А. Г. Жучков Прикосновение к тайне 27-28
«Пуруша - Дух, ...Духовное «Я».
(Е.П. Блаватская, Теософский словарь,с.330)
Под этим Принципом в эзотерической литературе понимается Вселенская Душа или, иначе говоря, Вселенская Жизнь. Иногда этот Принцип именуют Пурушей, что в переводе с санскрита также означает Душа. Физической характеристике этого Принципа соответствует эзотерическому понятию Эфир.
Подобно тому, как Фохат, являясь духовным Принципом, предуготавливал выявление семи форм Акаши, являющейся материальным Принципом, так и Вселенская Душа на данном этапе насыщает эти формы, придавая им способность к самостоятельной деятельности, как бы наделяя их жизнью, оживляя их, создавая прообраз живого организма, хотя в достаточно упрощенной форме и в замкнутой, автономной системе.
Проявление Шестого Вселенского Принципа символизирует первую часть последнего витка проявления Вселенских Принципов, создавая духовную основу - Вселенскую Душу.
Понятие «Душа», как мы уже говорили при анализе Шестого Космического Принципа, в различных источниках имеет разное толкование.
«Древние называли ее ХАОСОМ, Платон и пифагорейцы именовали ее МИРОВОЙ ДУШОЙ. Согласно индийским учениям, божество в виде Эфира насыщает все сущее».(2,т.1,с.201)
Относя Душу к Хаосу, древние, очевидно, исходили из ее физического смысла как вихре, о котором мы будем говорить ниже. И в этом плане с ними можно согласиться, если представить, что из себя могут представлять вихри. Представления Платона и Пифагора как о Мировой Душе также вполне могут быть приемлемы, если понимать под Миром Вселенную. (Не следует путать Мировую душу, как Вселенский Принцип, с Превышней Душой, как Космический Принцип.) Что же касается толкования Души с позиций индийских учений, то рассматривая Эфир, как проявление Акаши, вполне можно согласиться что Душа – это Эфир.
«Всемирная Душа не есть инертная Причина Творения или (Пара) Браман, но лишь то, что мы называем Шестым Принципом Разумного Космоса на проявленном плане Бытия. Это есть Махат или Махабуддхи, ВЕЛИКАЯ ДУША, НОСИТЕЛЬ ДУХА, первичное отражение бесформенной ПРИЧИНЫ, и То, что находится даже за пределами Духа».(1,т.1,с.519)
С этим полностью согласуется ранее рассмотренная цепь проявления духовных Принципов (2,4,6): Дух - Сознание - Душа. Однако, говоря о том, что Великая или Вселенская Душа находится «даже за пределами Духа», мы невольно можем войти в противоречие с данной схемой, согласно которой Дух является изначальным, а Душа - третичным состоянием духовной основы. Вместе с тем, что если понимать под «Вселенской Душой» именно уровень Вселенной, а сравнивать его с Духом более низкого уровня, например, Духом человека, то несомненно Вселенская Душа будет более изначальной, то есть находящейся «за пределами Духа». С другой стороны, достаточно условно можно говорить о сферах «за пределами Духа» и относительно того, что будет проявляться в дальнейшем, поскольку эти сферы будут уже носить более сложный (грубый, плотный) характер, а, следовательно, уже не могут быть соизмеримы с самим Духом, хотя и пронизаны им (потому и «за пределами Духа»). Правильное понимание соотношение тех или иных понятий снимает множество противоречий, обнаруживаемых при чтении подобных книг.
В этом плане интересно рассмотреть Платоновское понимание Души и ее формирование.
«Платон (в «Законах»,Х) определяет душу как «движение, способное произвольно саморазвиваться (то есть эволюционировать). «Душа - наиболее древняя изо всего и начало движения».
«...Душа руководит всем в небесах, на земле и в море посредством своих движений, название которых - хотеть, обдумывать, заботиться, советоваться, строить мнения истинные и ложные, находиться с состоянии радости, печали, уверенности, болезни, ненависти, любви, вместе со всеми такими же первичными движениями, которые сопряжены с этим ... будучи богинею сама, она всегда берет себе в союзники НОУС, бога и устраивает все правильно и удачно; но если она вместе с Аннойей, а не Ноусом - она во всем поступает наоборот».
