Минимализм в фантастике

Феноменология аутентичности фантастики
Нарратив минимализма в фантастике как реакция на дух пост-модернизма и «авангардного» пути общества.


Исторический путь фантастики начинается в её первом рождении из лепестков лотоса, в которых рождался Ра, в агиографическом эпосе об Одине в его добыче рун и в Тридесятом Царстве. Мифологемность мышления и архетипность, нашедшие отражение в фольклоре уже сама по себе стала феноменом в рассудочной деятельности и жизненном, бытовом укладе человека, погружая его в мир фантастики, где фантастика есть «первое порождение реализма» , в котором она как особый вид художественного творчества выделяет от практических задач диалектики мифа  в осмыслении действительности по мере отдаления фольклорных форм. Этот период жанрового становления фантастики можно увидеть на примере «Одиссеи» и «Илиады» Гомера в форме утопии и фантастического путешествия. Эффект фантастики уже как стилистический приём, созданный столкновением мимезиса с мифом, в своих комедиях приводит Аристофан . Также в архаичной фантастике уже прослеживается композиция вставленных новелл, восходящих к фольклорным источникам, и гротескный эксцентризм , как архетип утопии. Изобилует фантастикой в её дальнейшем классическом средневековом значении древнехристианский роман «Климентины», также Бхагаватгита и Старшая Эдда, единя в себе новелльные конструкции утопии и антиутопии в поэтической форме, где уже прослеживается тенденция к сюжетному и форменному минимализму фантастики, т.к. каждая глава является самоцельной литературной и логической композицией, эпическим повествованием, утверждающим единичный, монадный, аспект всего учения памятника.
В продолжении дефиниции векторный луч развития фантастики не перестаёт быть феноменальным и не поддаётся в своей интенции какой-либо классификации, либо разграничению. Многие деятели и исследователи литературы и искусства выносят фантастику в над-жанровое состояние, понимая саму фантастику как мегажанр. Эти проблемы феноменологии и типологии фантастики были рассмотрены на Всероссийской научной конференции «Фантастика и современное мифотворчество».
Сопутствуя Цивилизации антропоса в её нелёгком историческом пути, фантастика в разнообразии своих форм восходила per aspera ad astra: от догалахических этно-социальных смешений верований, варварских сожжений библиотек, через кровавые руки Святой Инквизиции до SPAM’а нынешнего информационного общества. В этом историческом пути фантастика обрела нарративный характер, сохраняя свою аутентичность, как культурно-исторический контекст социума.
Однажды мне встретилось высказывание, что  дорога цивилизации вымощена консервными банками. Именно с оглядкой на этот пройденный путь в стремлении к будущему появился в мировой культуре авангард. Этот термин в его фигуральном значении использовался в работах французских социалистических утопистов, крестивших нарративную фантастику огнём Французской революции; изначально как революционную метафору авангарда, а после и вовсе утверждая фантастику утопичной и антиутопичной мысли, парадоксально сближая искусство художника  с политическим авангардом как революционной идеей. Именно эти три  тенденции сохранил жанр фантастики в своей интенции по стреле времени, обогатившись приёмами и стилистикой авангардной исторической вехи. Но сама фантастика со своей канонической традицией мысли и аутентичностью не стала авангардом и преодолела его пределы в то время как другие формы мысли и жанровые конструкции оказались запертыми в феномене авангарда и не смогли идти в ногу со временем  - от модерна к пост-модернистскому духу мира.
В век двух Мировых войн и политического конформизма с гегемонистской подспудной реинтеграцией, с НТР и формацией информационного абстрактного мышления с их семиотической и семантической концепцией парадигмы пост-модернистского устоя общества с его философией ремесло искусства становится индустрией знаковой области социального воззрения напрямую что-либо собой обозначающее (окна «РОСТ’а», агитационные плакаты, девизы, слоганы и анекдоты как новые формы литературы). Поприщем выразительного искусства становится знак. Сталкиваясь с консумеризмом пост-псевдогуманизма и капиталистического глобализационного конформизма, что началось в 20е-30е годы прошлого века. В эту историческую веху антропоса и культуры произошел апогей жанра новеллы как таковой и развитие газетной печали и периодической литературы, основным критерием информации в которых была компактность; далее в становлении собственно философии пост-модернизма фантастика обретает повседневные формы , дух пост-модерна показал миру своё лицо в икономии минимализма, где речь переводится в знаки, изображение – в слайд, текст – в код, информация - в bit. Тенденция минимализма стала проявляться, как говорилось раньше, еще в авангарде, в модерне и символизме – в форме перехода к формам новых выражений мысли и творческих воззрений – очеркам и эссеистике, например, эссе в творчестве Ж.Дельвиля , очерки Н.Бердяева , В.Лосского , А.Дугина .
Фантастика, обращаясь к малым формам, подтверждает свою присущесть даже миру, наполненному духом пост-модерна, симулякров и SPAM’а, отнюдь, не в ущерб себе – минимализм фантастики приводит её к компактности, строгости содержания и быстроте «усвоения» информации антропосом-потребителем идеи и сюжета, утверждаю в этом свою аллегорию реальности и мейнстрима в их гротескном эксцентризме, присущем фантастике изначально в истоках архаичной комедии и утопии.
Минимализм фантастики и минимал-арт предстают перед миром уже в 30х-60х годах XX столетияв водевильных композициях, как упоминалось мною ранее, в их печатных и формах циклизированной литературы, достигшей своей вершины в феномене жанра комикса. В этом феномене фантастика обретает второе рождение, возвращая миру героизм, актуальный для него как никогда за последний век, ввиду осознания пост-модернистского общества его асимволичности, её знаковой, битно-разрядной структуре онтологической повседневности и её абстрактного экспрессионизма. Таким образом, неоренессансная пост-фантастика малых форм даёт миру героев, которые показывают миру путь спасения от него же самого в физическом и метафизическом аспектах Бытия.
В качестве выдающегося примера неоренессансной пост-фантастики малых форм в искусстве и культуре мирового масштаба можно привести работу О.Хаксли «О дивный новый мир» с его последующей философской концепцией «Возвращение в дивный новый мир», Дж.Оруэлл с фантастическим романом-новеллой «1984», серия графических новелл «Трансметрополитен» Уоррена Элиса.


Рецензии