Граждане управляющие и управляемые

1. Известно.  О методах управления взаимодействиями людей не разглагольствуют – они не всем доступны в легком изложении. А ведь в  практике  организации трудовых и  всех иных  процессов все люди бывают управляющие и управляемые.  А недопонимания - это одна и главнейших причин конфликтов между людьми и ухудшения результатов со-деятельности. Управление - это такое внешнее воздействие на  процесс, которое обеспечивает достижение опреде-ленных целей в совместных действиях. Главная  задача -эффективное целевое  управление,  из этого вытекает потребность во власти  как  в средстве управления. Власть – это возможность подчинять своей воле других  ради достижения  цели. А  эта возможность возникает по двум причинам: от власти факта -и от факта власти. При этом факт – это есть то, что действительно существует, реализовано, а власть – это лишь возможность.  А между ними – что? Вот, а жить то надо! А  потому и не повредит самообра-зование личности по управлению.

Власть факта  всегда по  одному принципу: сделано -это факт, и против него уже «не попрешь». А разные  факты формируются  стихийно в общую  систему зависимости общества от власти факта, а из этого следуют гражданская беспомощность и  фактическое  бесправие человека, задавленного множеством фактов бытия. Потому современная острая  потребность: уход от власти факта – к факту власти. Это когда фактическая власть реализует свою возможность эффективного управления коллективной, общественной, национальной деятельностью во благо личности.

Эти объективно существующие явления  могут чередоваться между собой, потому доступней  и проще их рассмотреть в  конкретных примерах городской  социальной жизни.

 Сегодня  с утра  на типовом  дворе, обставленном  пятью много-этажками, гремит  попмузыка во всю «дурь»   большого стационар-ного усилителя, установленного где-то,  видимо, перед входом в магазин культтоваров, в рекламных целях.  А что, законом не за-прещено до 23 часов! Чтобы осознать  всю «эффективность»  этой рекламы дополним информацию о ней новыми фактами: магазин этот, рекламатор, на соседней улице, т.е.  в  0,7 км от нашего двора, а мощь звука подавляла   мою волю к жизни в  своей квартире с плотно закрытыми герметичными пластиковыми окнами; а это оз-начает, что в нашем околотке  с десятками квартир   управляет факт рекламы - управляет жизнью и деятельностью многих людей пре-клонного возраста. У меня, например, гипертония, потому пытаюсь  «вылезти» из-под  управления фактом  «ШУМ»  под управление  фактом власти.

На мой звонок  в полицию по 02, с жалобой на шум, дежурный диспетчер, узнав цель, сначала спросила и записала сведения о личности жалобщика, отключилась и позволила послушать в трубке  фоновую музыку, несколько минут,  а затем сообщила, что по закону (с таким-то номером) разрешается шум до 23 часов, т.е. этот факт  «ора» не противоречит  и не возбраняется, а по моей жалобе дежурный наряд полиции будет направлен по моему адресу, а на мое уточнение просьбы; направить наряд  организатору «ора»,  к разговору был подключен уже   один из исполнителей того наряда, который  сразу же  стал выяснять у меня подробности:  адрес мага-зина, его расположение, назначение музыки, и почему она слышна во дворе на другой улице. Когда я сообщил,  что  музыка мощна,  а я болен, и у меня давление 195 на 105, и я  не могу  по болезни раз-ведать все  то, что они должны разведать сами  и  запретить это немедленно,  то служивый попенял меня: я, мол, звоню в полицию,  не разобравшись, а весь наш разговор записывается.  Причем, через 15 минут «музыкальный ор»  закончился, еще через полчаса ко мне прибыл обещанный наряд из двух полицейских, и  они констатировали,  что он действительно закончился, и удивились, а был ли он. После моей им  устной благодарности они заявили «хором»: они к этому не причастны, т.е. на «источнике» шума они не были. Поскольку повод для выхода полиции на объект исчез, то все внимание было обращено на меня. Для этого был открыт планшет с бланком,  и обо мне,  не торопясь, составили подробнейшую анкету – о проживании, о владении, о  регистрации,  о рождении,  о сути жалобы и о том неведомом нарушителе, которого я обвинил, а он не нарушил упомянутый номером закон - с 9 до 12 время не ночное. И никто из сферы власти не знал  полной сути упомянутого закона; в его рекомендательной части, предусматривающей не создавать неудобства соседям всегда, т.е. и днем тоже.
На прощание я спросил имя старшего сержанта, и он ответил, и мне подумалось, что он из нашего, участкового опорного пункта полиции, «опирающегося» на факт своего присутствия на первом этаже  ближайшего студенческого общежития. Я обознался, но это потому, что на представленные выше факты был уж очень похож тот давний случай, который произошел еще  прошлой осенью в нашем дворе. В стихийном автомобильном гараже легковых автомобилей.