В этом изложении, как и в буддийских текстах, отрицательное рассматривается как объективное бытие. Уничтожение входит в эту же категорию. Положительное состояние есть субъективное бытие, но не проявление как таковое».(2,т.3,с.341-342)
Вместе с тем, нижеприведенное платоновское описание формирования Души может вызвать некоторое непонимание у читателей.
«Весь замысел вечносущего бога относительно бога, которому только предстояло быть, требовал, чтобы тело (космоса) было сотворено гладким, повсюду равномерным, одинаково распространенным во все стороны от центра, целостным, совершенным и составленным из совершенных тел. В центре построивший дал место душе, откуда распространил ее по всему протяжению и в придачу облек ею тело извне ....
Если мы в этом нашем рассуждении только позднее попытаемся перейти к душе, то это вовсе не означает, будто бог построил душу после тела, ведь при сопряжении их он не дал бы младшему (началу) главенства над старшим. Бог сотворил душу первенствующей и старшей по своему рождению и совершенству, как госпожу и повелительницу тела, а составил он ее вот из каких частей и вот каким образом: из той сущности, которая неделима и вечно тождественна, и той, которая претерпевает разделение в телах, он создал путем смешения третий, средний вид сущности, причастный природе тождественного и природе иного, и подобным же образом поставил его между тем, что неделимо, и тем, что претерпевает разделение в телах. Затем, взяв эти три (начала), он слил их все в единую идею, силою принудив не поддающуюся смешанную природу иного к сопряжению с тождественным. Слив их таким образом при участии сущности и сделав из трех одно, он это целое в свою очередь разделил на нужное число частей, каждая из которых являла собою смесь тождественного, иного и сущности».(11,с.437)
При этом Платон чуть ранее говорит о создании стихий - огня, воздуха, воды и земли, что может вызвать еще больше непонимания. Однако, если внимательно прочесть о чем идет речь в платоновском «Тимее», то нетрудно заметить, что, во-первых, говоря о стихиях, он не рассматривает их как тело Вселенной, а лишь как его составляющие; во-вторых, формирование ТЕЛА ВСЕЛЕННОЙ (как мы это обнаружим при анализе Седьмого Вселенного Принципа, именуемого как ПРООБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ) относится к более позднему этапу проявления Принципов, а на этом уровне формируется основа Вселенской, но не индивидуальной, Души; в-третьих, первичные совокупности АТОМОВ, которые мы рассматривали в предыдущей главе, еще не обладают Душой, хотя разумны, духовны и обладают Сознанием на этом уровне проявления.
Если же рассматривать механизм творения души, то можно обнаружить, что три составляющие ее - это Второй, Третий и Четвертый Вселенские Принципы, которые в дальнейшем путем определенного разделения и группировки (Пятый Вселенский Принцип) были «принуждены вращаться» в «противоположные друг другу направления». И лишь потом:
«...Когда весь состав души был рожден в согласии с замыслом того, кто его составлял, этот последний начал устроять ВНУТРИ ДУШИ ВСЕ ТЕЛЕСНОЕ И ПРИЛАДИЛ ТО И ДРУГОЕ ДРУГ К ДРУГУ В ИХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ТОЧКАХ. И вот душа, простертая от центра до пределов неба и окутывающая небо по кругу извне, САМА В СЕБЕ ВРАЩАЯСЬ, вступила в божественное начало непреходящей и разумной ЖИЗНИ на все времена».(11,с.439)
В эзотерической литературе Жизнь чаще рассматривается как проявление (проекция) Силы Абсолютной Реальности в слиянии с последующим (Седьмым) Вселенским Принципом. Сам же Шестой Вселенский Принцип рассматривается как Жизнь не воплощенная, то есть без носителя.
