Глава 8. Конец пути и Вторая жизнь

ЧАСТЬ 1. НАЧАЛО  КОНЦА

     Предки наградили меня свободолюбием и честностью. Эти качества укрепила во мне моя профессия и отношение ко мне со стороны мамы и родных. 
     Моим любимым ругательством по отношению к друзьям и родственникам было «обозвать» их Советской Властью, которая у меня ассоциировалась с отсутствием свободы слова и «указаниями», как надо жить и себя вести...
     Поэтому на первых шагах «Перестройки», душа моя запела...  На нашем предприятии стали внедрять хозрасчёт, который в какой-то мере боролся с уравниловкой и лучшие проектировщики могли больше заработать...
     Я года три была председателем местного комитета профсоюзной организации предприятия, очень неудобным для администрации, т.к не шла не на какие нарушения трудового законодательства, а надавить на меня никто не мог потому, что спецом я была отменным, знающим, с высокой производительностью труда и беспартийной! Ещё во времена Л.Брежнева, когда после рабочего дня коллектив призывали оставаться на Политинформацию и изучение основ Научного Коммунизма, я задавала вопрос:
«Это добровольно, зарплату не снизите?», вставала и уходила...
    
      Наша мама (1901г. рождения) много рассказывала нам про своё детство и жизнь, про Революцию, которую их семья приняла с восторгом. В частности она вспоминала, что в гимназии обязательным предметом было изучение Закона Божьего, который преподавал глупый и малообразованный священник. Мама рассказывала, что не могла удержаться от вопросов, а священник в ответ угрожал, что сейчас сатана влетит в форточку... Советская власть отделила церковь от Государства, но вместо веры в Бога предложила народу веру в КПСС и Генерального секретаря...

     К сожалению, моя эйфория и надежда на свободу мысли довольно быстро испарились... Как по мановению волшебной палочки большая часть ярых коммунистов отказались от своих идеалов, стали верить в Бога или Аллаха, а уж когда Б.Ельцин решил запретить КПСС, развалить СССР и сковырнуть М.Горбачёва, то мне стало понятно, что на смену Советской Власти идёт Власть ДЕНЕГ...

    В январе 1992г на моих руках умерла мама...

После того, как сестра с мужем и сыночком Димочкой получили трёхкомнатную квартиру в новом доме и с ними стала жить свекровь, переехавшая к своему сыну из г.Сарканд, необходимость ухаживать за любимым внуком у мамы отпала. Я обменяла нашу старую трёхкомнатную квартиру без удобств на однокомнатную в доме улучшенной планировки рядом с местом работы и квартирой сестры, и получила возможность навещать свою маму даже в обеденный перерыв...
    К этому времени на моей сберкнижке скопилась довольно большая сумма денег по тем временам, но купить новый телевизор, мебель или стиральную машину в то время было проблемой, да и мама была против и постоянно говорила мне, вот умру, будешь всё обновлять... Все мои сбережения ушли на похороны. Огромную помощь оказало предприятие и все мои друзья. Мои родственники опасаясь, что я не смогу жить одна подарили мне котёнка, вернее довольно дорогую боленезийскую кошечку... После похорон на 40-й день с осознанием, что можно больше не волноваться за здоровье мамы, ко мне на душу пришло облегчение. А в 1994 году, после выхода на пенсию, я почувствовала себя полностью счастливой и свободной.
    Мне начислили 2000 тенге, в квартире была буквально нищенская обстановка, телевизор барахлил, стиральная машина «Сибирь» - сломалась, а в диване выскочили пружины...
С мечтами о поездках пришлось распрощаться, но это всё меня не пугало, как и моих подруг, с которыми мы все вместе ушли на заслуженный отдых и освободили место новым молодым специалистам. Нина - пошла торговать, Зоя - устроилась убирать квартиру и готовить обед «новым казахам», а я занялась сельхозработами на даче моего брата, сестры и своей тоже. В конце 80-х годов наше предприятие обеспечило весь коллектив дачными участками на землях лесного фонда в горной зоне богарного садоводства. На предприятии образовали садоводческое товарищество «Арча». Отдел строительного проектирования  провёл геодезическую съёмку, отвод земель и разбивку на 55 участков, а также разработал проект организации территории... Мой брат, который к тому времени уже имел двух внуков, а дачи не имел уговорил записаться на участок с тем, чтоб потом передать их семье. Наш трудолюбивый коллектив принялся засучив рукава обустраивать территорию, соблюдая нормы СНИП и правила строительства дачных домиков и размещения огородных грядок по террасам...
     С началом «Перестройки» вышел указ о приватизиции  не только жилья, но и дачных участков и брат уговорил меня переоформить участок на его фамилию, да ещё прикупить у соседа-алкоголика нашего инженера-почвоведа его участок за 5000 рублей.
      Поэтому, когда я вышла на пенсию, то места для применения физических сил у меня было очень много. Брат с детьми приезжали по выходным, строительство домика было к тому времени закончено и мне осталось оштукатурить стены, достроить туалет и душевую кабинку,  и заниматься выращиванием овощей и фруктов и собирать урожай для родственников. Моё обнищание (в смысле отсутствия денежных знаков) меня не сильно угнетало.
     Я поняла, что вероятно с Москвой и семьёй старшего брата  больше не увижусь, ну, а для другого деньги мне были не нужны...
    
