Ялтинская киностудия жизнь с препятствиями

Олег Азарьев

ЯЛТИНСКАЯ КИНОСТУДИЯ: ЖИЗНЬ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ


Эта статья была написана в 2007 г., но не понравилась руководству студии (мне было сказано, что слишком акцентировал внимание на новом руководстве в тексте). Я считаю, что статья реально отражает проблемы и реалии студийной жизни тех лет. В конце концов, кризис и описываемые в статье проблемы вынудили рсоссийских хозяев студии фактически ее законсервировать, а с трудом собранный и подготовленный новым руководством штат уволить. Сейчас Ялтинская киностудия закрыта на замок. Фактически это была последняя не разграбленная  украинскими ворами-олигархами действующая киностудия на Украине. А статья сегодня является документом предкризисных лет в истории киностудии.


Жарким августом 2007 года в Крыму, в Ялте, в течение нескольких дней отмечали 90-летие Ялтинской киностудии (а точнее, начала кинопроизводства в Ялте). Стараниями крымских и ялтинских властей (то ли ради экономии финансов, то ли чтобы показать, будто и местная власть радеет о важнейшем из всех искусств) юбилей совпал с празднованием дня города.
Юбилейные мероприятия начались утром 8 августа на старом кладбище на Поликуровском холме. Знаменитый основатель Ялтинской кинофабрики А. А. Ханжонков похоронен именно здесь, буквально в двух шагах от ворот своего детища. Были цветы, была пресса. Представители киностудии, городских властей и общественности сказали много добрых слов о человеке, благодаря которому Крым приобщился к самому популярному и зрелищному из искусств и на многие десятилетия стал благодатной творческой площадкой для мастеров советского, постсоветского и зарубежного кино.
Ближе к полудню на территории киностудии были открыты закладной камень на месте будущего памятника А.А. Ханжонкову и мемориальная доска первому режиссеру кинофабрики Е.Ф. Бауэру, а в административном корпусе состоялась презентация музея киностудии, который, вообще-то говоря, мог бы появиться еще пару десятилетий назад.
9 и 10 августа в городе шли ретроспективные показы фильмов, посвященных памяти Бауэра и Ханжонкова, а 11 августа, субботним вечером, жители города и отдыхающие увидели красочное зрелище: сначала по знаменитой Набережной к центральной площади города двинулось карнавальное шествие, где можно было увидеть костюмы разных эпох из коллекции студии, за ним — парад ретро-автомобилей, тоже сохраненных студией. Затем на главной площади Ялты перед участниками празднования и зрителями выступили руководители киностудии, руководители города, видные российские и украинские кинематографисты. Дальше был концерт, который завершился фейерверком и премьерным показом, прямо на площади, первого (после очень долгого перерыва) фильма производства собственно Ялтинской киностудии под названием «Набережная Ялты» (сцен. и реж. Дм. Таран).