«Матерь есть огненная Рыба Жизни. Она мечет икру и Дыхание (Движение) нагревает и развивает ее. Зерна (Икра) СКОРО ПРИТЯГИВАЮТСЯ ДРУГ К ДРУГУ, ОБРАЗУЯ СГУСТКИ В ОКЕАНЕ (Пространстве). Большие куски соединяются и получают новые зерна икры, - в виде огненных Точек, Треугольников и Кубов, которые зреют; и в назначенное время небольшие куски отрываются и ПРИНИМАЮТ ШАРОВИДНЫЕ ФОРМЫ, ПРОЦЕСС, СОВЕРШАЕМЫЙ ИМИ, ЕСЛИ ТОЛЬКО ДРУГИЕ НЕ МЕШАЮТ ЕМУ. ПОСЛЕ ЧЕГО ЗАКОН ...ПРИХОДИТ В ДЕЙСТВИЕ. ДВИЖЕНИЕ (ДЫХАНИЕ) СТАНОВИТСЯ ВИХРЕМ И ПУСКАЕТ ИХ ВО ВРАЩЕНИЕ».(1,т.1,с.145)
(Реальный смысл этой цитаты будет более понятен после прочтения данной и последующей глав.)
Из приведенного выше высказывания становится очевидным, что все сказанное ранее о дифференциации Корень-Субстанций, образовании АТОМОВ и совокупностей АТОМОВ, завершающихся формированием совокупности в форме додекаэдрона, дающего начало вращения (основ вихрей), действительно имеют место и это было известно еще давно. Приведенная выше цитата в полной мере отражает рассмотренный механизм формирования вихрей:
1. «Матерь (Материя) мечет икру (происходит дифференциация Корень-Субстанций), которая нагревается и развивается Дыхание или Движением (Фохатом).
2. После чего икра (Корень-Субстанции) образуют сгустки (первичные объединения Корень-Субстанций вокруг центральных Корень-Субстанций или АТОМОВ) и получаются новые зерна икры в виде Точек (АТОМЫ), Треугольников (а затем и тетраэдроны, октаэдроны) и Кубы, которые зреют, принимают шаровидные формы (образуются икосаэдроны, а затем и додекаэдроны).
3. Затем Движение или Дыхание (то есть духовная суть, которая отождествляется с Фохатом) становится Вихрем (образуются первичные и последующие вихреобразования или Душа, Жизнь) и пускает их во вращение.»
«Одна или две фразы в Стихе ярко вызывают в памяти подобные же фразы в Каббале и в речениях Царя Псалмопевца. Как в одном случае, так и в другом при упоминании о Боге, он явлен, как делающий вихрь своим вестником и «Пламенеющий Огонь» своим священнослужителем. ...«Огненный Вихрь» есть раскаленная космическая пыль, лишь магнетически следующая, подобно железным опилкам, притягиваемые магнитом, за направляющей мыслью «Сил Созидающих». Однако, эта космическая пыль есть нечто большее, ибо каждый атом Вселенной имеет в себе потенциальность самосознания и, подобно Монадам Лейбница, является Вселенной в себе самой и для себя. Этот атом и вместе с тем Ангел».(1,т.1,с.155)
«Одна из основных Эзотерических догм гласит, что во время Кальп (или Эонов) Жизнь, Движение, которое в период Покоя «пульсирует и трепещет в каждом дремлющем атоме», являет возрастающую тенденцию к вращательному движению в первого пробуждения Космоса к «Новому Дню». «Божество становится Вихрем».(1,т.1,с.165)
Как видим из приведенных цитат Жизнь связана с образованием вихрей.
ЖИЗНЬ – ЭТО НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ. И не случайно оно связано с додекаэдроном, представляющим собой начало движения. Додекаэдрон, являясь последней из семи форм (субпринципов) проявления Пятого Вселенского Принципа, одновременно является исходной точкой для проявления Шестого Вселенского Принципа и проявления его субпринципов.
