Бури, все сметающие

 
Пути судьбы. Пути людей,
Когда-то живших, и  сегодня.
И множество великое путей
Во власти и руках Господних.

И сколько раз все превращалось в прах?
И молодое после нарождалось,
И душами людей владеет тот же страх…
Но в памяти живущих не осталось…
Как-то археологи, исследуя пирамиду фараона Уна-са в Саккара, обратили внимание на барельефы, изобра-жающие голодных людей, исхудавших настолько, что они казались скелетами, обтянутыми кожей.  Надписи, сделан-ные под ними, были описанием церемоний, действиями своими, напоминающими каннибализм: поедание сердца и легких врагов, вываривание костного мозга у убитых, сжигание стариков, за то, что мясо их жестко и не годится в пищу.
Вот бы послать туда исследователей «голодомо-ров», чтобы познали они суть и явления его, да и к при-чине чуть-чуть прикоснулись бы?
Не ловите на слове, оно не для вас!
И услышав его, не поймете.
Не родился еще звездный час.
Мысли ваши не в светлом полете…
«Малому» так трудно охватить взором микроско-пическим объем величия Вселенной. Такой «исследова-тель», полагаясь на значимость своего ума, обязательно приходит к ложным выводам. Вывод должен быть дале-ким от истины, если ложный вывод уже оплачен заказ-чиком.
И огромности пространства коснуться
не сметь!
Запредельно оно, не понятно.
Поселилось в нем прошлое, холод и смерть,
Но на землю путей нет обратных!
Исследование границы царствования V  и VI дина-стий фараонов свидетельствовало о восстании низов в Египте. Резко пала власть фараонов. Они уже не могли держать народ в повиновении. Высокие посты в государ-стве начинает занимать местная, а не столичная знать, об-ластные правители становятся верховными сановниками. Начинается тот период, который был назван первым рас-падом Египта. Это соответствует 2250- 2050 г.г. до нашей эры. И было это началом первого междуцарствия…
 -Святилище солнца в Абусире было превращено в дешевую каменоломню. Обломки статуй фараонов из кам-ня и дерева поверженные; и ни одной целой из тысяч изображений фараонов V династии, за исключением огромной 70-сантиметровой головы разбитой статуи фара-она Усеркафа. Позднее, раскопки пирамид в Гизе устано-вили, что разрушению там подверглись все пирамиды, от-носящиеся к IV династии фараонов. Статуи выброшены из храмов, могилы принцев и принцесс, вельмож и жрецов опустошены.
За пирамидами не ухаживали и до этого, мало того, они были разграблены, опустошены и осквернены. Мумии валялись на скалистом грунте пустыни и пожирались коршунами и гиенами. Многие из сановников прошлого кончали жизнь самоубийством, не желая попадать в руки восставших. Они входили в воды Нила, отдавая себя на съедение крокодилам, Но, крокодилы пресытились телами людей, истощенных голодом, с разбитыми сердцами и опустошенными душами. Раз крокодилы отказывались есть их тела, люди стали искать конец свой в огне костра. Фараоны сменяют друг друга, а все темнее и темнее становятся картины истории страны. Уже сын фараона Пиопи II не может достойно похоронить свою мать, и хоронит ее в каком-то складе.
Дошли такие слова из того времени: «Золото и ля-пис-лазурь висят на шее рабынь. Благородные женщины скитаются по стране. Владычицы дома говорят: «О, если бы мы имели, что поесть»… Смотрите: владелицы  ложа спят на земле. Тот, который проводил ночь в грязи, приго-товляет себе кожаное ложе!»  Если до того времени только умерший фараон отождествлялся с Осирисом, то теперь им становится всякий покойник, будь то бедняк или богач, занимай он высокое положение или низкое. Безграмотные вводят демократию в религию. Поистине наступило новое время!»
Подробно и образно это изложено в папирусе, названном «Пророчество Ноферти». И хотя датируется документ периодом правления  фараона Тутмоса  III., пророчество прозвучало за 400 лет до того, соответствуя времени правления фараона Снофру. 
Я думаю, что в описаниях, пришедших к нам из Древнего Египта, так много содержится нам хорошо зна-комого сейчас?..
Люди прошлого, говорящие на незнакомом нам языке, использующим в своем письме иероглифы сумели донести до нас трагедию смутных времен. Умирала VI ди-настия египетских фараонов, а с нею отлетало прочь то, что потом назовут археологи нашего времени «Древним Царством». Мне не ведомы внешние причины гибели ухо-дившего, а внутренние всегда и везде одинаковы, хотя по разному и воспринимаемые – душевный разлад общества.
Сегодня много есть для будущих - «потом».
Из трещин бытия, как выбраться на волю?
Хоть пребываешь в веке «золотом»,
А, кажется, душою тяжко болен!

