Педагогика от Сальвадора Дали

Когда Сальвадор Дали был маленьким и проигрывал более удачливым сверстникам, то начинал куражиться и вести себя, как победитель. Это сбивало всех с толку. И было уже не важно, кому действительно досталась победа, ведь торжествовал именно он.

Я часто поступала похожим образом. Село зрение? Можно кожей чувствовать волны приятия-неприятия и тренировать интуицию. Ушла любовь? «Явилась муза, и прояснился темный ум…» Нет денег? Волшебным магнитом притягиваются добрые люди и дарят свою любовь. Прогоревший бизнес исторг меня из своего чрева, словно кит Иону? Да здравствует новая халтура, открывающая внезапные грани моего затейливого «я»!

Однако нет правила без исключений. Порой оптимизм и чувство юмора покидают меня. И тогда небо кажется серым и пустым, а люди в метро – злыми и невкусно пахнущими. В один из таких моментов я угодила в лагерь. Вожатой. И это, скажу я вам, было испытание.

В свои 21 я совсем не нюхала пороху. К тому же ненавидела распорядок дня, коллективные игрища и не желала принуждать непослушных детей к повиновению. А неповиновение тем временем разрасталось, как буйный сорняк.

Наши подшефные дети жили в палатах. Одну из них населяли хмурые пацаны половозрелого вида. Их было невозможно привести к общему знаменателю: ни уложить в тихий час, ни построить на линейку этих брутальных ребят ни разу не удалось. В палате пахло куревом. Войти туда было непросто:  чувствовалась общая готовность просклонять родню вошедшего до седьмого колена.

Однажды на пороге нашей с Олей вожатской возникла однокурсница Танька П. Быстро устав слушать жалостные песни про наглых подростков, Танька сказала «щас» и прямиком проследовала в логово зверя. Через пятнадцать минут мы решили разведать обстановку. В комнате было тихо. Сидя на корточках, Танька курила, стряхивая пепел, как мне показалось, в чей-то тапок, и что-то «втирала» притихшей братве. Ответ на вопрос, откуда взялась эта щенячья покорность в глазах волчат, был кратким: «Вначале унизить, а потом общаться». Афоризм нас с Олей впечатлил, но воспринимать его как руководство к действию мы не стали. Пришлось искать свои методы работы с молодежью…

Однажды другие вожатые отлучились домой на побывку, и мне довелось сопровождать отряд в кино. Было пасмурно. В клубе показывали фильм «Игла» с Цоем в главной роли. Когда в зале погас свет, я ощутила тревогу. А что если они почувствуют мою слабость и разбегутся? Или еще что-нибудь случится, а я не справлюсь? Вдруг как-то незаметно я увлеклась просмотром, и поганенькие мысли попрятались.

…Передо мной был Герой. Его обаяние было убойным. Я не просто влюблялась в него, я становилась им. Его походка, лукавый взгляд, такой негромкий приятный голос. Он сказал мало слов, но я поймала каждое. Это был самогипноз. Отныне мне не придется применять грубую силу, чтобы быть услышанной. Ведь я и он – этакие штучные люди себе на уме. «Дина, монетки кончаются…» Да я неуязвима!

Не знаю, что на самом деле повлияло на буйных детей из моего отряда, но остаток того вечера прошел необычайно мирно.

***
Восьмилетний мальчик Васенька, страдавший энурезом, боялся покидать палату и наотрез отказывался идти на утреннюю линейку: юные садисты из старших отрядов задразнивали беднягу до слез. Танкоподобная брюнетка Рита Яковлевна, директор пионерского лагеря, запрещала оставлять детей без присмотра. Я должна быть там, с отрядом, строить свою шантрапу, слушать горн и обеспечивать равнение на знамя. А Васенька оставался плакать тут – один, в палате, среди описанного им постельного белья. Что же было делать?

И тут в мою голову постучалась идея. Я наклонилась к малышу и еле слышно пропищала: «Васенька! Это я, маленькая мышка! Я живу во рту у Розы Давидовны. Ты идешь на линейку?» Это был театр абсурда. У мальчика округлились глаза. Затем удивление сменилось апатией, и он кисло ответил: «Мышка, привет. Я останусь тут». Вожатая Оля, стоящая рядом, честно пыталась не засмеяться. Но меня не так-то просто свернуть с выбранного пути: шоу маст гоу он!

«Васенька, – не унималась безумная мышка, – я не смогу найти дорогу на линейку. Ты покажешь мне ее? Меня там очень ждут…» Малыш смягчился и ответил: «Ладно, мышка, но только один раз. Иди за мной». Победа! Этот сомнительный воспитательский ход Оля окрестила «педагогикой от Сальвадора Дали».

Шутки шутками, а Васенька провожал мышку на линейку всю смену. Он гордо вышагивал чуть впереди меня, чувствуя себя нужным хоть кому-то в этом огромном безжалостном мире, и злые стрелы насмешек больше не попадали в него.


Рецензии