В связи с этим символом Шестого Вселенского Принципа можно было бы назвать следующее изображение:
Рисунок 61
Как видим этот символ во многом схож с символом, изображенном на рисунке 59 и связан с вращением додекаэдрона, в основе которого лежат две различно ориентированные пятиконечные звезды или два пятиугольника. Подтверждением этого может быть следующая цитата:
«Отметим еще одну вещь в связи с таинственным числом Пять. Оно символизирует одновременно Дух Вечной Жизни и дух жизни и земной любви - в человеческом комплексе; и оно включает божественную и адскую магию, и общемировую и индивидуальную квинтэссенцию бытия. ... Число пять имеет весьма большое оккультное значение в тайнах Природы».(1,т.2,с.728,729)
Право- или левостороннее движение додекаэдронов, в зависимости от значения крайних центральных АТОМОВ порождает соответствующие основы вихрей, или совокупности с положительной или отрицательной направленностью. Об этом идет речь в вышеприведенной цитате, когда говорится о божественной или адской магии. В этом заключается важнейший аспект понимания соотношения Добра и Зла. Без этих двух начал не смогут зародиться определенные вихреобразования, не сможет возникнуть Жизнь. Только тогда, когда эти два начала находятся в гармонии они являются необходимым творческим началом последующих проявлений Мира. В то же время, говоря о процессах, протекающих на уровне взаимоотношения живых организмов, в том числе и на уровне существования и взаимоотношения людей, осознанная или неосознанная ориентация на преобладание положительного или отрицательного может вызывать соответствующие последствия. Ранее мы уже говорили, что нет как таковых Белой или Черной Магии, есть лишь отношение, цели и применение сил Природы соответствующей направленности. Любое использование сил Природы с нарушением природной гармонии, независимо от того, используются приемы Белой или Черной Магии, вызывают дисгармонию, нарушают установленный порядок вещей и являют собой отрицательные последствия. Для восстановления же этой дисгармонии могут применяться, а порой это прямо необходимо, как положительные, так и отрицательные силы Природы. Но выбор этот возможен лишь высокоразвитыми Существами, какими люди, в большем своем, не относятся. Именно поэтому использование оккультных или магических сил допустимо лишь теми, кто Посвящен в суть этой тайны.
«...Где только есть атом материи, частица или молекула, даже в ее наиболее газообразном состоянии, там жизнь налицо, хотя бы в латентном и бессознательном состоянии. «Все, что покидает состояние Лайа, становится деятельною Жизнью: оно притягивается в круговорот ДВИЖЕНИЯ (Алхимический Растворитель Жизни); Дух и Материя есть два Состояния ЕДИНОГО, что есть ни Дух, ни Материя, оба будучи Абсолютной Жизнью, латентной ...Дух есть первая дифференциация ПРОСТРАНСТВА (и в нем). Материя же есть первая дифференциация Духа. То, что есть ни Материя, Ни Дух, есть ТО - Беспричинная Причина Духа и Материи, которые суть Причина Космоса. И ТО мы называем ЕДИНОЮ ЖИЗНЬЮ или Интра-Космическим Дыханием.
Повторяем еще раз - подобное рождает подобное. Абсолютная Жизнь не может породить неорганический атом, будет ли он простым или сложным, и жизнь присуща даже состоянию Лайа, подобно тому, как она продолжается в человеке, погруженному в глубокую каталепсию - человек этот являет все признаки трупа и, все же, он живое существо.
Когда «Пожиратели» - в которых, на основании некоторого здравого смысла, ученым предлагают усмотреть, если они этого хотят, атомы Огненной Туманности, ибо оккультисты не будут возражать против этого - произвели дифференциацию «Огненных Атомов», путем особого процесса сегментации, последние становятся Зародышами Жизни, которые собираются согласно законам сцепления и сродства. Затем Зародыши жизни порождают жизни другого вида, которые работают настроением наших Глобусов.
Так, в первом Круге, Глобус, будучи сложен примитивными огненными Жизнями - то есть, будучи оформлены в сферу - не имел ни твердости, ни свойств, за исключением холодного блеска, ни формы, ни цвета; и только к концу Первого Круга был развит им один Элемент, который из своей, так сказать, неорганической или простой Сущности, стал, теперь, в нашем Круге тем огнем, который известен нам во всей Системе. Земля была в своей первой Рупа, сущность которой есть Принцип Акаши, называемый, то, что сейчас известно и очень ошибочно названо Астральным Светом.
Lux эзотерически объясненный, есть тело самих этих Духов и их естество. Наш физический свет есть проявление на нашем плане, и отраженная лучезарность Божественного Света, исходящего из коллективного Тела тех, кого называют «Светочами» и «Пламенами».