     Развал СССР меня потряс своей циничностью и глупостью, но не сильно огорчил... Нурсултан Назарбаев, как мудрый восточный человек, не допустил искоренения русского языка и проявления националистических настроений и многие русские и немцы, рванувшие на историческую Родину даже стали возвращаться...
     Казахский язык стал государственным, а русский – языком межнационального общения. Казахский филиал ГПИ «Союзгипролесхоз» получил новый статус и стал Казгипролесхозом. Комитет лесного хозяйства вошёл с состав Министерства сельского хозяйства, а численность отделов и чиновников сильно сократилась, поэтому и в  Казгипролесхозе был ликвидирован отдел строительного проектирования, а Объединение Леспроект также сократилось... Дело в том, что в связи с развалом СССР и переходом на рыночные отношения,  для лесного хозяйства Казахстана кончилась лафа огромных госбюджетных средств на поддержание лесного хозяйства, производство лесных культур саксаула, и лесомелиорацию обнаженного дна Аральского моря... Кроме того, крупный деревоперерабатывающий комбинат по производству бумаги и картона лишился поставок древесины России...
     Новые казахстанские предприниматели не растерялись, и подкупили лесников ленточных боров Казахстана, которые их подожгли... Это ужасное преступление обеспечило достаточным объёмом работ и Леспроект и Казгипролесхоз, а предпринимателей – древесиной сосны...
     В связи с тем, что все старые опытные работники Казахского филиала были на пенсии, а надзор и помощь со стороны головного ГПИ прекратились, новое руководство Казгипролесхоза было вынуждено призвать меня и Зою на работу. Нас это устроило и существенно пополнило мошну...
      Зоя переработала все технические указания, инструкции на казахский лад, а я занялась ТЭО восстановления ленточных боров и попённой платой (стоимостью леса на корню или таксами  на древесину) в новой валюте – тенге... На зарплату я купила новый телевизор и стиральную машину!
     А вскоре Казгипролесхоз получил большой и сложный заказ на разработку ТЭО зелёной зоны новой столицы Казахстана г.Астаны. Автором был назначен Газез Мусин, который занял моё место. Газез провел полевые изыскания, собрал необходимые материалы и обратился к руководству института с просьбой о привлечении меня к разработке документа, как бывшего главного специалиста по ТЭО и зелёным зонам городов...
    Когда я ознакомилась с материалами обследования территории, отведённой под создание зелёного кольца вокруг города, то поняла, что Казгипрогор, разработавший ТЭО переноса столицы Казахстана из Алма-Аты, если не за взятку, то из-за подхалимажа доказал Н.Назарбаеву, что самое лучшее место – это Целиноград или бывший Акмолинск...
(Акмола в переводе с казахского белая могила)
    Более неудачного места для Столицы на всей территории Казахстана нельзя было найти. Город размещён в низине на солончаках с агрессивными грунтовыми водами, понизить которые нет никакой возможности. Но плетью обуха не перешибить. Лесное хозяйство Казахстана было в восторге и бюджетные средства потекли в комитет рекой, как когда-то на облесение дна Аральского моря... Мы с Газезом, конечно, разработали ТЭО и даже доказали, что вложенные капиталовложения окупятся через 10 лет...

