Старикам везде у нас - лишения!

                «Только малая печаль говорит,
                большая – безмолвна».
                М. Монтень. Опыты
 

До наступления среднего возраста, а иногда и в зрелые годы, большая часть людей не задумывается о физической кончине. Если «костлявая старуха» забирает кого-то до срока, то происходит это, как правило, внезапно. Жертва даже не успевает ощутить страх. Тот страх смерти, который сопровождает угасание жизни. 

После перенесенной серьезной болезни мне предстояло оформлять пенсию. Из-за «ножниц» между физическими силами и профессиональными навыками «грозило добровольное» увольнение. Там, где и молодые не выдерживали заданного темпа, инвалиду рассчитывать было не на что. Предстояло пополнить армию ушедших на заслуженный отдых людей.

По собственному опыту знаю, как часто это делается вопреки желанию тех, кто хочет трудиться и после наступления пенсионного возраста. Их буквально «выпирают» на улицу. Тогда -  нищенское существование: «…жизненный уровень пенсионеров постоянно снижается, не давая возможности для нормальной жизни».

Как-то на заре своей президентской деятельности В. Путин ужаснулся тем, что некоторые пенсионеры получают ничтожно мало. В лучших традициях «спихотехники» виной тому оказалось «наследие прежних времен», причем советских. Трудно представить себе человека, более оторванного от реальности, чем «национальный лидер».
Люди уже много лет - жертвы непрерывной пенсионной ре-формы, начатой еще при М. Зурабове. Против ее проведения активно возражали эксперты и оппозиция.

В официальном документе констатируется: «Пенсионная ре-форма (2002 г.) осуществлена в России стремительно, без тщательной подготовки, проведения предварительных научных исследований и даже без модельной проверки. Позитивная оценка реформы дается лишь ее разработчиками и идеологами, причем для этого используются заведомо искаженные данные и откровенная фальсификация. Реформа не оправдала общественные ожидания, она негативно оценивается не только профессионалами, но всем населением.
Главная цель осуществленной с 1 января 2002 г. Пенсионной реформы стала теперь очевидной для многих: это изъятие значительной части финансовых ресурсов (ныне около 200 млрд. руб., а в каждый последующий год еще больше), предназначенных ранее на выплату трудовых пенсий, и использование изъятых средств на другие цели.
… В.В. Путин в интервью, опубликованном в “Российской газете” 25 июня 2002 г., отметил: “Нововведения не приведут к ухудшению материального положения пенсионеров”. Все верно. Хуже, чем было, не стало, ибо к этому времени почти все пенсионеры, за исключением привилегированных – бывших федеральных и региональных чиновников, а также лиц, занимавших высокие государственные должности, оказались за чертой бедности либо на ее грани.
Проводимая в последние годы пенсионная политика не направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь старшему поколению, нетрудоспособным гражданам, как того требует Конституция РФ (ст.7)». *

К сожалению, это не первое заключение официального, хотя и совещательного органа, которое отторгается государственной властью. Несмотря на то, что в нем констатируется нарушение Конституции РФ. 

Сколько людей пострадали от него, одному Богу известно! Избыточная смертность населения свидетельствует - их много. А теперь, без зазрения совести, вина перекладывается на советскую власть. Ловкий трюк – ничего не скажешь. Только вряд ли найдется хоть один пенсионер, который этому поверит.

*Работа совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека с 2002 по 2008 год.

                Пенсионная реформа.

                «…не достигнув желаемого,
                они сделали вид, будто
                желали достигнутого».
                М. Монтень. Опыты.

Несколько лет назад произошел переворот в сознании нашего руководства – по-другому не скажешь. Было принято очередное решение повысить жизненный уровень пожилых людей. Уж если даже Д. Медведев, не замеченный в симпатиях к советскому периоду в жизни страны, заявил о том, что все, чем ныне располагает Россия – «создано не нами», другими словами, предыдущими поколениями, то отсюда абсолютно логично проистекал следующий шаг – желание поделиться имеющимися богатствами с теми, кто превратил их в реальные ценности. 