Раз тождественность физического и химического строения всех существ установлена, то наука химии могла бы справедливо сказать, что нет разницы между материей, сложившей быка, и той, которая образовала человека. Но Оккультная Доктрина гораздо точнее, она говорит: тождественны не только химические составы, но те же самые малейшие, невидимые Жизни слагают атомы тел, горы и маргаритки, человека и муравья, слона и дерева, укрывающего его от солнца. Каждая частица - назовете ли вы ее органической или неорганической - есть Жизнь. Каждый атом и молекула во вселенной является одновременно жизнедателем и носителем смерти для подобных форм, ибо они слагают, посредством агрегации миры и краткосрочные проводники, готовые принять перевоплощающуюся душу. Атом создает и убивает, он самозарождающ и самоуничтожающ, он зарождает и уничтожает ежесекундно, во времени и пространстве, эту тайну из тайн, живое тело человека, животного и растения. И он так же порождает жизнь, как смерть, красоту и безобразие, добро и зло, и даже приятные и неприятные, полезные и зловредные ощущения. Он есть та таинственная ЖИЗНЬ, коллективно представленная бесчисленными мириадами Жизней, которые следуют, присущим им спорадическим ритмом, до сих пор непонятному закону Атавизма; закон этот копирует фамильные сходства так же как и те, которые он находит запечатленными в аурах родителей каждого будущего человеческого существа; тайна, которая получит в дальнейшем более полное внимание».(1,т.1,с.323-327)
Говоря о Жизни, необходимо сказать, что она может иметь много форм, начиная от ее латентного (непроявленного состояния), включая ее первичные формы, именуемые в отдельных случаях «огненной Жизнью1)», и заканчивая известными нам органическими формами жизни.
«Огненные Жизни есть, седьмое и высшее подразделение плана материи и соответствуют в индивидууме Единой Жизни Вселенной, хотя лишь на этом плане материи. Микроб науки есть первое и низшее подразделение на втором плане - плане материальной Праны или Жизни. Физическое тело человека подвергается полному изменению в строении каждые семь лет, и его разрушение и сохранение обязаны переменным функциям Огненных Жизней, как Разрушителей, так и Строителей. Они являются Строителями, жертвуя собою в виде жизнеспособности для обуздания разрушительного воздействия микробов и снабжая микробов тем, что им необходимо, таким образом, сдерживая их, они принуждают их слагать материальное тело и его клеточки. Они же являются и Разрушителями, когда это обуздание удалено, и микробы, не снабжаемые более жизненной строительной энергией, представлены мятежу, как посредники разрушения. Так на протяжении первой половины человеческой жизни первые пять периодов, по семь лет каждый, Огненные Жизни косвенно заняты процессом построения материального тела человека; Жизнь протекает по восходящей скале и сила употребляется на созидание и усиление. По прошествии этого периода наступает время обратного движения, и в то время, как работа Огненных Жизней истощилась в силе своей, начинается также работа разрушения и убывания».(1,т.1,с.328-329)
Немного остановимся на вихрях. Процесс формирования вихрей или вихреобразований во многом схож с процессом образования совокупностей АТОМОВ, о чем мы вели речь в предыдущей главе. Особенно важно при этом учитывать, что различные додекаэдроны, в силу особенностей их построения будут обладать не только различной скоростью вращения, но и различной направленностью: право- или левосторонней. Все это предопределяется тем, каким образом реализуется ранее рассмотренный принцип построения додекаэдронов, заложенный в схеме на рисунке 61.
Сами по себе вихри также способны создавать различные совокупности - вихреобразования (об этом подробнее мы будем говорить в следующей главе). На этом этапе мы впервые можем отмечать явление, которое принято считать отталкиванием. Мы уже говорили, что как такового отталкивания не существует, а есть сконцентрированное проявление невзаимодействия. Для вихрей это проявляется в виде невозможности при определенных условиях формирования вихреобразований на основе вращения двух или более додекаэдронов, имеющих одинаковую направленность вращения. Объединение чаще всего возможно только для тех додекаэдронов, которые либо имеют различную направленность и соразмерную скорость вращения, либо взаимосогласованное расположение додекаэдронов даже с одинаковой направленностью.