    С чувством выполненного долга я распрощалась с институтом и погрузилась в сельхозработы на своих дачах. Мне казалось, что я вернулась в молодость, в Бармашку, рядом были те же друзья, вечерами мы иногда собирались на перекрёстке дорог на нашем дачном массиве и пели любимые песни и вспоминали наши приключения на полевых работах.
    Временами меня привлекали для  консультаций и разработку нормативов и я обнаружила, что отсутствие контроля со стороны Головного ГПИ превратило наш проектный институт в настоящих жуликов и взяткобрателей! Директор Б.Исабеков – бывший директор лесхоза и Национального парка, замечательный администратор и организатор жаловался, что ему приходится добиваться производственных помещений и оборудования для института у местных чиновников только через взятки... А главный инженер В.Богданов, заменивший В.Сорокина, оставшийся без контроля стал значительно завышать стоимость проектно-изыскательских работ по договорённости с Комитетом лесного хозяйства и в обмен на завышенную стоимость работ по созданию зелёных насаждений в сметах. Экспертиза проектов, которую осуществляла Архитектура, ничего не понимала в приёмах агротехнических мероприятий и не могла определить, что сметная стоимость создания насаждений не соответствует действительности... Новые молодые специалисты-проектировщики тоже не были дураками и договаривались с лесхозом, чтоб акты-процентовки выполненных изыскательских работ подписывались без проверки, а контроль со стороны института тоже отсутствовал. Должность нормоконтролёра, чем когда-то занималась я, была упразднена, техсовет – тоже...
     Я спросила В.Богданова, соображает ли он, что делает, что их махинации когда-нибудь раскроются, отсутствие зелёных насаждений вокруг Астаны выявится и его посадят. На что получила ответ, что к тому времени он уйдёт на пенсию и Назарбаев тоже и никто не докажет, почему насаждения погибли...Мне стало противно и я сказала, что больше к ним не приду, т.к не хочу участвовать в обмане Государства и развращении молодых специалистов, напомнила что заработная плата должна быть заработана, нельзя платить работникам только за то, что они сидят на рабочем месте или отдыхают на полевых работах...
      И тогда я начала мысленно оправдывать Советскую Власть и даже И.Сталина, а также отсутствие свободы слова во времена КПСС ...


ЧАСТЬ 2. ПЕРЕДОЗИРОВКА

      В 2007 г. на празднование 70-летия нашей прежней мисс Гипролесхоз Лилии Шевченко приехал из Калуги общий друг – Анатолий Елизаров, с которым мы начинали трудовую деятельность в Калмэ в далёком 1961г... В то время он был выпускником Боровского лесного техникума (БЛТ) и по рекомендации  начальника первой изыскательской партии Анатолия Мельникова (мужа Лилии Ш.) был принят на работу в Калмэ вместе с женой Людмилой. По совету главного инженера и нашего общего Учителя Степанова Леонида Ивановича все техники – выпускники БЛТ окончили заочно лесохозяйственный факультет Каз. СХИ и впоследствии стали ведущими инженерами, Гипами, а Анатолий Елизаров стал главным инженером Северо-Казахстанского филиала ГПИ «Союзгипролесхоз»...
        В период «Перестройки» А.Елизаров с женой, старой матерью и двумя младшими детьми решил перебраться в РСФСР – в г.Магадан, где жил и работал его старший сын Дмитрий. А через несколько лет в связи с заболеванием сердца у главы семьи и Дмитрия и необходимости шунтирования, семье пришлось перебираться «на материк», поближе к Москве... Похоронив мать в Магадане и продав всю свою недвижимость семья двинулась в Калугу, где Дмитрий уже купил квартиру и участок земли под производственную базу своего семейного предприятия...
Перебазирование произошло в год объявления в России дефолта и прибыв в Калугу А.Елизарову снова пришлось начинать с нуля...
      Анатолий приехал в Алматы на юбилей Лилии через пять лет после операции на сердце с подарками уже вполне успешным предпринимателем.
     Праздник удался на славу! У Лилии собралась вся наша компания, с кем начинали, гвоздём программы получился приезд общего друга. Мы с Зоей по традиции разработали заранее ПОП – проект организации праздника, я написала вполне съедобное стихотворение – поздравление, стол ломился от яств и даже внуки Лилии остались за столом до конца гулянки и сказали, что не ожидали, что на дне рождения бабушки может быть так интересно...

