Ч. 9 Потопленные
В Мурманске не задержались. Погрузили продовольствие, имущество, и утром 28 апреля 1944 года отряд кораблей начал движение. Экипаж эсминца «Достойный» разместили на транспорте «Уильям С. Тайер», кроме экипажа «Достойного», на транспорте находились и девятнадцать наших подводников.
«Уильям С. Тайер» относился к серии «Либерти», которую строили во время войны американцы. Это был блестящий проект. Он позволил на восемнадцати верфях США построить около двух тысяч семисот транспортов. В среднем, на строительство одного транспорт уходило сорок два дня. И один транспорт, ради рекламы, построили за четверо суток!
Конвою присвоили условное наименование "RA-59". Отряд состоял из сорока четырех транспортов, которых до 70 параллели охраняли советские истребители, а советские надводные корабли – до меридиана 20 градусов. Дальше наступала зона ответственности британского военно-морского флота. Немцы использовали тактику "волчьей стаи". Впервые они применили её ещё в Первую мировую войну, и она себя очень хорошо оправдала.
Немецкие подводные лодки выстривались в завесу таким образом, чтобы какая-нибудь из них могла заметить конвой. Обнаружившая транспорты подводная лодка передавала сообщение в центр управления, откуда давали указания остальным лодкам. А та подводная лодка, которая первой обнаружила конвой, преследовала его в надводном положении, следя за дымами на большом удалении, чтобы не быть замеченной. Когда волчья стая окружала конвой, подавалась команда атаковать.
30-го апреля в девять вечера отряд шёл в 25 милях к юго-западу от острова Медвежий. По судовой трансляции поступила команда: «Команде пить чай». В кают–компании собрались почти все офицеры. Задерживались покаким-то своим делам только три командира боевых частей: капитан-лейтенант Чулков, капитан-лейтенант-инженер Дорофеев и старший лейтенант Молотов. Пока вестовые готовили чай, и ждали прихода опаздывающих командиров, офицеры обсуждали, как отметить для команды праздник Первого мая. На верхнюю палубу никто не выходил, все сидели в кают-компании.
Погода стояла отвратительная: дул пятибалльный ветер, видимость была нулевая из-за снежных зарядов. Транспорт, хотя и был до предела загружен,немилосердно качало. В верхнем кормовом трюме старшины строили краснофлотцев, которых уже ждали накрытые столы в соседнем трюме. В нём находились и полевые кухни, в которых готовили еду для моряков. Переход в него был по верхней палубе.
Внезапно раздался сильный взрыв, толчок от которого сбил всех с ног. За первым последовал второй взрыв не меньшей мощности. Немецкие подводные лодки атаковали конвой. В транспорт попали две торпеды. Одна - в носовой трюм, а вторая - в машинное отделение. Судно развалилось на три части. Носовая и средняя часть транспорта затонули через пять минут.
Продолжение http://www.proza.ru/2013/07/22/1857
Свидетельство о публикации №213072201277
Дух народа, независимо от того и другого, приносит победу. "
Ван Ли-чжун, китайский полководец при дворе Фу Си, после победы над соседом по камере.
Миру-мир, даже для внезапно упавших за борт галеры правителей.
С уважением,
ЕС.
Евгений Садков 17.08.2023 13:14 Заявить о нарушении
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 17.08.2023 13:21 Заявить о нарушении