«Сопротивление есть остановка движения. ...Блуждающие сферы движимы в противоположных направлениях относительно неподвижных, а также движимы противоречием со стабильными сферами. ...Вращение - движение по одной окружности - укрепляется неподвижностью. И «вращение» останавливает «удаление». «Удаление» затем останавливается, если оно устойчиво во «вращении» - противопоставление вызывает устойчивое состояние, удерживаемое вечной неподвижностью противоречий».(6,с.52)
Смысл этой цитаты будет понятен в следующей главе при анализе причин формирования вихрей.
Кроме того, на этапе формирования вихреобразований происходит изменение направленности каждого вихря относительно Единого Центра или, как мы назвали его в главе о Седьмом Космическом Принципе, Космического Магнита, что также имеет важное значение для возможного построения и сочетания вихрей.
Различные вихреобразования дают разгадку многих священных знаков, используемых в различных оккультных учениях.
При анализе Пятого Вселенского Принципа мы говорили о соотношении Акаши и Эфира2), определив первенство за Акашей. Шестой Вселенский Принцип нередко сравнивают через соотношение Акаши, Эфира и Астрального Света. В связи с этим необходимо еще раз вернуться к этому вопросу.
Е.П. Блаватская, отвечая на вопрос об отношении Эфира к Духу и Материи, поясняет следующее:
«Необходимо различать настоящий Эфир (Aether) и Эфир (Ether). Первый - Божественный, последний - физический и инфернальный. Эфир (Ether) - это низший уровень семеричного деления Акаши-Прадханы, первичной Огненной субстанции. Настоящий Эфир (Aether) - Акаша - это пятый и шестой принципы тела Космоса, соответствующие в человеке Манасу и Буддхи, тогда как Эфир (Ether) - его Космический осадок, смешанный с высшим слоем Астрального Света. Начавшись с пятой Коренной Расы, он получит развитие только в начале пятого круга. Настоящий Эфир (Aether) - это Акаша в ее высшем аспекте, а Эфир (Ether) - Акаша в низшем аспекте. В первом он эквивалентен Отцу-Создателю, Зевсу, Отцу-Эфиру, во втором - эквивалентен Змею-искусителю, Астральному Свету каббалистов. В последнем случае он представляет собой полностью дифференцированную материю, в первом - лишь частично дифференцированную. Другими словами, Дух становится объективной материей, а объективная материя вновь становится субъективным духом, когда она перестает поддаваться восприятию нашими метафизическими чувствами. Настоящий Эфир (Aether) также относится к Космосу и нашей маленькой Земле, как Манас к Монаде и телу. Следовательно, низший Эфир (Ether) не имеет ничего общего с Духом, но много общего с субъективной материей и нашей Землей».(4,с.117-118)
В связи с этим еще раз обозначим соотношение рассматриваемых понятий: Акаша - Эфир - Астральный Свет.
На вопрос, является ли эфир молекулярным, Е.П. Блаватская поясняет:
«Это целиком и полностью зависит от того, что подразумевается под данным термином. На своем низшем уровне, где он сливается с Астральным Светом, его можно назвать молекулярным для его собственного плана, но только не для нас. А вот эфир, существование которого предполагает наука, представляет собой плотное проявление Акаши, хотя на нашем плане, для нас смертных, это седьмой принцип Астрального Света, и он на три ступени выше, чем «лучистая материя». Когда он проникает во что-то или нечто заполняет, он может быть молекулярным, поскольку он принимает соответствующую форму и его атомы заполняют частицы этого чего-то. Материю можно назвать «кристаллизовавшимся эфиром».(4,с.100)
В «Тайной Доктрине» она также говорит следующее:
«Оккультная наука учила на протяжении веков, что Акаша (грубейшим аспектом которого является Эфир), Пятый Всемирный Космический Принцип которому соответствует, и от которого происходит человеческий Манас - космически есть светящаяся, холодная, прозрачная пластическая материя, творческая в своей физической природе, соотносительная в ее грубейших аспектах и частях, и неизменная в своих высших принципах. В творческих условиях она называется Суб-Корнем».(1,т.1,с.47)
«Астральный Свет каббалистов иногда очень неправильно переводят как «эфир», последний спешивается с гипотетическим эфиром науки, и оба они принимаются некоторыми теософами, как синонимы Акаши. Это огромная ошибка!»(1,т.1,с.365)
Последнее, что бы хотелось сказать о Шестом Вселенском Принципе, так это то, что он предуготавливает и предопределяет совершенно новое состояние (форму), представляющую собой вихреобразование. Подробнее об этом поговорим при анализе Седьмого Вселенского Принципа.