А ведь еще совсем недавно В. Путин утверждал, что прожиточный минимум для пенсионеров будет достигнут только в среднесрочной перспективе. Это расплывчатое определение могло означать и 2015 год (если будет реализован радикальный, по словам разработчиков, сценарий), и 2020 – при более умеренном и 2035-2036 – при самом мягком.

Разъяснение того, что обещал В. Путин, последовало от главы Пенсионного фонда РФ А. Дроздова. Величина пенсий, равных 40% от величины средней зарплаты, должна стать реальностью в ближайшие 10 лет. Но! Внимание! Все это предусмотрено только для вновь уходящих на пенсию. Тем же, кто достиг пенсионного возраста раньше, этого даже не обещали. Ни в одной речи В. Путина об этом аспекте не было сказано ни слова.

Видимо, чтобы подсластить горькую пилюлю, А Дроздов сообщил, что сейчас рассматриваются варианты, как предоставить каждому россиянину возможность нормально зарабатывать и после выхода на пенсию (если он сам пожелает трудиться дальше). По сути – это ни что иное, как завуалированное повышение пенсионного возраста. Ведь любой человек, способный работать по состоянию здоровья, вынужден и сейчас идти на это, чтобы не влачить жалкое существование (их сегодня более 12 млн человек, АиФ, №27, 2013))

По мнению известного политолога М. Делягина: «Вопрос об увеличении пенсионного срока отнюдь еще не решен, - но пошла целая волна разговоров. Если общественное мнение не встанет на дыбы, россиян начнут выпускать на пенсию значительно позже, чем сейчас. Хотя повышение пенсионного возраста абсолютно излишне.
В конце концов, человек должен доживать до пенсии. У нас в пенсионной реформе есть такой термин «возраст дожития». Звучит чудовищно, но это среднее количество лет, которые пенсионер должен жить после выхода на пенсию. Сейчас он составляет 19 лет.
Был бы рад, если бы у нас средний возраст жизни мужчин был 79 лет, а не 62, как сейчас. Кстати, завышенность «возраста дожития» не случайна: основная часть пенсионеров умирает раньше, не успевая получить свои деньги, что выгодно для пенсионных фондов и управляющих компаний.
У нас сейчас уникальный момент, когда средний мужчина может пожить на пенсии целых 2 года. Два!! В этих условиях говорить о повышении пенсионного возраста - значит, цинично из-деваться над россиянами. Посудите сами: если пенсионный воз-раст превысит среднюю продолжительность жизни, - это будет мощнейшее стимулирование всеобщего уклонения от уплаты страховых пенсионных взносов. В самом деле: с какой стати мне их платить, если я все равно не доживу до пенсии?»

Когда, казалось бы, все надежды на реальное, а не на популистское улучшение жизни старшего поколения были утрачены, свершилось чудо – произошло повышение пенсий, хотя и не столь значительное, как вещали с высоких трибун. Но не успело правительство обнародовать решение о проведении нового раунда пенсионной реформы, как тут же посыпались мрачные прогнозы о ее негативном влиянии на экономику России.
«Предсказатели» вынуждены признать, что пенсии в относи-тельном выражении, начиная с 2000 года все время уменьшались, даже, несмотря на снижение числа пенсионеров с 2001 по 2003 годы и достигли к 2008 году 24% от средней зарплаты.

Эксперты намекают на политическую и экономическую обусловленность принятых решений. Они утверждают, что «пенсионеры порой составляют до двух третей от общего числа приходящих на избирательные участки». Кроме того, ветераны: «обеспечивают 10% всего потребления в России». Предполагается -   после повышения пенсий этот показатель возрастет до 14%, и сможет подстегнуть снижающийся в связи с кризисом спрос на российские товары. 