Лакомый кусок

Как известно, праздники проходят, а проблемы остаются. И внутристудийные, и, в гораздо большей мере, внешние, которые вовсе не студия провоцирует и которые мешают ей нормально работать. Так что жизнь у Ялтинской киностудии — с постоянными препятствиями. И чаще всего — из-за земли, на которой она располагается.
Земля в Крыму очень дорогой и очень лакомый кусочек, и земли этой на всех желающих явно не хватает. И в ход уже пошло то, что в цивилизованных странах считается неприкосновенным, — крымский заповедник, прибыльные санатории, стометровая прибрежная зона, реликтовые рощи… И, разумеется, немалая земля киностудии.
В причудливых извивах юридической судьбы, в борьбе с бандитами и властями киностудия и так уже много потеряла — особенно за последние 5 лет. И самой большой потерей можно считать продажу предыдущим руководством в конце 2005 года студийных площадей в центре Ялты, на Севастопольской 4. Там остались склады, производственные цеха и, что самое важное, съемочные павильоны. А ведь именно с Севастопольской 4, почти у самой Набережной, и начиналась студия в 20-е годы.
Студийными все еще остаются Чайная горка и Поликуровский холм (12,8 га), где располагаются теперь администрация, производственные цеха, транспорт, некоторые крупные декорации, реквизит, швейные мастерские и гостиница для киногрупп.
Местным правоохранителям давно бы стоило разобраться — каким образом, на каком основании и каким толстосумам прежнее руководство «загнало» очень важный и нужный кусок студии. Но помощи от них вряд ли следует ждать, потому как блюстители закона из МВД Ялты сами не прочь отгрызть у студии землицы. С некоторых пор местные ГАИшники активно претендуют на землю Чайной горки, хотя оснований для этого у них сроду не было и нет, если верить документам. А посему правоохранители действуют совершенно рейдерским, бандитским путем — они явочным порядком занимают территорию на Чайной горке, противоправно разворачивая там строительные работы.
Так что киностудии приходится обороняться самостоятельно — отбивать «наезды» охочих до студийной земельки крымских и киевских временщиков, нуворишей и аферистов. Юридическому отделу студии отдыхать не приходится — один за другим в судах слушаются дела по искам (в том числе, и в основном, накопившимся еще до 2006 г.), встречным искам и т.п. И, что характерно, студия регулярно выигрывает дела у разношерстных истцов.

Клевета ради поживы

В намерениях нового руководства студии — Генеральный директор Дмитрий Таран (фильм «Поцеловать незнакомку за 20 минут») и Исполнительный директор Наталья Горбунова — не только сохранить уцелевшее, но и, по возможности, если не вернуть, то восстановить утерянное и разворованное.
Начало этому положено: на студии снова введен пропускной режим и начата жесткая борьба с пьянством и воровством, к которому за последние годы настолько пристрастились отдельные работники, что успели растащить значительную часть студийного добра. Некоторые из проштрафившихся — теперь уже бывшие сотрудники студии — нынче регулярно пишут в прессу и прокуратуру клеветнические анонимки на руководителей студии.
К сожалению, пишут и публикуют в прессе и Интернете лживые измышления о современном состоянии Ялтинской киностудии не только местные проходимцы, но и вроде бы вполне солидные люди из Национального Союза кинематографистов Украины в Киеве. Они, оказывается, внезапно озаботились положением дел на киностудии. Не на студии им. Довженко, не на Одесской (о которых можно сказать, что пациент скорее мертв, чем жив), а на Ялтинской. И забеспокоились они о судьбе студии именно тогда и, вероятно, потому, что Ялтинская киностудия начала выходить из цейтнота, а коли студия на подъеме, значит, можно ждать прибылей и, стало быть, халявной поживы!
Каких только злопыхательских сплетен не «слито» в прессу и Интернет о киностудии!
Все, что происходило до прихода Дм. Тарана и Н. Горбуновой, теперь пытаются приписать им. Мол, и студию разворовывают (тут уместно было бы вспомнить фразу из «Операции «Ы»: «Все уже украдено до нас»), и деньги отмывают (проверки показали, что это — наглая ложь), и на земле киностудии вовсю строят коттеджи на продажу (проверка, опять же, выяснила, что коттеджи на самом деле — остатки декораций к фильму Пендраковского «Бегущая по волнам»), и, дескать, проблемы и долги предприятия «Ялтафильм» — есть долги и проблемы Ялтинской киностудии как правопреемника, хотя это два совершенно разных, ни в чем не являющихся правопреемниками, юридических лица, да еще и конкурента — «Ялтафильм» является англо-украинским предприятием, принадлежащим фирме «Арт-Лайт» г-на Кромби, и тоже имеет определенное кинооборудование (и только), которое старается сдавать внаем приезжим киногруппам под маркой киностудии.
Причем, все эти информационные «заказухи» обычно появляются в прессе перед очередной попыткой завладеть землей киностудии либо отсудить часть имущества.