      Перед отъездом в Калугу, Анатолий Елизаров попросил меня переписать – сделать копии всех моих стихов, которых к тому времени уже порядком скопилось и не только поздравительных...
     Весной 2008г к моему 70-летию я получила бандероль с 20 экз. книжечки моих стихов, оформленную рисунком т.Оли, а осенью приехала к нам в гости старая подруга – жена Анатолия Елизарова с дочкой Ритой, которую я и Зоя видели в уже далёкой своей молодости... Рита оказалась настоящей красавицей, высокой, стройной и можно сказать компьютерным гением. Это она сделала мою книжечку на своём компьютере и предложила продолжить практику, т.к обнаружила у меня много новых стихов...
      
    Перед новым годом в декабре 2008 года ко мне вновь обратился Казгипролесхоз за консультацией по разработке второго ТЭО по созданию лесных массивов вокруг г.Астана, т.к два последних рабочих проекта уже превысили площадь зелёной зоны на 10 тыс га и кабинет министров не утверждает выделение средств на  создание насаждений Комитету лесного хозяйства...
      К тому времени в Казахстане уже были разработаны и утверждены новые республиканские Правила, СНиПы, расценки и Указания по разработке
ТЭО -документов. Они были ещё более строгие и выверенные с экономической точки зрения по сравнению с прежними, выпускаемыми Госстроем СССР, т.к были привязаны к конкретным природным условиям областей Казахстана и учитывали экономическую политику нового государства.
      Когда ко мне обратился ГИП  Геннадий Рахимов, которому было поручена разработка ТЭО, Г. Мусин уже уволился по болезни, на месте главного специалиста «сидела» родственница чиновника из Комитета лесного хозяйства – фитопатолог, не имеющая понятия о настоящем проектировании. Г.Рахимов перешёл в Казгипролесхоз из Леспроекта, где был нач. отряда и очень хорошим таксатором, но тоже не проектировщиком! Дело в том, что объединение Леспроект занимается лесоустройством, учетом лесного фонда и расчетом вырубки (так называемой расчётной лесосеки). Из выступлений Н. Назарбаева по телевидению, я знала об его идеи соединить зелёную зону Астаны с колочными лесами и сосновыми лесами  Кокчетавской области... Это было правильное направление развития зелёных насаждений на север и северо-восток от Астаны, откуда в основном и получал город холодные метели. Я, конечно, не смогла отказать, понимая, что без меня им не справиться...

     Институт обзавёлся прекрасным производственным зданием, кабинеты руководства и бухгалтерия имели удобную мебель, на столах у всех стояли компьютеры...
За полевые изыскательские работы по новому ТЭО институт получил 13 млн. тенге и уже давно вышел из нищеты... Стоимость проектирования (разработки самого документа) согласно сметы составляла 4.000.000 тенге... По графику сдать ТЭО  в печать  Г. Рахимов был должен к середине мая  и отправиться на новые изыскательские работы по восстановлению сгоревших  ленточных боров...