НЕНАВИСТНАЯ  ФАРАОНУ.

«Гор, владыка короны Тутмоса, царь ТутмосIII, ко-торому дана навечно вся жизнь, все здоровье и все радо-сти!»
А до него такое же говорили о предшественнице его Хатшепсут, которую воцарившийся фараон люто ненавидел и сделал все, чтобы память о мачехе и теще, которыми покойная царица для него являлась, исчезла  из памяти поколений.
Издревле, вновь и вновь,
Все знают, без изъятья:
Какая к мачехе любовь,
И нежность к теще зятя?

А тут сплелись и то, и то,
И стимул есть – корона…
В сравненье ненависть – ничто,
Со злобой фараона!
Появление женщины на троне Египта – уникальное явление, к тому же, это случилось тогда, когда госу-дарство на Ниле переживало очередной развал. Некоторые обвиняют беды Египта с приходом туда гиксосов. Но, пришедшие из Азии племена не опустошали могил жрецов, вельмож и принцев. И не они выбрасывали из усыпальниц мумии фараонов. Не разбивали они на куски  статуи в храмах, из стен усыпальниц не вырывали плиты с рельефами. Не заполняли они трупами Нил и не разбивали об стены головы малолетних детей египетских сановников.
Все это предшествовало их приходу…
…Еще ладан и облака дыма от костров на жертвен-ных кострах  поднимались  к небу, туда, где находились души фараона Аменемхета III и дочери его Птанеферти, когда темный занавес опустился вновь над историей Египта. Словно после смерти фараона XVII династии, душа которого спокойно плыла в ладье бога Ра, свет солнца внезапно погас. Строители пирамид побросали свои инструменты, а зодчие забыли о планах их строительства, но, во всяком случае, больше на земле Египта не появится ни одна пирамида. Погребения свои фараоны перенесут в скалистую Долину царей. А само царство на Ниле начнет разваливаться. Это будет уже приход второго междуцарствия. В каждой области появится свой правитель, не подчиняющийся фараону. Каждый номарх (правитель области) наденет пусть и маленькую, но свою корону. Как всегда бывает, за материальным развалом  следует развал душевный...
 - Некому стало защищать сразу ставший слабым Египет. И на землю божественного Нила придут гиксосы, так назывались белые бородатые люди, покорившие Еги-пет и пришедшие из Азии со своим царем Иаковом. 
Принесли азиаты с собою железо, о котором егип-тяне никогда не слышали, привели верховых лошадей, которых египтяне не видели. Дали гиксосы и звездного бога Сета, которому египтянам следовало молиться. Не позволяли в течение века пришельцы властвовать над Египтом потомкам побежденных фараонов. Правда, допускались фараоны-вассалы к власти в отдельных городах. Более других из таких городков Фивы отличи-лись. С Фив  вновь начнет прояснятся египетская история.
Мятежен дух, - в развале тело!
Кто виноват? Конечно – бог!
Спасать Египет не хотел он,
Хотя спасти, конечно,  мог!