Внутренняя политика

Нынешние руководители студии работают лишь с 1 июня 2006 года, но и за этот весьма короткий период успели привести постепенно умиравшую студию в чувство. Начали с того, что навели порядок на уцелевшей территории. Затем провели учет сохранившейся техники, оборудования, реквизита. За год с небольшим киностудия рассчиталась с долгами и с начала нынешнего лета, впервые за длительное время, не только не имеет долгов, но и вовремя выплачивает зарплату сотрудникам. Именно выплачивает, а не отмывает наличку через «мертвые души», как это делали предшественники. И зарплата на студии весьма неплохая, а за последнее время еще и увеличилась вдвое.
Хотя все акционеры Ялтинской киностудии — россияне, студия, тем не менее, украинская, действует по украинскому законодательству и, как все местные предприятия, платит в казну налоги, причем — своевременно.
Сейчас в штате киностудии работает 117 человек и более 40 человек работает по трудовым соглашениям. Но на студии все еще есть вакансии. Исполнительный директор Н. Горбунова сетует, что приходится приглашать на работу людей из других регионов, поскольку ялтинцы то ли обленились, то ли разбаловались и не особенно идут на студию, предпочитая более легкие и быстрые способы курортного заработка.
Проблема и с обучением новых кадров — их просто негде обучать. Поэтому пенсионеров на студии не увольняют, а наоборот, вводят институт наставничества, чтобы умудренные опытом специалисты помогали готовить себе смену.

Что студия может и хочет

Крым по-прежнему пользуется активным спросом у киношников (здесь теперь любят снимать не только фильмы, но и клипы), и студия оказывает приезжим съемочным группам немалую помощь. В летние месяцы количество киногрупп, прибывающих преимущественно из России, возрастает на порядок, так что в этот жаркий во всех смыслах период на киностудии практически не бывает выходных.
За прошедшее лето в Крыму, как всегда, работали многочисленные съемочные группы, в том числе шли съемки по руководством таких известных кинорежиссеров, как Ф. Бондарчук, С. Говорухин, А. Учитель. Побывал здесь режиссер Ю. Кара, который готовится к съемкам нового фильма. Снимает фильм в качестве режиссера А. Абдулов. Все они обращались за помощью и сотрудничеством к Ялтинской киностудии.
Чем помогает киностудия заезжим киногруппам? Участвует в съемках фильмов, предоставляя персонал, операторскую и осветительную технику, реквизит, другое кинооборудование, а также строит декорации и шьет костюмы под заказ.
Кстати, о реквизите надо сказать отдельно. В бутафорском цехе студии сохранилась единственная в Украине и России действующая вакуумно-прессовочная машина, которая по-прежнему способна изготавливать просто-таки чудеса бутафории.
Мало того, сегодня, стараниями Дм. Тарана и Н. Горбуновой, студия имеет новую съемочную аппаратуру, полностью укомплектованные монтажную и тонстудию, где можно качественно озвучивать фильмы. Не за горами строительство съемочного павильона.
Окончив съемки пилотной серии телесериала «Набережная Ялты», киностудия, тоже на собственные средства, приступила к съемкам документального фильма об истории кинопроизводства в Ялте, а недавно законченный фильм «Она сказала: «Да» снят по сценарию, предоставленному киностудией. Завершаются съемки совместного со студией фильма «Дом солнца» (прод. Г. Сукачев).
Руководители планируют участие студии в массовых зрелищных мероприятиях и дальнейшее создание своих фильмов и программ. Кстати, на общеукраинском «5 канале» по воскресеньям уже идут «Новости кино» — продукт Ялтинской киностудии.
На пресс-конференции, посвященной юбилею, журналисты задали Генеральному директору Дм. Тарану дежурный вопрос о проблемах киностудии и о нынешнем ее состоянии. Ответ был вполне оптимистичным. «Не дождутся!» — пообещал руководитель.
Хочется верить, что так и будет.

Крым, Ялта-Симферополь. 2007 г.

Из архива.

Фото автора - Административный корпус Ялтинской киностудии на Поликуровском холме.


Рецензии