Ох, как неосторожно вы раскрываете неудобные для власти цифры, уважаемые эксперты. Из них следует, что почти 30% населения России, к числу которых относятся старики, при потребляемыми ими 10% живет в 3 раза хуже, чем среднестатистический россиянин. Даже после повышения пенсий их уровень жизни будет вдвое отставать от российской нормы. А если вспомнить о том, что и среди них есть расслоение (повышенные пенсии получают чиновники и другие государственные люди), то означенный уровень, скорее всего, еще ниже. Бесспорно одно – путь к достойной жизни старшего поколения будет довольно долгим.

В целях объективности считаю своим долгом привести доводы критиков нововведения. По их «подсчетам, затраты бюджета на эту щедрую реформу будут намного выше, чем представляет себе правительство. А значит, масштабная перестройка пенсион-ной системы будет стоить государству многие триллионы рублей, сделает бюджет дефицитным и социально-ориентированным (то есть не инвестиционным) на многие годы вперед, увеличит стоимость заимствований и налоговое бремя для российских компаний».

Предполагается, что «новые поступления в бюджет будут собираться на 100%, а это слишком оптимистичная точка зрения, учитывая слабую налоговую дисциплину и экономическое положение российских компаний». Эксперты ожидают собираемость на уровне 50 – 70%. «Чтобы выполнять свои обязательства, правительству придется изыскать где-то несколько сотен миллиардов рублей в условиях, когда нефтяные фонды уже будут исчерпаны. У правительства не хватит средств ни на что другое, к примеру, на большую часть масштабных инфраструктурных проектов, которые были анонсированы до кризиса.
Россия, кроме того, снова превратится в страну-должника, так как вынуждена будет занимать на внешнем рынке не меньше $25 млрд. ежегодно. Не обязательными, но возможными следствиями проводимой реформы могут стать увеличение пенсионного возраста, а также установление прогрессивной шкалы подоходного налога. Вполне возможно, что государство пойдет на это или на рост других налогов».

Что просматривается из аргументов противников реформ? В первую очередь, завуалированное, но четко ощущаемое пренебрежительное отношение к уже ненужному поколению. Главная забота авторов из Банка Америки, а именно им принадлежат приведенные аргументы, о российских капиталистах и примкнувших к ним зарубежных партнерах, о том, как им будет трудно расставаться с непомерной прибылью, которую они привыкли получать на российских просторах.

В качестве альтернативы приведу точку зрения председателя Счетной палаты С. Степашина: «Возьмем хотя бы источники дефицита бюджета 2010 года. Он ведь состоит не только из затрат на выплату повышенных пенсий. В бюджетном дефиците еще "сидят", например, гигантские и не слишком прозрачные расходы на реализацию гособоронзаказа, на содержание правоохранительных ведомств и на дорожное строительство.
Между тем новая военная техника поставляется в армию единичными образцами, а общая протяженность дорожной сети страны практически не увеличивается - основная масса средств тратится на ремонт быстро стирающегося асфальтового покрытия".

Кроме того, в формирование дефицита вносят свою лепту и чиновники, осуществляющие госзакупки по ценам выше потребительского и корпоративного рынков».
Примеров таких в прессе пруд пруди: «Аукцион управления делами президента по приобретению квартир для московских чиновников завершился победой никому не известного ООО "Ин-термакс" с уставным капиталом 10 тыс. рублей, по телефону которого зарегистрировано еще 192 фирмы. Его заявка на аукционе оказалась единственной подходящей, конкуренции не было, пишут «Ведомости».

Газета поясняет, что на рынке квартиры в том же доме (Петрозаводская улица, дом 28, корпус 2) предлагаются по цене от 3700 до 4600 долларов за 1 кв. метр. Между тем, жилье для чиновников по данному контракту обошлось примерно в 5000 долларов за кв. метр. То есть, прямая закупка жилья помогла бы сэкономить около 3 млн. долларов бюджетных средств, считает издание». Схема настолько незатейлива, что любой человек способен разгадать ее. Но кто же осмелится проверять управление делами самого президента России? Вот и кочуют вопиющие факты по страницам прессы. Но никого не задевают, реакции на них нет. Значит, все будет продолжаться в еще больших объемах.