Такого бога – вон!  Долой!
Он свергнут с золотого трона!
В Египет шел, к себе – домой
Бог, называемый Амоном.
Амон изображался в виде барана, или человека с головою барана. Он был и прежде, но считался богом бед-ных людей, он был владыкой потустороннего мира, тиши-ны и молчания.
На одном из памятников, дошедших до нас, напи-сано: «Ты, Амон господин молчания, приходящий на зов бедных!»
Однако понимали древние, что божество, явившее-ся из мрака, не имеющее своего источника света, не осве-тит погрузившийся во тьму печали и развала Египет. А без света не может быть на земле блаженства. Вот почему Амон, владыка мира, покоя и тишины, слился с Солнцем сияющего дня и стал называться – «Амон-Ра»
Мир тьмы, молчанья, покидая,
Бог бедных, тишины – Амон,
В объятья Солнца попадая,
Садится на небесный трон.

И чтоб прогнать с Египта ночь,
Амон вступает в брак с царицей;
Подарком станет его дочь!
Египет снова возродится.
В официальных египетских документах того време-ни египетская царица Хатшепсут выступает как дочь фа-раона  Тутмоса I.
Однако, не только народ египетский, но и жрецы храма бога Амона, знали про сообщение об ее зачатии и рождении, в котором говорилось, что отцом ее был не фа-раон Тутмос I, а Амон-Ра. Надписи египетские гласят о том,  что первой жене фараона Тутмоса, - красавице Амос,- было предначертано богами родить будущую ца-рицу Египта. С целью оплодотворения Амос бог Амон-Ра принимал облик Тутмоса I.
Не стану оспаривать волю жрецов,
Служивших богу Амону, -
Пусть будет слиянье обоих отцов –
Нет повода спорить о троне!
Чтоб не было сомнения у родильницы Амос, явился к ней Амон-Ра и сказал: «Хатшепсут» - имя моей дочери, которую я вложил в твое тело… она должна царствовать в этой стране».
Росла девочка «Хатшепсут» - что означает «Первая из прекраснейших», как и все девочки при дворе, ничего не зная, о повелении Амон-Ра – отца своего.  Пожалуй, она не знала и о намерении того, кто считался реальным отцом ее, Тутмоса I? Оно осуществилось тогда, когда принцессе исполнилось 15 лет, пришло то время, когда принцессе положено было выходить замуж. Мужем ее стал  сводный брат от другой жены Тутмоса I. Вскоре Египет погрузился в траур по поводу кончины царствующего фараона. На престол взошел муж Хат-шепсут под именем Тутмоса II. Казалось, что не сбыться тому, о чем так долго говорили жрецы храма Амон-Ра. Но, что может помешать небесному владыке, решившему положительно вопрос о царствовании своей дочери? правление Тутмоса II оказалось кратковременным. После смерти правление Египтом перешло к  Хатшепсут.
Не уступить небесному владыке?
Пусть фараон и носит знак.
Так виды смерти многолики,
Очистить трон – такой пустяк!..
И так, Хатшепсут стала полновластной царицей. Она оказалась волевой правительницей, способной осво-бодиться полностью от «оков» гиксосов. Уходили завоева-тели из Египта не с пустыми руками. И золото, и серебро, и драгоценные камни были у них. И белоснежные льняные ткани. А стада быков, поднимающие пыль, при движении по пыльным дорогам Азии! Чтобы обезопасить свою власть от претендентов на престол, а таким был пасынок ее Тутмос, царица пристроила его простым жрецом в храм Амона-Ра в Фивах. Недовольство Тутмоса таким решением было велико. Он понимал, чем вызвано его удаление. Мало того, на каждом шагу он сталкивался с пренебрежением царицы к нему или открытым равнодушием, с каким смотрят на нечто незначительное. «Вроде я не являюсь членом царствующей семьи?» – возмущался, шипя себе под нос, Тутмос-жрец бога Амона. Правление царицы затянулось на много лет, и все эти годы Тутмос продолжал служить простым жрецом. Приходилось ему присутствовать при установке статуй самой царицы. Злоба переполняла душу жреца, когда он видел созданное в камне изображение ненавистной ему мачехи, такой стройной, с нежной грудью. Большие глаза с красивым разрезом, узкий прямой нос и маленький подбородок придавали своеволие этому красивому лицу. Тутмос каждой клеткой   своего существа ощущал унижение и жестокость мачехи по отношению к нему.