     Когда я ознакомилась со всеми материалами, собранными Г.Рахимовым, заданием и рабочими правилами, составленными главным специалистом института – дамой-фитопатологом, мне показалось, что волосы на моей голове поднялись...
     ТЭО разрабатывается на основе фондовых материалов – почвенных, топографических карт и карт землеустройства, в нескольких вариантах размещения центральной усадьбы предприятия – исполнителя работ и его структуры. Капиталовложения обсчитываются в укрупнённых показателях по проектам - аналогам. Концом документа является сравнение экономической эффективности  капиталовложений и сроки окупаемости затрат. ТЭО после экспертизы, рассматривается  на самом высоком уровне, как постановления правительства и утверждает необходимость финансирования средств из государственного бюджета Комитету лесного хозяйства.
      Естественно, если не будет доказана экономическая эффективность, получение прибыли и срок окупаемости капиталовложений, ни о каком выделении госбюджетных средств не может быть и речи, в правительстве и сенате – не дураки!
      Но Лесники Казахстана привыкли жить за счёт госбюджета и не отвечать за гибель и неэффективность лесных культур, списывая их гибель на климатические условия, как было на дне Аральского моря... И наши лесники и наши проектировщики прекрасно понимали, что посадка защитных насаждений по направлению на север и северо-восток не позволит скрывать своё безделье, и заставит работать по настоящему... Поэтому
Комитет лесного хозяйства, который в это время был отделом в составе Министерства сельского хозяйства, договорился со своим Министром о выделении в гослесфонд 1,5 тыс га земель сельхозназначения (поля, пастбища, залежь единым массивом в южном направлении – на солончаках, где деревья никогда не вырастут, прикрывая свой рекомендациями Президента по закладке лесных массивов вокруг Новой столицы.
      Наши новые малограмотные проектировщики во главе с главным инженером В.Богдановым и главным специалистом – женой брата чиновника И. Коваля из бывшего комитета лесного хозяйства, даже не удосужились прочитать утверждённое постановлением Правительства Положение о разработке ТЭО! Они выдали Г. Рахимову задание на детальное обследование массива выделенных земель с целью обнаружения участков с относительно или условно лесопригодными почвами и Гип за огромные деньги весь полевой сезон обследовал почвы, выкопав более 800 шурфов, которые для ТЭО абсолютно не нужны...
     Я понимала, что Г.Рахимов будет козлом отпущения, т.к разработать ТЭО ему не удастся, и пошла к главному инженеру – своему можно бывшему ученику на его первых шагах в проектировании. Виктор Богданов меня очень уважал и немного боялся, и когда я всё объяснила, то конечно понял, в какое положение попал институт...
     По моей просьбе в кабинет к гл.инженеру пригласили помимо Г.Рахимова и гл.специалиста всех ведущих инженеров и я попыталась всем им вместе «вправить мозги» и объяснить, что ТЭО на обследованную территорию не может быть положительным, потому, что доказать экономическую эффективность создания массивных насаждений на солончаках – невозможно.
     После моей эмоциональной лекции главный специалист института заявила: Вы уже старая и больная нам Ваше мнение не нужно, если не можете помочь – идите лечитесь...
Я вздохнула и спокойно сказала: Я конечно больная и старая, но у меня не мнение – а знания...и вышла из кабинета. В коридоре меня догнал Рахимов и буквально упал на колени с просьбой не бросать и подсказать, как ему быть... Мы с ним пошли к директору Б.Исабекову – грамотному и умному человеку, который, конечно всю техническую часть проектирования полностью доверял гл. инженеру и гл. специалисту... После моих объяснений он всё понял, очень расстроился и спросил, смогу ли я им помочь? Я согласилась. В.Богданов вскоре уволился, он знал, КАК я смогу их спасти... А гл.инженером стала Коваль...

     Я поставила директору условие, что буду работать дома, зарплату получать не буду пока не сделаю ТЭО до конца, а контактировать с гл.инженером и согласовывать свои решения с неграмотным главным специалистом тоже не буду.
    Первым делом я объяснила Г.Рахимову, что надо переделать и переутвердить Задание на разработку ТЭО в соответствие с новым Положением утверждённым правительством Казахстана, в котором должна быть обязательная ссылка, на это положение, иначе оно не будет даже рассматриваться экспертизой. Новый главный инженер к этому времени поняла, за ЧТО она теперь отвечает и безоговорочно утвердила в Комитете лесного хозяйства новое задание задним числом.

