что иудаизм и христианство - это части одного целого, о чем и говорится в речи Патриарха Алексия 2.
 
     Наука каббала говорит, что найти смысл жизни можно, только если мы будем соответствовать Природе. Тогда мы получим наполнение, которое и является смыслом жизни.  Каббала рассматривает природу как единую всеобъемлющую и совершенную структуру. Однако человек постигает мир посредством пяти органов чувств, из-за чего, по словам каббалистов, разделяет ее на две составляющие: проявленную и скрытую.
     К природе можно отнести ее три части – неживую, растительную и животную, которые управляются природой инстинктивно, а потому не нарушают единство природы. Именно человек, своим эгоизмом, выделяется из системы природы. Но именно это выделение человека из всей природы, дает ему возможность понять цельность природы и свое предназначение - сознательно включить себя, как ее интегральный элемент, в ее единую систему.
     Еще 20-х годах ХХ века каббалист Бааль Сулам писал, что весь мир представляет собой одну семью. Частный эгоизм каждого человека замкнулся, мы как бы попали все в одну сеть, которая жестко связала нас. Мы поневоле стали полностью зависимыми друг от друга.
     Человек не в состоянии воспринять реальность во всей ее целостности и потому исследует ее под всевозможными углами зрения. Но мир, с точки зрения этого подхода, остается единым и совершенным, поэтому со временем выясняется, что ни одна наука не способна отобразить общую картину мироздания, в результате чего современность вплотную подошла к кризису всех научных дисциплин.
     Не об этом же, но другими словами, говорит и христианство?
     В каббализме часто применяется способ аллегорического толкования Библии с использованием таких приемов, как: гематрии (тождество слов по их количественным значениям), нотарикона (разъяснения смысла слова или выражения по их составным буквам), темура (образование новых слов путем перестановки составных букв), письма «атбаш» (поиски смысла в штрихах, знаках, то есть в «запятых»).
     На основе такого «скрупулёзного» анализа Библии каббалисты пришли к заключению о существовании множественных миров «сефирот», образующих космическое тело совершенного существа Адама Кадмона. Душа, состоящая из 613 частей, проходит бесконечный цикл перевоплощений и, в  конце-концов (какой может быть «конец-концов» у бесконечности?), попадает в некую «божественную сферу». То есть, каббала утверждает реинкарнацию.
     На этот счет у христианства существует свое мнение. И если о Воскресении Иисуса Христа свидетельствуют многие факты (например, "облученная" Туринская Плащаница), то о переселении душ - свидетельствует только мистика.
     Принцип квантования жизни (изложенный, например, в статье "Новое об Алисе из Страны Чудес" http://www.proza.ru/2013/07/10/1789 ) является еще одним (как, например, и Библия) мостом между христианством и иудаизмом. Нужно только совместными усилиями правильно разобраться, что такое миры сефирот и (+-n)-ые квантованные миры, что такое Адам Кадмон и что такое МАКРОорганизм, разложенный на разумных индивидуумов последующих миров (например, статья "Перезагрузка №2" на ПРИТВОР.КЗ) и многое другое (математическая часть электромагнитной теории гравитации, как подтверждение вышесказанного, представлена на форуме МИФИ в статье "Перезагрузка" в разделе "Альтернативная наука").
     В настоящее время становится понятно, что любая из мировых религий не является человеческим вымыслом, а Богом данным откровением того, как и при каких условиях развивается Жизнь во Вселенной. С учетом принципа квантования жизни, прорисовываются контуры "древа", объединяющего все мировые религии. Но об этом речь впереди... 
   


Рецензии
Сначала критикуете термин "наука каббала", а потом сами им пользуютесь. Нехорошо.

Владимир Толок   01.01.2015 18:31     Заявить о нарушении
Термин используется только в данной публикации и с целью анализа.
Спасибо за прочтение и комментарий.
С Новым годом Вас!

Владимир Физик   05.01.2015 10:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.