Наконец, положение стало изменяться к лучшему - его, наконец,  пригласили в царский дворец. Он стано-вится мужем подросшей дочери Хатшепсут. Иными словами, ненавистная женщина становится для него не только мачехой, но и одновременно тещей. Свою нена-висть лютую Тутмос переносит на милое, ни в чем не-виноватое перед ним создание,  лишь только потому, что она слишком внешне похожа на свою мать.. Но злобу пока приходится скрывать, терпеть, ничем не выдавая своего истинного отношения и к жене, и к теще.
Терпение несколько затянулось, но пришел конец и ему. Ненавистная царица умерла. И Тутмос становится фараоном с порядковым номером – III., с тронным именем – «Менхеперра». Он становится одним из самых могуще-ственных и удачливых правителей Египта. Он построил для себя гигантский склеп в Долине царей. Склеп этот был украшен колоннами и сотнями разнообразных изображений. Собрание изречений этого склепа и легло в основу знаменитого папируса «Книга мертвых». Создавая память о себе для будущих поколений, фараон по-заботился о том, чтобы уничтожить все, что могло напоминать о предмете его неукротимой злобы. Ни в чем неповинная дочь Хатшепсут должна была умереть. Были умерщвлены многие сановники, приближенные умершей царицы. Даже любимый зодчий Хатшепсут – Сененмут вместе с семьей был умерщвлен. Прекрасный храм мертвых, построенный мачехой, не избежал ненависти фараона. Само здание не было тронуто, но все, что находилось внутри, было уничтожено. Выброшены или изуродованы все изображения, рельефные плиты, надписи, имеющие отношение к умершей теще. Исчезла и мумия покойной. Все статуи Хатшепсут были повержены и разбиты на куски.
Был гнев слепой, без края и границ,
Живые испытали… камни, изваяния.
Теперь он фараон, вчерашний принц,
Назначит сам прислуге – наказание!..
Да, долго придется археологам нашего времени со-бирать куски и кусочки, соединять их, постоянно приме-ряя, чтобы увидеть чудесную скульптуру сидящей Хат-шепсут, прекрасной женщины с символами власти фарао-на. Смотрит она спокойными большими глазами с таким красивым разрезом, на проходящих мимо нее людей, оде-тых в такие странные для ее времени одежды. И звук ша-гов вечности изменился в этом необычно для Древнего Египта  помещении, в Нью-Йоркском Метро-политенмузее.
Творя по своей воле зло, Тутмос не знал того, что, зло, накопившись, взрывается, уничтожая память, в том числе и о нем самом, о великом деяниями своими фараоне. Исчезнет, невзирая на то, что по его приказу  память о нем была выполнена в таком крепком камне, каким является гранит. И придется ученым, копаться в щебне, останках, чтобы воссоздать облик великого про-шлого.
В хитросплетеньях прошлых лет
Пытаюсь я спокойно разобраться.
Чуть различим издревле след,
Но в мир живых пытается прорваться.

А сколько на пути ее препон,
Правительницы царственного дома?
Ход времени нарушил фараон,
Анубиса, не ведая закона.
Не знал пасынок и зять, что ненавистная Хатшеп-сут была уникальным явлением в жизни Древнего Египта. Это ей, женщине,  Египет был обязан возрождением после очередного смутного времени, вызванного нашествием гиксосов!


Рецензии