О взаимодействии руки и гловы

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РУКИ И ГЛОВЫ
Тема размышления от 30 июня 2013

Вы играете на гитаре? Тот, кто играет, возможно, подтвердит, что пальцам приходится не сладко от соприкосновения с жесткими упругими струнами. Со временем подушечки пальцев грубеют и привыкают к подобным упражнениям. Но поначалу, когда только учимся, пальцы болезненно  воспринимают знакомство с голосовыми связками гитары.

Но, позвольте вам сообщить о революции в истории гитар и представить новую версию инструмента – синтезированную сенсорокинетическую гитару! В ней просто нет струн! Ее форма: изгибы корпуса, гриф – остались прежними, но нет этих грубых, непослушных, пальцевъедливых и, иногда, в самый неподходящий момент, рвущихся, струн! Как хорошо! Все нотные деления на грифе теперь сенсорные и достаточно легкого нажатия пальцев чтобы  прозвучал нужный гитарный аккорд, совершенно идентичный по звучанию акустической гитаре. Ну а сенсорный блок под правую руку устроен так, что воспринимает силу прикосновения скользящих движений пальцев правой руки, предназначенных извлекать звуки из тетивы струн.

На первый взгляд этот инструмент кажется несостоятельным, а использование его неестественным. Но мы так легко принимаем технические новшества, которые облегчают жизнь и электронные гибриды так стремительно появляются, что мы часто даже не удосуживаемся поразмыслить: действительно ли это так важно и как это повлияет на нас? Не задавая подобных вопросов, просто шагаем в «ногу со временем».

В последнее время все чаще можно наблюдать подобную картину: молодой человек набирает текст на сенсорном экране своего планшетного компьютера, делая короткие заметки или даже конспекты лекций… И это своеобразная революция в письме.
Печатной машинке, в свое время, не удалось вытеснить ручку и тетрадь, так же это оказалось не под силу и клавиатуре ПК, которая при правильной работе на ней, позволяет очень даже шустро набирать текст и ощущать восторг от слаженной работы всех десяти пальцев.

Но, то чего не удалось клавиатуре ПК, оказалось под силу «планшетнику». Он наступательно вытесняет блокнот с ручкой или лекционную тетрадь. На первый взгляд подобное устройство дает ряд неоспоримых преимуществ: электронные документы не занимают физическое пространство, легко найти нужную запись или документ, не расходуется бумага, а значит, не вырубаются деревья. Но если заглянем несколько глубже поверхностных преимуществ нового способа письма, то обнаружим за шкафом практичности и удобства потайную комнату, которая таит в себе некоторые опасные вещи-последствия. Дело в том, что в корне меняется способ фиксирования и изложения информации, а значит и ее осмысление и переработка.

В доказательство, приведем несколько примеров: существует одно упражнение для развития мыслительной деятельности правого полушария мозга, которое заключается в развитии моторики левой руки. Для этого правше нужно учиться писать, есть, рисовать левой рукой, а для левши наоборот. Есть незримая взаимосвязь между рукой и головой. Художники, например, могут «думать рукой»: рука выводит на холсте красивые линии будущей композиции и уже эти действия стимулируют творческое мышление и способствуют генерации идей. Такой же механизм взаимодействия «руки и головы» и у писателей. Например, известен такой случай: «на жалобу друга Владимира Сологуба, что ему не пишется, Николай Васильевич Гоголь отвечал: «А вы все-таки пишите, возьмите перышко, положите перед собой лист бумаги и начните таким образом: Мне сегодня что-то не пишется. Напишите это много раз сряду и, вдруг, вам придет хорошая мысль в голову за ней другая, третья…» ("Тайм Драйв" Г. Архангельский)
Вот и получается, что яркие искры идей смысловых сюжетов в литературных произведениях выбиваются от соприкосновения пера с листком бумаги через слаженную работу пальцев и кисти руки.

А что же будет, если блокнот и ручку вытеснит сенсорный экран «планшетника»? Кончено будет комфортно, удобно и стильно, но… Вероятнее всего нарушится описанный выше механизм взаимодействия «руки и головы», а на смену классическому вальсу пальцев руки с шариковой ручкой придет хаотичный степ ограниченный 8-10 дюймами экрана и стандартным набором шрифтов. Какие плоды это принесет, можно лишь предполагать и догадываться: если долгое время вместо ходьбы ездить на машине то вырастет…, если вместо чтения книг смотреть телевизор, то складки мозга неизбежно расправятся.

А помните в школе, когда бывало, пишешь, много пишешь под диктовку учителя: не успеваешь поставить точку в предложении как уже нужно писать новое, и уже судороги начинают сводить руку, как вдруг, после длинного абзаца учитель просит всех встряхнуть руки и повторить: «Мы писали, мы писали...»

Не теряйте свой почерк.


Рецензии