Он насчитывает около 60 единиц. А особенно докучал всем владелец автомобиля «Волга»: Он по утрам  подолгу прогревал мотор при  прогоревшем глушителе. Это –инфразвук, способный убить человека. Однажды утром я подошел поговорить с ним по сути проблемы  такого шума, а он  сидел в салоне при закрытых тонированных стеклах и не захотел общения. Тогда я написал письмо в опорный пункт и принес его дежурному. А  тот, кто там был, сказал, что тут не работает, а начальника нет, а письмо положите на этот стол. А выйти на место происшествия он не может, нельзя оставить телефон – вдруг позвонят.  Много позже личность нашего участкового я обозрел  на листовке формата «его разыскивает полиция», прилепленной к  входной двери подъезда.
       Больше он никак не  «высветился». Но через месяц принес официальное письмо из полиции: по Вашему заявлению приняты меры. А к новому году хозяин заменил глушитель. Проблема инфразвука была «не улажена» через власть факта – она умерла  примерно за четыре месяца изнурения людей.
      А за этот период  во дворе под властью факта возникла и зависла проблема овчарки, гуляющей  свободно и без намордника. Вот она пробежала куда-то стремительно, и, как видно, без  страшных последствий. А в другой день мне встретились на тропинке она, опять свободная,  и ее хозяин с поводком в руке. Встреча с этим большим зверем не обрадовала, поскольку на команду хозяина «рядом» он не отреагировал. Я столкнулся с самим хозяином, собака  обошла и ткнула  носом в мою задницу. Я  так обратился к хозяину: «А тебе не страшно?». Голосовыми связками, «сотканными» будто бы из голенища старого кирзового сапога, был дан мне хриплый  ответ: «Проходи, он не кусается».  На мгновение представилась реакция на подобную встречу с крупным псом пожилого человека или ребенка,    от меня нужны были убеждения. Но по  факту формы лица, «сде-ланного», видимо, из остатков упомянутого материала, осознал бы-стро безнадежность  моего пожелания перейти  к факту власти от  опасной власти факта. А что тут делать? Да ничего, делать то надо не тут, а в другом месте, другим людям и загодя.

2. Идея. Участковый  полицейский – это, по здравому смыслу, не только человек в форменной фуражке, заседающий в опорном пункте полиции и ожидающий вызова по чрезвычайным обстоятельствам жителей, это, по здравому же смыслу,  человек компетентный во всех типовых проблемах своего «околотка» и способный предугадать и предупредить опасности и, тем самым, обеспечить  максимально «факт власти»  над  всеми вероятными опасностями для жителей, а для обеспечения такой перспективы  надо на участкового полицейского обучаться  и сдавать публично конкурсный экзамен  «на  чин» в практике профессионального творчества.
        3. Обоснование. Самообучение, обучение и  публичная сдача экзамена «на чин»  необходимы всем претендентам на должность участкового полицейского, чтобы  так отсеивать «балласт» и по-вышать квалификацию принятых на эту ключевую должность.
      4. Технико-технологические средства обучения частично уже имеются, а  создать недостающее  - это задача местной власти, стремящейся обуздать «власть факта» на всех участках. В частно-сти, необходим клуб деловых игр «профессиональное творчество» и методическое пособие.
      5.  Организационные решения. Для эффективного перехода го-рода от «власти факта» к  «факту власти» необходимо властным структурам и полиции  выявить и обобщить причины и следствия наиболее вероятных происшествий в жилых микрорайонах и в домах конкретного города, чтобы на основе опыта создать учебно-методический комплекс с перечнем изучаемых проблем и методов их предупреждения. Средства мотивации решений – из числа известных.
     6. Управленческие решения. Они принимаются в городском и в районных управлениях полиции, а их главное назначение  форми-ровать корпус участковых из   компетентного и активно действую-щего персонала. Публичный экзамен на чин это не по блату!
     7. Исполнительские решения.  Критериями успеха  в городе на-лаженной  системы  управления  по «факту власти» являются пока-затели по сокращению числа и тяжести происшествий  на участке, в микрорайоне, в районе, в городе, в стране.  А инициатором пред-ставленного ухода от формального управления социальными про-блемами  муниципальная власть.Кстати, упомянутый клуб деловых игр - самое удобное место для самообразования молодежи, не знающей, чем занять свободное от уроков время.


Рецензии