Автор и режиссёр
Мой приятель специальных литературных заведений не заканчивал, но иногда пишет маленькие рассказики, сценки. Захотелось ему показать свои «опусы» одному известному режиссёру.
– И чего это вдруг тебя посетила такая неудачная мысль? – спросил я приятеля. – Ты кто, Быков со своим «Медведем»? Улицкая с «Русским вареньем»? Наконец, Гришковец со своей «Собакой»? Куда тебе до этой высокой литературы!
Честно говоря, если учесть мнение и других читателей, о «высоте» упомянутых шедевров я слишком загнул. Ну, это для того, чтобы отбить у приятеля даже желание показывать свои зарисовки одному из сегодняшних «Станиславских».
Я предупредил. Мне казалось, что поступил правильно. Но мой совет не был услышан. А когда режиссёр согласился встретиться с приятелем, я с нетерпением ждал результата. И дождался: приятель сварганил очередную сценку. Может, и вам понравится.
Беседуя с автором, режиссёр посоветовал:
– Напишите юмористическую сценку. Даже ни о чём! Чтобы, как говорится, в одно ухо вошло, а из другого вышло.
– Но смешно? – осторожно уточнил автор.
– Естественно, – мгновенно согласился режиссёр. – Но чтобы не нагружать зрителя, отягощённого заботами всякими.
– Понятно, понятно, – быстро отозвался автор.
– Зритель должен отдохнуть! – отрезал режиссёр. – Не для того он выкладывает сто баксов, чтобы умственно напрягаться. И пожалуйста – чтобы меньше "говна" было. В ваших опусах его слишком много. Лишний раз лучше не напоминать.
– А как же без него? – изумился автор. – Вы посмотрите вокруг! Да зачем далеко ходить! У дверей вашего театра окурки слева, окурки справа. Это что, артисты после антитабачного закона перекур на свежем воздухе устраивают? И пивные бутылки у стеночки стоят, ждут, пока какой-нибудь бомжик заберёт.
– Бывает такое, – пробормотал режиссёр. – А в зрительном зале под креслами полно приклеенных жвачек!
– А говорите, нет ЕГО! – не выдержал автор. – Народ что, так свой протест выражает по поводу какого-то спектакля? А чего только по телеку на известных «Поединках» и других подобных «шоу» не наслушаешься? Нет, уважаемый, по поводу количества этого пахнущего матерьяльца я с вами категорически не согласен!
– Есть, есть, конечно, – небрежно отозвался режиссёр. – А в «Поединке» я как-то сам участвовал. Обделали с головы почти до ног. А был вроде бы всего стакан воды! Хорошо, что стеклянные осколки в основном вниз пошли! Но брызги прямо как душем окатили!
– А говорите: не напоминать! – отбрил автор. – Это и есть ОНО!
– Согласен! Но поймите меня! – забеспокоился режиссёр. – Если ваша сценка кому-нибудь наверху не понравится, я могу иметь неприятности. Не скрою, власть пока поддерживает меня. Хочу ещё попросить, чтобы старые кресла помогла заменить. Может, тогда жвачку даже недовольные зрители уносить с собой будут.
– Ну, это если настроение не испортят занудством каким-нибудь. Ведь одному нравится соплежуйство, а другой на дух это не переносит.
– Согласен. Хотелось бы, чтобы ваша сценка была достойна наших достойных спектаклей. Кстати, в театре есть многоопытный завлит. Он тоже будет читать! Тоже может спросить:
– А где содержание, где мысль, дорогой? А где честный поступок Мэра. Выборы на носу! И намёка на это нет! А где ещё более честный поступок Президента? Который решил полностью всё своё время отдать на благо народа. Вы об этом сказали зрителю? С юмором, конечно! Чтобы в одно ухо вошло, а из другого вышло.
– Но чтобы пронизало избирателя нового Мэра и увеличило сторонников Президента, да?! – закончил автор.
– Правильно мыслите! – отрезал режиссёр.
– А как же ваше «ни о чём»? – возразил автор. – Я вас не понимаю!
