Поэт и эпоха

«Никто не может быть хорошим поэтом без душевного горения и как бы некоего вдохновенного безумия»
Цицерон

Издавна люди делились на работников и творцов. На тех, кто отвечает за науку, экономику, политику, военное дело и тех, кто создает прекрасное. Первые заботятся о благосостоянии государства и его положении в мире, а вторые по мере своих возможностей создают и развивают культуру страны. Поэтому творческие люди всегда имели особое положение в обществе. Но давайте разберемся, легко ли на самом деле быть творцом?
Позыв к творчеству в большинстве случаев бывает продиктован эмоциями в ответ на внешние раздражители. Раздражителем в данном случае может выступать как любовь к прекрасной даме, так и социальная несправедливость или утрата близких  – все, что способно выбить человека из зоны эмоционального комфорта. В такой ситуации чувственная, нежная душа поэта порождает огромное колличество эмоций, которые наполняют ум и сердце несчастного, гложут его, требуя выхода. А поскольку держать такое богатство в себе не только нечестно по отношению к остальным, но и чревато депрессией, многие стараются выпустить свои эмоции в свет в виде произведений искусства.  Расмотрим их создание на примере художественной литературы. Чаще всего писатель описывает окружающий его мир, представляя его в том свете, в котором видит сам или же передает достоверную информацию и затем дает свою оценку происходящего. Это может быть история из жизни автора или другого человека, полностью или частично выдуманная история. Если внешний мир перестает вдохновлять творца, он волен углубиться в анализ самого себя, своих воспоминаний, либо определенных явлений, сопровождая повествование невероятнейшими метафорами и сравнениями. Нередко авторы выходят за рамки привычного нам мира и создают свою собственную вселенную с законами, жителями, радостями и несчастьями. Ежели ни один из способов более не подходит поэту или писателю, истончается золотая жила его творчества, то он, как правило, перестает писать, называя этот период творческим кризисом.
Причины кризиса могут быть самыми разнообразными: психологические барьеры (навязчивая идея: «Я не смогу больше ничего написать»), апатия, подавленность и безразличие ко всему, вызванные какими-либо неудачами, либо просто автору больше нечего сказать читателям.
Кто-то пытается сменить обстановку, выехать за город, чтобы развеяться, общается с новыми людьми, в поисках вдохновения пробует себя в разных амплуа, ищет новые образы в своем окружении, прожигает жизнь в развлечениях плотских, думая, что новые ощущения помогут в творчестве. Иной наоборот, закроется один в своем кабинете, задернет шторы, сознательно обрекая себя на тоску и одиночество, зажмурит глаза и начнет свое путешествие в поисках вдохновения, но не в глубины порока, а внутрь себя. Некоторые, отчаявшись, перестают писать художественные произведения и переключаются на публицистику. В крайнем случае человк прибегает к помощи наркотических веществ, чтобы подстегнуть засыпающее воображение или просто забыться в сладких грезах дурмана.
Судьба писателя отлично показана Дж. Лондоном в романе «Мартин Иден». Молодой матрос, движимый чувствами к девушке из аристократической семьи загорелс мечтой о карьере писателя. Он тяжело работает физически, много читает, берет уроки у своей возлюбленной, при этом пытается писать. Все это во имя любви, из желания соответствовать своей девушке. Главный герой перебивается случайными заработками, живет впроголодь, но вопреки советам близких не желает устроиться а приличную работу, потому что это будет отвлекать его от творчества. После долгих месяцев трудов и лишений цель оказывается достигнута – произведения молодого автора начинают печатать. Мартин Иден начинает набирать популярность, его статьи и рассказы приносят неплохой доход и обещают в будущем еще больше, родители девушки разрешают свадьбу, но... Мартину уже ничего этого не нужно. Он охладевает равно и к писательскому труду и к своей девушке. Моряк, ставший называться «господином Иденом» теряет волю к жизни. Он больше не может и не хочет писать, он добился всего, чего хотел. Молодой писатель мысленно оглядывает пройденный путь и решительно предает свою жизнь океану, его взрастившему.
Люди искусства – это всегда часть общества, наиболее чувствительная к изменениям жизни. Хотите узнать о жизни людей прошедших столетий? Читайте литературу того времени. Писатели, как губка вбирают в себя все аспекты современной им эпохи: настроения, бытующие в массах, мироощущение людей, отношение их к ситуации в стране и мире. Они впитывают это в себя и затем вольно или невольно отражают в своих произведениях. У кого-то получается очень ясно и прозрачно, другой как в кривом зеркале отражает события действительности в гротескных и комических образах, третий же пишет на совершенно, казалось бы, отдаленную тему, но в деталях и общем настроении легко узнаются черты эпохи. Потому можно утверждать, что жизнь творческого человека во все времена была гораздо интереснее, многообразнее, но и гораздо несчастнее во всех смыслах этого слова.


Рецензии
Отчасти - всё это так, но уж как-то упрощённо и схематично всё это вы себе представляете.

Среди творческих людей громадная градация - от моцартов до сальери!

Безусловно набор житейских раздражителей сублимируется в творчество, но это только у одухотворённых талантом людей, но ведь и у Гитлера, и у Сталина и у Чикатило были свои "сублимации"?!

Горький - по большей части "пахал", а Пушкин уже в 16 лет дышал поэзией!
Однако, по формальному признаку - они оба "инженеры человеческих душ"?!

Григорий Островский   23.07.2013 22:43     Заявить о нарушении
Позвольте объяснить. Упрощенно и схематично потому, что основной материал статьи был написан давно, сейчас я лишь слегка дополнил его, не хотел сильно углубляться.

Конечно, у разных людей по-разному проявляется тот самый "избыток чувств". Генетически заложенные способности и среда, в которой воспитывался человек весьма сильно влияют на возможные способы его самовыражения в будущем. В любом случае, не буду с Вам спорить, ибо мне еще учиться и учиться. Лучше прислушаюсь

Абрамов Денис   23.07.2013 23:19   Заявить о нарушении