Список использованной литературы
1. Е.П. Блаватская, Тайная Доктрина, т.1-3.
2. Е.П. Блаватская, Разоблаченная Изида,т.1-4, М, 1992г,
3. Е.П. Блаватская, Теософский словарь.
4. Е.П. Блаватская, Комментарии к «Тайной Доктрине», 1999 г.М., Новый Центр,
5. Е.П. Блаватская, Ключ к теософии, М, изд. «Сфера» Российского Теософского
Общества, 1993 г.
6. Дж. Р.С. Мид Трижды Величайший Гермес. Москва, изд. «Алетейа», 2000 г.
7. Письма Махатм, Самара, 1993 г.
8. Платон, Государство, М, изд. Мысль, 1999 г.
9. Платон, Законы, М, изд. Мысль, 1999 г.
10. Платон, Парменид, М, изд. Мысль, 1999 г.
11. Платон, Тимей, М, изд. Мысль, 1999 г.
12. Платон, Филеб, М, изд. Мысль, 1999 г.
13. Платон, Федон, М, изд. Мысль, 1999 г.
14. Платон, Федр, М, изд. Мысль, 1999 г.
15. Платон, Пир, М, изд. Мысль, 1999 г.
16. Книги Агни-Йоги (Живой этики), Община, Новосибирск, 1990г.
17. - " - , Агни-Йога, - " - .
18. - " - , Беспредельность, - " -.
19. - " -, Иерархия, - " -.
20. - " -, Сердце, - " -.
21. - " -, Мир Огненный, - " -.
22. - " -, Аум, - " -.
23. - " -, Братство, - " -.
24. Е И. Рерих, Напутствие вождю. «Свет» Новосибирск, 1997г.
25. Махабхарата, Мокшадхарма и Нараяния, Ашхабад, изд. Ылым, 1983г.
26. Апокрифы древних христиан, М., Мысль, 1989 г.
27. АУМ, № 1-3, 1990 г.,
28. В.Ф. Асмус, Античная философия, М., Высшая школа,1976г 17. Кант И., Соч. в 6
т ом., М, 1963-1966, т.4.
29. Л. Фейербах, Избр. Философские произведения,т.1.
30. К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., т. 42.
31. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг,
32. В.И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм, М., Политиздат, 1989 г.
33. Ленин В.И., ПСС, т. 33. «Государство и революция»
34. И.М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М, 1947 г.
35. Вернадский В.И., Философские мысли натуралиста, М, 1988г.
36. В.А. Ацюковский, Введение в эфиродинамику, (реферат), М, 1980 г.
37. П. Девис, Суперсила, М., Мир, 1989 г
38. М.И. Клецов, Раскрытие тайн мироустройства, М., 1995г
39. Философский энциклопедический словарь, М, изд. Инфра-М, 1999 г.
40. Большой энциклопедический словарь, Физика, М, Научное изд. «Большая Российская энциклопедия, 1999 г.
41. Советский энциклопедический словарь, М, изд. «Советская энциклопедия», 1980 г.
42. Знания за пределами науки, М., изд. Республика, 1996 г.
43. Хозе Аргуэльес, Фактор майя, Внетехнологический Путь, Изд. «София», Киев, 1996 г.
44. И. Кант, Соч. в 6 т., М, 1963-1966 г., т.4.
45. Н Хоровиц, Поиск жизни в Солнечной системе, М, Мир, 1988,
______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 21 июля 2013 г.
Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3
Свидетельство о публикации №213072100166