   В соответствии с ТЭО зелёной зоны Астаны, которое было разработано мной и Газезом Мусиным ещё в девяностых годах, площадь зелёного кольца вокруг города была отведена в соответствии с генпланом по красной линии и составляла 25000га. РГП «Жасыл Аймак», образованное вблизи южной границы города, где были отведены земли под центральную усадьбу и лесной питомник, приступило к закладке насаждений зелёной зоны в 2005г. К сожалению, к тому времени генплан города был изменен и под зелёную зону выделялись разрозненные участки в основном к югу от Астаны, с условно лесопригодными почвами... А рабочие проекты разрабатывались Казгипролесхозом  по схемам посадки, предложенным в ТЭО для кольца в виде защитных лесных полос из солевыносливых кустарников кулисного типа с межкулисными пространствами для отложения снега в качестве «магазина» влаги для насаждений второй очереди из более высокоствольных пород.
       За период с 2005 по 2007 годы Жасыл Аймак освоил 6,3 миллиарда тенге на «создание» насаждений зелёной зоны на площади 25000га, которые ничего общего не имели с идеей ТЭО и защитой города от неблагоприятных климатических явлений. По данным обследования, проведённого Г.Рахимовым, и фотографиям зелёная зона представляла собой жалкое зрелище редких групп кустарников с небольшим количеством хилых деревьев... Приживаемость посадок была очень низкой, но посадки не списывались, а гибель деревьев и кустарников объяснялась в актах и авторских отчётах проектировщиков весенними заморозками и комплексностью почв...
   Когда я догадалась, как можно спасти не только Казгипролесхоз, но и Комитет лесного хозяйства по организации нового предприятия, то сплясала лезгинку около своего обеденного стола, засучила рукава, и принялась за разработку ТЭО в 2-х вариантах лесомелиоративных мероприятий. Я придумала предложить второй вариант реконструкции и ремонта уже созданных насаждений и посадки лесных культур в межкулисных разрывах...  Этот вариант мог заставить Жасыл Аймак тратить средства с умом, а не закладывать «мифические» лесные массивы на солончаках...
     К середине мая я отдала Г.Рахимову ТЭО – комар носа не подточит... Даже сама на себя удивилась, что ещё МОГУ! Г.Рахимов не уставал восторгаться моими способностями и благодарить меня...
     Они мне заплатили 300 тыс. тенге – для меня деньги огромные, купила кондиционер, электро-швабру и переносной столик по TV-магазину с доставкой товара на дом. Короче - возгордилась и пошла в разнос, похвастала, что поставлю пластиковые окна, а к зиме поеду в Калугу, благодарить друзей за книжки... К этому времени из Калуги я уже получила вторую книгу на 150 стр, с рисунками моей тёти, просто настоящую!!
     В начале августа, возвращаясь с дачи, после ночёвки обнаружила дверь квартиры открытой... На полу валялась скоба от моего накладного замка, в комнате был полный разгром, а из-под дивана выползла моя старая кошка и стала пищать... Я поставила ведро с малиной на пол, погладила кошку и сказала ей -  «счас приду», решив до приезда милиции в комнате ничего не трогать, пошла в соседний дом к сестре, чтоб вызвать «блюстителей порядка»...
     Молодые и очень симпатичные милиционеры долго пытались уговорить меня не писать заявление, потому что у меня украли только деньги и сотовый телефон, а не вещи... Что я сама виновата, что дверь не металлическая и замок плохой, что деньги они мне вернуть не смогут и т.д и т.п... Не уговорили, я им сказала, что у всех своя работа и что они сами договорились с домушниками, чтоб брали только деньги и драгоценности... Деньги мне возвращать не надо, они мне уже не нужны, драгоценностей – никогда не было, а документы на квартиру они не взяли, а только разбросали по полу, когда проводили обыск...
     Пропажа денег и телефона меня абсолютно не огорчила, а скорее обрадовала. Старый сотовый телефон моего племянника меня больше раздражал, чем был нужен, а деньги я никогда не любила, считая, что это ответственность – куда девать? Особенно в период инфляции... Теперь мне не надо было ехать в Калугу!
    Я приколотила скобу замка обратно к косяку двери, прибрала в комнате и написала другу в Калугу длинное письмо с описанием моего «несчастья» и приложением новых своих стихотворных «шедевров»... В холодильнике было полно продуктов, а в кошельке 2000 тенге, чего вполне хватало до получения очередной пенсии, которая к тому времени стала вполне приличной, и мне хватало с лихвой!

    Вскоре, во дворе дома, где жила моя сестра с мужем, я столкнулась с Геннадием Рахимовым, который тоже жил в этом доме, что меня удивило – он должен был быть в это время на полевых работах... Я сообщила, что всю сумму, полученную в Казгипролесхозе за мою работу у меня спёрли, наверное Бог наказал, что взяла деньги за помощь, и спросила: Ну, а ТЭО-то сдали? Рахимов нахмурился и сказал, что Комитету лесного хозяйсва что-то не понравилось на плановом материале и его отозвали исправить... Плановым материалом занимался сам Рахимов – карты получились очень качественные и красивые, я их видела мельком и конечно не проверяла, поэтому словам Геннадия не предала значения...