А в это время Счетная палата фиксирует «стремительно растущие год от года траты: только в ушедшем году содержание раздутого и во многом неэффективного госсектора обошлось стране почти в 2 триллиона рублей.
При этом фискальное давление на средний бизнес и на население поступательно растет, а на нефтегазовый сектор снижается. К тому же сверхкрупные компании из списка Forbes по-прежнему зарегистрированы в офшорах и ведут бизнес в России через структуры, не подпадающие под российскую юрисдикцию. И если бы нам удалось навести порядок в сфере госрасходов, если бы ведущие компании и их владельцы платили стране справедливую долю, трехтриллионный бюджетный дефицит этого года (2010) удалось бы весьма существенно сгладить».

Выходит, дело не в дефиците денежных средств. И здесь можно согласиться с американскими оракулами – слабость нашей власти, но почему-то только в отношении крупных компаний, не позволяет в полной мере собирать утверждаемые законом налоги. Что ж если исходить из неспособности государства выполнять свои обязательства перед гражданами, то надеяться пенсионерам на лучшую жизнь не приходиться.

У меня такое впечатление, что пенсионная реформа идет перманентно с тех самых пор, как ее начал М. Зурабов. Особенно много шума было по поводу последнего варианта, когда разработали даже пенсионный калькулятор, способный рассчитать повышенную пенсию.

Но Сергей Уланов, руководитель Центра уровня жизни Академии труда и соцотношений утверждает:
«Эти результаты - профанация. Показатели, увеличивающие пенсию в этом «калькуляторе», - коэффициенты, значение которых в реальной жизни, когда формула будет принята, может оказаться гораздо меньше. Переменные, которые требуется ввести, заранее отсекают тех, для кого результат будет невыгодным. Этот же расчёт призван убедить людей в том, что предлагаемая пенсионная реформа может быть выгодной для людей. Но этого, к сожалению, не будет!
Пенсионный калькулятор не учитывает темпов роста инфляции, возможности снижения или увеличения заработной платы и доходность пенсионных накоплений.
 К тому же Министерство финансов планирует значительно снизить вливания в Пенсионный фонд, а следовательно, денег на выплату пенсий больше не станет. Собирать больше отчислений с зарплат работающих вряд ли получится. Так что никакая новая формула пенсии не поднимет!».

Изображу из себя наивного идиота, преисполненного веры в решимость руководителей страны довести объявленные реформы до логического завершения. Но хотелось бы понять, почему тогда все фискальные мероприятия направлены против не самых богатых слоев населения.

Министр труда и социальной защиты РФ М. Топилин (?) предлагает не платить работающим пенсионерам базовую часть пенсии. А с фантастическими по величине «золотыми парашюта-ми» топ-менеджеров начали бороться лишь недавно, когда они начали зашкаливать и когда свое неудовольствие выразил В. Путин. Но и после словесных баталий выходные пособия не особенно уменьшились, а главное абсолютно не привязаны к результатам труда.

От ежегодного повышения тарифов естественных монополий страдают как будто бы все, но лишь чиновникам повышают опережающими темпами зарплаты. Такое впечатление, что они самые неимущие. Но даже школьники, подавляющее большинство которых желает попасть в привилегированную касту, знают об их «сладкой» жизни. Далеко не каждый предприниматель способен посоперничать в роскоши с экс-сотрудницей министерства обороны Е. Васильевой.

Если бы не начавшееся следствие по ее махинациям, никогда бы мы не узнали, как живут чиновники не самого высокого ранга. Ну как им не подкинуть служебного довольствия. Приходиться ведь содержать 13-комнатную квартиру и вести подобающий образ жизни, чтобы принимать с частными визитами самого бывшего министра.

Не только у наивного, но и у полного идиота такое в голове не укладывается!


Рецензии