Национализм

          НАЦИОНАЛИЗМ есть одна из форм человеческой гордыни, спекулирующая на ложной идее превосходства своей народности ("нации") над другими народностями. Искусственно раздутый комплекс превосходства – не единственная характеристика национализма, есть ещё один существенный признак – наличие фобии (устойчивой и внеситуативной неприязни) по отношению к одной или нескольким "ущербным", "неполноценным", с его точки зрения, этносам. Националисту как воздух нужен внешний объект для излития своего презрения и своей ненависти, своего рода – мальчик для битья или козёл отпущения. На противопоставлении себя этому негативному объекту он выстраивает собственный позитивный образ.
          Межнациональная неприязнь может возникать по различным поводам и, как следствие, иметь различные степени и оттенки. Соответственно, и национализм бывает разным. Выделим четыре его разновидности:
          а) Бытовой национализм (ксенофобия) чаще возникает на почве конфликта между представителями коренного населения с одной стороны и "пришлыми", "чужаками", "диаспорами" с другой. Это может быть конфликт культур (религия, национальные обычаи), или конфликт социально-экономических интересов (например, стремление работодателя удешевить рабочую силу за счёт приглашённых иностранцев).
          б) Местечковый национализм (провинциализм) возникает на почве стремления частей империи (провинций) культурно обособиться от своей метрополии, в первую очередь, вытеснить "имперский" язык и навязать свой, "коренной" (хрестоматийный пример – политика дерусификации в бывших республиках СССР).
          в) Антропологический национализм (расизм, нацизм) возникает на почве биологических фобий по отношению к представителям другой расы.
          г) Религиозно окрашенный национализм. Как правило, он подпитывается ложно понимаемой идеей богоизбранности отдельного народа (идеей, которая сама по себе вполне допустима, если не теряет связи с реальностью и оценивает явления с точки зрения общечеловеческой этики). Для националиста причастность к такого рода высокому статусу (реальному или мнимому) служит лишь поводом к разрастанию собственной гордыни.
          Не всякую национально окрашенную неприязнь следует отождествлять с национализмом, т.е. с сознательной идеологией превосходства. Неприязнь может быть ситуативной и легко исчезать, если исчезает повод к её возникновению. Для национализма же характерна неприязнь устойчивая и внеситуативная (навязчивая фобия), под которую подводится "теоретическая база" для унижения чужой и возвеличивания собственной нации.
          Почему словосочетание "теоретическая база" поставлено мною в кавычки? Да потому что идеологами национализма в большинстве случаев становятся недоучки-дилетанты с "неполным высшим", люди с посредственным интеллектуальным и культурным багажом, не впитавшие в себя в должной мере достижений мировой культуры. Чаще всего это типаж неулыбчивого психопата с тяжёлым характером, не выносящего критики в свой адрес, склонного к созданию вокруг себя полувоенизированного формирования в лице единомышленников или тоталитарной секты, где главенствующую роль играют: а) формальная этническая принадлежность ("истинный ариец", "чистокровный славянин" и т.п.); б) культ непогрешимого лидера. О какой "теоретической базе" здесь можно говорить?!
          Почему идея национального превосходства в своём существе ложная? Да потому, что человечество представляет собой единый организм, где каждому народу отведена своя, уникальная, присущая только ему, роль-миссия – незаменимая и жизненно важная для всего Человеческого Братства. Утверждение, что бывают роли более важные и менее важные, напоминает детское представление о голове как наиглавнейшем органе тела. Есть и ещё один серьёзный контраргумент, а именно: кульминации исторических ролей-миссий различных народов разбросаны по времени, для кого-то эта кульминация уже наступила, для кого-то – ещё нет, и её следует ожидать в будущем. А ещё эти роли в исторической перспективе могут меняться по существу. Разве могли предположить надменные Римляне эпохи империи, что те, кого они презрительно называли варварами (галлы, германцы, праславяне и проч.), спустя века встанут в авангарде мировой культуры?
          Не существует безобидных форм национализма. Так называемый "окультуренный", "просвещённый" национализм не так безобиден, как может показаться на первый взгляд, ибо начинается он с карикатурных кичливости и бахвальства, а кончается этническими чистками и лагерями смерти. За фасадом его лживой болтовни прячутся хищные демоны, ожидающие своего часа.
          Природа национализма всегда ВНЕэтична: если этика учит нас различать зло и следовать добру, то национализм обитает "по ту сторону добра и зла", он индифферентен по отношению к морали, его природа лежит в области зоологии, ибо высшей ценностью признаётся "чистота происхождения", "родословная" (как у породистых собак), а также внешние атрибуты этноса – язык, национальные костюмы, символика и тому подобное. В этом состоит его принципиальное отличие от патриотизма, под которым обычно понимается любовь к Родине, подчинённая высоким идеалам этики.
          ЛЮБОЙ последовательный национализм имеет тенденцию исторически дрейфовать в сторону своей крайней формы – фашизма. В итоге он усваивает себе качества, присущие клиническому расстройству, сиречь, беснованию. Фашизм обнажает истинную природу национализма: здесь хищник наконец-таки сбрасывает с себя фрак "джентльмена".
          Блаженно то государство, в котором национализм приравнивается к умопомешательству, а деятельность его адептов запрещена законом. И глубоко несчастно государство, объятое националистической истерией.

(Июль 2013 года. После поездки на Украину)

P.S. Рекомендую прочесть блестящую статью Бориса Стругацкого на данную тему: http://www.gazeta.ru/comments/2015/04/17_a_6643957.shtml


Рецензии