Подвиг Брака

 
Казалось бы, безоблачное счастье должно 6ытъ естественным увенчанием любви. В реальной жизни любовь оказывается неотделимой от скорби:
 "Награды нет для добрых дел
 Любовь и скорбь - одно и то же.
Но этой скорбью кто скорбел,
Тому всех благ она дороже".
Трагичность любви - основная тема поэзии. Любовная лирика, по преимуществу, печальна. Любовь, как величайшую радость бытия, она воспевает буквально, сквозь слёзы. Попробуйте вспомнить стихи о любви, не связанные с мотивом грусти. На трагичности любви построены трагедии и драмы. Не странно ли? Почему не комедии? Почему не смех, а слезы чаще связаны с темой любви? Может быть, трагичность любви выражает несовершенство бытия, например, его мимолетность? Может быть, трагичность любви выражает несовершенство самой любви, ее неразделённость или непостоянство? Увы, трагичность присутствует во всякой любви, даже самой безоблачной. Она неизбежна. Она отображает в человеческом сознании антиномию Божественного замысла о человке.
Трагичность любви связана с необходимостью самоотречения. Христианская любовь аскетична по существу. Чтобы войти в двухчастное единство любви, в счастье брака, человек вынужден пожертвовать своей одинокой целостностью. Он претерпевает кенозис. Целое добровольно становится частью, ограничивает себя, уничижается. Полюбить другого - всегда означает отвергнуть себя, принести свою целостность в жертву счастью, новому единству семьи. Пока каждый из любящих не отречётся от себя, любовь не состоится. Радость любви в том, что твоя жизнь восполняет жизнь другого. Крест любви возникает от неизбежности самоотречения. Образ крестной любви Иисуса Христа пронизывает христианское сознание. Быт и творчество, самые светлые переживания взаимного общения: любовь, верность, радость, благодарность - осуществляется в христианстве через крест. Самоотречение ради другого - качественный признак христианского мироощущения. Крестный путь брака запечатлевается обрядом одевания венцов. Это не триумфальные венцы. Победа ещё не достигнута. Это венцы мученические. Жених и невеста венчаются на подвиг самоотверженной любви: терпения, смирения, прощения.
Брачный союз жениха и невесты апостол Павел уподобляет таинственному браку между Христом и Церковью. Христос - Жених Церкви. Церковь - Его невеста: "мужья, любите своих жен, как и Христос, возлюбил церковь, и Себя предал за нее... чтобы она была свята и непорочна" (Еф.5, 25-27). Таинственный союз, в котором Христос соединяет любовью двоих во едино, призван стать Церковью. Двое, которых соединяет Третий - Бог, становятся единое в Боге. Замечательный сонет Вяч. Иванова так описывает мистическое рождение Церкви в таинстве любви:
Совершается Церковь, когда
В глаза мы друг другу глядим
И светится внутренний день
Из наших немеющих глаз.
Семью ли лучами звезда,
Очами ль сверкнул Серафим,
Но тает срединная тень
и в сердце сверкает алмаз.
Начертано имя на нем.
Друг в друге читаем сей знак,
Взаимное шепчем "Аминь"
И третий объемлет двоих…
Смутясь отступаем во мрак.
Как дух многозвёзден и синь,
Как мир полнозвучен и тих.

священник Павел Адельгейм
бракиразвод.рф


Рецензии