– Вы меня не понимаете, я – своего начальника. Он – тех, кто над ним, тоже не понимает! Вот об этом и надо написать. О том, что никто ничего не может понять! Поэтому в одно вошло, из другого вышло. Но что вошло, что вышло? Это ведь зритель должен узнать, посмотрев вашу сценку. И побольше поворотов!
– Но вы же просили: не нагружать! А теперь ещё о каких-то поворотах заговорили!
– Да, сценка должна быть с поворотами! Направо, налево, в противоположную сторону! Крутите! Народ надо немного запутать. Интрижка небольшая тоже не помешает: самый главный, его первый заместитель, а может, и новый второй заместитель, молодая помощница, и о той, что в летах, тоже надо упомянуть. Иначе народ не поймёт. И пусть этот самый главный посмеётся. Лучше, если над самим собой. Это должна быть квинтэссенция, понятно?!
– А выборы? – напомнил автор.
– И выборы тоже! Там что, смеха нет? – удивился режиссёр. И добавил. – Должен вам ещё сказать: то, что вы пишете, может, лучше вам самому произнести со сцены, с мимикой, с интонацией! Один такой уже есть. На него толпами ходят. Причём во всех странах. Люди просто балдеют от того, что себя узнают!
– До него так и не знали о себе ничего? – огрызнулся автор. – Он что, новый Кашпировский? Или аудитория такая, не в обиду ей будь сказано, дебильная?
– Только вот этого не надо! – снова забеспокоился режиссёр. – Народ всякий. Что есть, то есть. И меньше задавайте вопросов зрителю. Зритель должен ловить кайф, за него он и уплатил деньги. И меньше вопросов задавайте самому себе? Самому задавать и на них же отвечать – это же просто непрофессионально!
– Ваши ЦУ обязательно учту! – быстро согласился автор.– И словечек новых тоже поменьше! – попросил режиссёр. – Слово ведь и сейчас не воробей, как и раньше. Мало слов, понятных всем, что ли?
– Понял, понял! – радовался автор.
– Ну, о матерных словах не забудьте! – добавил режиссёр.
– Понял: учесть последние указания нашей руководящей и направляющей! – отрапортовал автор.
– Разве что преподнести как-нибудь высокохудожественно, – добавил режиссёр.
– Эжоповским? – съехидничал автор.
– Я же просил без новых словечек! – буркнул режиссёр. – И чтоб свой стиль чувствовался. И сюжетик новый!
– Понятно, понятно, – соглашался автор.
– Вы на меня не обижайтесь! Вы же не хотите, чтобы я незаслуженно расхваливал ваши опусы?
– Ни в коем случае. Правда и только правда!
– Вот вы рассказываете о том, как беспардонный водитель облил грязью женщину. Что за событие?! Отмоется! А не отмоется – тоже не беда. Не она, эта женщина, – первая, не она – последняя! А пенсия? Кто только не говорит об этом безобразии, и без вас достаточно надоели. Зачем лишний раз на больную мозоль давить? А уж ваши домашние мелочи, кто кого, как и чем намыливает, извините, кого интересуют? Немножко смешно, согласен. Но и грустно! А если откровенно, то вообще местечковостью попахивает, вы меня понимаете?
– Ну, если эта местечковость совсем исчезнет, то и её носителя не будет! Грустно, если этого в современном театре не понимают!
– Понимают. Но и вы поймите. ...Я к вам хорошо отношусь. Если хотите сотрудничать, пришлите ещё что-нибудь. Пусть даже графомания! Неплохие задумки я собираю. Скажу вам откровенно, хорошо написать, с поворотами, есть кому. Нужны идеи!
Прочитал я беседу приятеля с режиссёром и подумал:
– Интересное сотрудничество! И повороты, нужно сказать, тоже интересные! Может, и не в юморе дело? Похоже, тут думать и думать надо! А надо ведь и своим делом заниматься. Рассказики – это ведь только хобби приятеля. Но своё мнение не высказал, пока оставил при себе. Пусть отлежится. До следующего «Поединка». Режиссёр, похоже, большой любитель и этого дела. Иногда даже, графоманствуя, и свои шедеврики создаёт.
Свидетельство о публикации №213072000962