59. В. Агошков. И. Добродомов о топониме Москва

59. В.Агошков.

*
ИГОРЬ ДОБРОДОМОВ О ТОПОНИМЕ МОСКВА.
Благодаря телевизору и радио, жители России, хотя бы раз в день, произносят слово МОСКВА: «Послушаем новости из Белокаменной Москвы! О чём сегодня сама Москва скажет?!»

А что означает топоним МОСКВА? Гипотез – много, но общепринятой версии – нет. Профессор МПГУ Игорь Георгиевич Добродомов в Интернете тоже высказывает своё мнение по поводу происхождения имени нашей столицы.

Поскольку наша книга выходит в основном для учителей, студентов и старшеклассников, то мы позволим себе привести рассуждения учёного в более расширенном виде, поскольку написаны они доходчивым, понятным языком, а главное, не противоречат нашему выводу о том, что топоним Москва первоначально звучал, как Муза, т.е. «дойная корова».
 
«Название (топоним) Москва относится к двум объектам: к городу и реке. Более древним в науке считается речное название, (которое) фигурирует в форме сложного слова «Москва-река».

До сих пор повторяются идеи А.Ф. Орлова о том, что первоначальное ударение в топониме Москва было на первом слоге, что он объяснял финно-угорским влиянием. Такой же точки зрения придерживается и сейчас В.Н. Топоров в своей статье “Древняя Москва в балтийской перспективе”.

Между тем уже давно С.П. Обнорский доказал, что в склонении существительного Москва ударение в нём было подвижным: при конечном ударении в именительном и других некоторых падежах (Москва), оно в винительном падеже без предлога падало на основу (Москву) и даже переходило на предлог (на Москву, за Москву).

Несколько по-иному выглядел и конец этого слова в древнерусском языке. Об этом можно судить по своеобразной его форме в рассказе о событиях 1177 года в Лаврентьевской летописи (по списку 1377 года): «Глhбъ же на ту wсень приhха на Московь и пожже городъ весь и села».
(Читатели, не знакомые с некоторыми буквами, должны знать, что в «Глhбъ» латинской «h» обозначен древнерусский звук «ять», который мы в своих работах изображаем прописной буквой Е, данной курсивом: Е. W – это «О=ОУ».-В.А.)

*
МОСКЫ И МОСКОВЬ.
На старый именительный падеж МосковЬ намекает и форма винительного падежа «въ МосковЪ» с уже отвердевшим конечным согласным -ВЪ (вместо закономерно ожидаемого мягкого -ВЬ) в самом раннем из известных нам упоминаний Москвы в Ипатьевской летописи (список первой четверти XVв) под 1147г, когда князь Юрий Владимирович Долгорукий звал к себе Новгород-Северского князя Святослава Ольговича (отца Игоря Святославича - героя “Слова о полку Игореве”):
«приди ко мнh брате въ МосковЪ».

Форма МосковЬ была в употреблении до начала XVI века, как об этом можно судить по записи 1307 года: «въhха на МосковЬ съ Рязани», - сохранившейся в выписке Н.М. Карамзина из пропавшей в 1812 году в Москве Троицкой летописи XVв.

В Ипатьевской летописи под 1176г встречается предложно-падежная форма этого топонима «изъ Москъве», где окончанию -Е предшествовал оформитель основы -ЪВ-, который в именительном падеже имел облик -Ы при отсутствии окончания.

Форма «изъ МоскЪВЕ» была представителем древнего склонения с основой на –u, к которому некогда принадлежали слова типа «любовь, бровь, кровь, хоругвь, морковь, церковь, свекровь» и т.п.
 
Другая часть существительных этого древнего типа склонения на -u сейчас относится к склонению на -а с предшествующим -В-: буква, брюква, пигва, тыква, ботва и т.п. Некоторые из этих слов испытывали колебания между двумя современными склонениями: морковь и морква, церковь и церква и т.п., - что и сейчас отражено в народных говорах.

Такое колебание форм Москъва (Москва) и Москъвь (Московь) испытал и наш топоним, что лишний раз свидетельствует об исходной его форме Москы. Современная форма Москва (в формах косвенных падежей) употребляется довольно рано - уже в летописных записях XII века.

Конечная часть топонима Москва по происхождению идентична конечной части слов буква, брюква, смоква, ботва и т.п., а также в областных формах церква, морква и т.п., где никто топоформанта -ВА и не думал выделять. Остаётся наиболее правдоподобной гипотеза об исконно славянском происхождении топонима Москва (из Московь-Москы), с которой выступил наш известный славист Григорий Андреевич Ильинский (1876-1937):

“Москва есть не сложное слово, а простое, образованное от чисто славянского корня *mosk-. И весь вопрос заключается в том, чтобы
1) выяснить его первоначальное значение
и
2) объяснить его происхождение.
Корень *mosk- не представляет собой формы первичной; по-видимому, его -k- есть задненёбное расширение, или детерминатив, более древней морфемы *mos.

Так заставляет нас думать наличность …корня *mozg-, сохранившегося, например, в лит. mazgoti “мыть, полоскать” ... <и др.>; основное значение этих слов было бы “погружаться в нечто жидкое, в частности, в воду”.
 
Следы этого корня *mozg- уцелели и в славянских языках. Именно я вижу его в названиях малопольской р.Mozgava, протекающей близ г.Андреева и прославленной в польской истории битвой 1196г Мешка Старого с Лешком Белым; первоначальное значение этого слова было, вероятно, “река, протекающая в болотистой местности”.

(С) В.И. Агошков.


Рецензии