     В октябре я получила письмо из Калуги, с утешениями о потерянных деньгах и заказами на новые стихи. Маргарита Елизарова для поддержания моего вдохновения сообщала, что открыла в Интернете на сервере Стихи.ру страницу с моими старыми и новыми стихами, которые многим там нравятся. Рита посоветовала обратиться в Алма-Ате к моим «продвинутым» молодым племянникам, чтоб показали мне, а я оценила её работу...
    Сначала я пошла к брату, но племянника дома не оказалось, а его родители ( доценты КазГУ и кандидаты наук по физике!) сказали, что не умеют и это очень сложно... Вечером я поднялась к другому племяннику – сыну моей сестры, который жил на 5-м этаже в одном подъезде со мной. Но и здесь получила отказ, Дима сказал, что не оплатил интернет, а моя сестра добавила, что это очень дорого! Я не столько обиделась на родню, как расстроилась, что не реагирую на усилия дочери моего друга... Меня утешила Зоя, пригласив к своей внучатой племяннице, которая мне всё покажет в лучшем виде...
    Но тут совершенно случайно я узнала, что Казгипролесхоз вместо того, чтоб работать по реконструкции и дополнению уже существующего кольца зелёной зоны, делал в этом сезоне детальное обследование участков к югу от города на солончаках для разработки рабочих проектов по старой схеме...
     Я поняла, что этот удар не смогу пережить, денег, чтоб их швырнуть в морду предателю Рахимову у меня не было, а никто из друзей и родственников не понимал моего уныния и не разделял печали. Почти единогласно все говорили: А что ты волнуешься, там же нет твоей подписи, а у нас нет свободного времени тебя утешать, подумаешь проблемы, вот у нас действительно проблемы и горе - дети болеют!
     Я написала письмо Директору Казгипролесхоза с объяснением, что могла бы сдать всех их с потрохами, т.к остались дома черновики со всеми цифрами, вернуть ему мою зарплату за обман Государства – я не могу, деньги украли, но «выдать» родной институт тоже не в состоянии, поэтому постараюсь умереть...
     Директора на месте не было, главного инженера тоже, Рахимов отказался передавать моё письмо, и я оставила его у секретаря, а Рахимову на память подарила стишок...
   
ПЕРЕДОЗИРОВКА (Ну, вот и всё….)

Всю жизнь меня предавали:
Родные, чужие, друзья….
А чаще ещё – подставляли….
Привыкла я к этому…. Зря!

Всю жизнь отдала я работе,
В которой достигла высот….
И вот подстрелили на взлёте….
Что ж в жизни мне так не везёт?

Теперь с этой травмой не справлюсь….
Придётся, наверно, уйти….
И пусть я вам снова не нравлюсь….
Иного пути – не найти!

ЧАСТЬ 3. ВТОРАЯ ЖИЗНЬ

      Я впала в полную депрессию и жила практически механически, даже телевизор перестала смотреть и газеты читать... Приближались новогодние праздники, последние пару лет я перестала встречать Новый Год, а в качестве подарка и поздравления моим родным, вечером 31 декабря отвозила им свои пироги и торт...
     И вот вечером 30 декабря 2009 года я сидела на диване и спрашивала свою кошку стоит ли мне завтра ставить тесто или нет? За окном был настоящий ливень, снег ещё не выпадал и такая погода подогревала мою депрессию и я совершенно сознательно подумывала о самоубийстве... Вдруг ко мне в дверь позвонили, и на пороге появилась школьная подруга Маргариты Елизаровой Лена Костромина, которая жила в Алматы и поддерживала связь с подругой по электронной почте.
     Я была знакома с Леной, она приходила ко мне в гости, когда приезжали Люда с дочерью... Лена протянула мне пятнадцать листов бумаги с напечатанным текстом со словами, что Рита попросила её сделать распечатку её письма, как подарок к Новому году...
 
