17. Сельская школа

НА СНИМКЕ: Картина С.А. Анкера "Сельская школа", 1858 г.


1 сентября я пошел в школу. Мама сказала, что в первом классе учат читать и писать, а я это умею, поэтому мне там делать нечего. Меня проверили, убедились, что я бегло читаю и быстро пишу и приняли во второй класс.

В те времена был такой предмет «Чистописание», в тетрадках в косую клетку надо было специальным пером, макая его в чернильницу-непроливашку с нажимом выписывать строчные и прописные буквы. Пальцы следовало держать на ручке с пером определенным образом. Тетрадок тогда почти не было, перьев нехватало, мы писали очень мало, и я так и не научился писать красиво. Я и сейчас держу пальцы «горсткой».

Все дети от 1-го класса до 4-го сидели в одной классной комнате и получали задание по-очереди. Каждому выдали старые, уже использованные прежде учебники.

Помню учебник «Хрестоматия». Там были рассказы известных русских писателей и очерки о революции, ее вождях и военачальниках. Некоторые очерки и большие, почти на страницу фотографии были аккуратно зачеркнуты, кроме того, ручкой с чернилами у них были выколоты глаза. Кое-где явно ученической рукой было написано: «Враг народа». Я помню фамилии этих врагов: Блюхер, Тухаческий, Смушкевич. Я не помню, чтобы нам кто-то объяснил, кто эти люди и почему их портреты сначала поместили в «Хрестоматию», а потом их объявили «врагами народа». Но я понял, что из-за трудностей войны «Хрестоматию» не успели перепечатать, исключив статьи и портреты «врагов народа».

Я проучился в этой школе только месяц. Стало холодно, а у меня не было теплых вещей.

– Ничего страшного, – сказала мама, – тебе еще нет семи.  В следующем году ты пойдешь сразу во второй класс, ведь ты умеешь и читать, и писать. 

Мне в школе не нравилось, и я был рад маминому решению.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/07/22/387


Рецензии
Важный эпизод - вряд ли кто еще писал о врагах народа в школе...

Шутка:

"Чернильницу-непроливашку..." - Буржуи! Моей чернильницей была двухсотграммовая бутылка из-под лекарства с пробкой из... газеты!

Виктор Сорокин   20.09.2013 23:35     Заявить о нарушении
Но это было! Портреты с выколотыми глазами и нарисованными усами. Надписи, замаранные чернилами, но фамилии можно было прочитать. Других-то учебников не было. И на вопрос, о том, кто это и почему так, учительница отвечала: "Враги народа".

Михаил Самуилович Качан   21.09.2013 08:21   Заявить о нарушении
Это достоверный факт. Только об этом я негде, кроме как у Вас, не читал.
Мой сосед Вовка в 1950-м тоже выколал глаза, но только Усатому. Я интуитивно почувствовал какую-то опасность. Однако пронесло...

Виктор Сорокин   21.09.2013 16:43   Заявить о нарушении
А там были военачальники - Блюхера и Тухачевского точно помню.

Михаил Самуилович Качан   21.09.2013 22:13   Заявить о нарушении
Это точно. Но не помню, кто именно об этом говорил мне в 60-х.
Из довоенных школьных учебников в доме отчима я видел (до пяти лет) только физическую географию (помню некоторые иллюстрации) и сборник задач по алгебре (я и сейчас вижу задания на упрощение длиннющих формул, хотя читать еще не умел).

Виктор Сорокин   22.09.2013 23:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.