   На первой странице Рита написала, а Лена скопировала:

«Здравствуйте Маргарита Владимировна!
Высылаю комментарии читателей к Вашим стихам с сервера www.stihi.ru"

Благодарные слёзы из моих глаз полились уже на первой рецензии:

Рецензия на «Моё желание»
- Пишите ещё Маргарита, всё очень по-человечески...
   Юрий Эр 24.12.2008

Кроме рецензий Рита сделала для меня подборку стихотворений рецензентов и приложила образцы Свидетельства о публикации к трём моим стихам, подписанные Генеральным директором ООО»Литературный клуб» Д.В. Кравчуком...

В конце распечатки я прочла:
 «От меня:
На 29 декабря у Вас уже 575 читателей. Ура!!!
Из них 152 человека – авторы, которые тоже пишут стихи на сервере «Стихи.ру»
Пока опубликовала 35 стихотворений
Не очень ловко писать людям, адресующим письма Вам, но отвечать надо. Слава Богу, что имена у нас одинаковые, поэтому подписываюсь с чистой совестью.
Тётя РитА, я попросила Лену Костромину распечатать и отвезти Вам. Столько добрых слов, хочется, чтоб Вы прочитали к Новому году
Будьте здоровы! Обнимаю. Доброго Вам вдохновения.
Ваша почитательница, Маргарита.
29 декабря 2008г.»

     Сколько времени я затратила на чтение - не засекла, но отлично помню, что благодарные светлые слёзы лились из моих глаз сплошным потоком... Вероятно, со слезами утекла значительная часть моей глубокой депрессии и утром я проснулась уже с другой головой и поставила тесто для пирогов.

     Чтоб избавиться окончательно от чувства вины перед Государством и похоронить свою профессиональную гордость, я написала в адрес Президента полную выкладку затраченных средств и причины обмана финансовых органов нашими лесниками и проектировщиками....
     Я не отправила это письмо, понимая, что к Президенту оно не попадёт, а лесники и впредь будут его обманывать, привозя в лесные колки и выдавая их за зелёную зону Астаны...

     После новогодних праздников я пришла к племяннику Диме с просьбой снять со сберкнижки деньги, которые предназначены на мои похороны (500 баксов) и купить мне компьютер. Дима удивился: Зачем тебе? - Хочу посмотреть на свою страницу
    Дима засмеялся и сказал, что для этого будет достаточно его старого компьютера, на котором он писал свой дипломный проект...

     Жена племянника Наташа посоветовала мне подключить широкополосный и лимитированный интернет всего за 2000 тенге в месяц и купить для освоения книжку «ПК для чайников», что я и сделала.
     И вот началась моя ВТОРАЯ жизнь, депрессия полностью ушла и я снова превратилась в счастливого и абсолютно свободного человека, не обременённого долгами и угрызениями совести...
     Через пол года я уже научилась отвечать рецензентам, а в 2011г. сумела сама себе открыть страницу на  Проза.ру с адресом уже на мой собственный «ящик».
     Моя спасительница – дочка друзей Маргарита Елизарова подарила мне не только счастье стихоплётства, а опубликовав старинные фотографии семьи Смирновых – предков моей мамы на Яндекс-фотках, через которые меня нашёл троюродный брат Дмитрий Смирнов и пригласил в Петербург, где я познакомилась с ещё двумя братьями и сестрой и я сумела передать им не только фотографии но и семейные реликвии – серебряные ложечки с вензелем нашего общего предка – Прадеда Александра Кузмича Смирнова, рабочую шкатулку бабушки 1885г и алюминиевую кастрюлю, приобретённую дедом Кузьмой Смирновым для своей семьи в Петербурге в 1910г!!!

На иллюстрация с братом Николаем Смирновым по дороге К родовому имению Смирновых в с.Боблово, где размещён музей Д.И.Менделеева, июль 2012г.


      


Рецензии
Шикарный рассказ. Мне меня напомнил. Тоже когда то столкнулся с подобным, просчитал длину кабеля при строительстве жилого комплекса и оказалось, что его по факту в 20 раз меньше, почти на 100 километров. О чём и написал в отчёте и был уволен на следующий же день главным инженером... А когда его уволили со всей командой, директор позвонил и позвал меня обратно так как никто не мог разобраться что где.

Валера Алматинский   23.04.2020 00:26     Заявить о нарушении
Бабука не может найти слов, достойных размеру моей благодарности Вам, уважаемый Валера! Ну, разве в 100 км!

Маргарита Вышенская   23.04.2020 08:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.