Как я стала геологом

«Держись геолог, крепись геолог, ты солнцу и ветру брат!», это гимн геологов 50-х, 60-х, 70-х, 80-х... Геологи действительно с родни и солнцу и ветру, горам и скалам. А гимн это поют все, и те кому вчера стукнуло 80, и те кому 40 и нынешние, те кому едва за 25 тоже поют. Конечно, молодые 25-30 летние это уже другое поколение. У них свое понимание науки, они скорее практичные чем романтичные и очень быстро делают карьеру. Они умеют так писать проекты, что обязательно получают деньги на свои исследования. Впрочем, честь им и хвала за это. Они амбитны и талантливы, и я рада за них, и если могу, всегда помогаю. Однако, сейчас я не о них конкретно, хотя и о них тоже.

Вероятно, многие даже не имеют понятия о том, что первое воскресенье апреля это День Геолога. Для большинства жителей нашей страны в начале апреля есть только один праздник – День Юмора, день официальных розыгрышей. Но когда-то, во времена «глубокого застоя», в этот день, не смотря на его воскресенность, по телевизору нас всегда официально поздравлял министр геологии, выступали известные геологи и обязательно показывали фильм посвященный геологам и геологии. Обычно это был фильм «Если я полюблю». Все мы ругали этот фильм, так как, например, врачи ругают фильмы о врачах, а милиционеры о милиции... Кстати, до сих пор действительно нет интересного фильма о геологах. Позднее появился некогда запрещенный фильм Киры Муратовой «Короткие встречи», где Владимир Высоцкий играл эдакого геолога-бродягу, без семьи, без привязанностей. Собственно это был не фильм о геологии, а скорее об отношениях между мужчиной и женщиной. Но так или иначе, День Геолога праздновался страной, ученые получали премии и награды, проводились торжественные вечера.

На нашем ф-те геологии ЛГУ (нынешний СПбГУ), каждый год один курс подготавливал большой концерт. Когда я была на 4 курсе мы тоже подготовили концерт, и до сих пор я с удовольствием вспоминаю как хорошо и весело у нас все получилось силами только наших, моих однокурсников. К сожалению, сейчас все эти традиции как-то отошли в прошлое. По телевизору никто не приветствует геологов... Однако, каждые 5 лет мой курс собирается именно в День Геолога. К сожалению, мне не удается поучавствовать во всех встречах, слишком далеко я сейчас живу, но на 25-летие мне удалось приехать, и я счастлива...

Прежде чем я расскажу как сама попала в геологию, немного истории, если позволите. Впрочем можете пропустить этот абзац, если скучно.

Еще в конце XIX века,19 января (31 по старому стилю) 1882 года, по представлению Государственного совета России императором Александром Третьим были утверждены Положение о Геологическом комитете России (Геолкоме). Таким образом 1882-й год считается годом основания Геологической службы России. 01 июля 1914 года в Санкт-Петербурге построено специальное здание для Геолкома (до этого он не имел собственного помещения и был «раскидан» по разным адресам в городе) на территории между 19-й и 20-й линиями Васильевского острова на участке земли, которое было “уступленно военным ведомством” из свободного участка, принадлежащего лейб-гвардии Финляндскому полку. Здание Геолкома было построено всего за два года благодаря активной деятельности его первого директора — Феодосия Николаевича Чернышева, который называл его “Дворец геологии”. Кроме самого Геолкома в новом здании были размещены первая музейная коллекция, библиотека, лаборатория, мастерские и фотографический павильон.

В настоящее время на месте Геолкома по адресу Средний проспект 74 в Санкт-Петербурге вот уже много лет располагается когда-то Всесоюзный, а теперь Всеросийский Научно-Исследовательский Геологический Институт (ВСЕГЕИ), где также находятся ЦНИГР Музей и библиотека. В семи залах ЦНИГР музея экспонируется более 80 тысяч образцов минералов, горных пород, ископаемой фауны и флоры. Общий фонд музея — около одного миллиона образцов. Сразу на входе потрясает огромная геологическая карта бывшего СССР, выполненная мозаикой из различных видов минералов. Не много найдется в мире произведений подобного рода. Библиотека ВСЕГЕИ самая старая и самая большая геологическая библиотека в стране. Ее фонды включают уникальные порой раритетные издания.

Вообще, когда я училась на геофаке (факультет геологии), ВСЕГЕИ был для меня храмом науки, святилищем, вход в который доступен только избранным, наиболее талантливым. Работать в этом «храме» было не только моей мечтой. В стране много геологических организаций, но ведь самой первой был Геолком...

Первый раз я оказалась «в поле» (геологическая экспедиция) когда мне было 16, я только что закончила 9 класс, перешла в 10 и поехала «подзаработать» денег. Кстати, тогда я и не думала о геологии как о будущей профессии. Меня манила лингвистика и история (немного археология), театральный институт и журналистика, но работа в геологической экспедиции произвела неизгладимое впечатление. Понимание того, что ты находишься «на краю света» (самая восточная точка нашего континента, бухта Угольная на п-ве Чукотка), песни у костра, азарт нахождения каждый день чего-то нового, постоянные восхождения до самых снежных «шапок» на сопках, где ты касаешься «руками облаков», ловля красной рыбы в устье реки, которая впадает в Берингово море... Посмотрите на карту! Все это просто захлестнуло 16-летнюю девчонку и понесло...

Я увидела как работали геологи-съемщики, палеонтологи, петрографы и седиментологи. Больше всего мне понравилась работа палеонтологов, которым была и есть моя тетя, Татьяна Дмитриевна. Это она «привела» меня в геологию это она мой первый учитель, а позднее и соавтор. Был у меня и Малый Геофак при ЛГУ и сочинение на вступительном экзамене на основе книг Олега Куваева, «Романтика открытий» и крик на всю 22-ую линию: "Мама! Я поступила!".

А потом было 5 лет учебы, самые счастливо-беззаботные в жизни. Прекрасные педагоги и однокурсники. Кстати сказать, наш курс вообще был замечательный и один из лучших на факультете. Большинство ребят это очень талантливые, причем во всех отношениях, люди, знающие, а кроме того веселые, поющие с отличным чувством юмора. А преподаватели? Это были интеллигентнейшие люди, знающие языки, обладающие огромным опытом полевых исследований. Я думаю, что многие с моего курса помнят, как легко, без какого-либо напряжения профессор Г. С. Поршняков рисовал мелом на доске геологическую карту Европы... Повторить это в тетради мог далеко не каждый. Правда Витенька Водотиец мог! Именно благодаря его конспектам я сдала "Геологию зарубежных стран". Спасибо, Витенька!

С благодарностью вспоминаю Г.С. Биске, который научил меня на всю жизнь строить геологические карты. А профессор Ильинский, преподававший минералогию? Мы так боялись сдавать у него экзамен. Я сидела все лекции на первой парте и старалась не упустить, но сдала только на 4. Хотя мои конспекты были очень подробными и потом где-то растворились на курсе... А Михаил Сергеевич Дюфур? Преподавая нам курс литологии (далеко не самый занимательный предмет на первый взгляд), ему удавалось превратить довольно скучные рассказы о литологическом составе пород в почти занимательные истории. Он показывал нам слайды из своих экспедиций и читал статьи, переводя прямо с листа с французского, английского, немецкого. Однажды, Михаил Сергеевич показывал нам слайды и вскользь сказал: «А вот там на заднем плане это Юра Кукин, он теперь бард, может быть вы его знаете, он был у меня техником»... Группа в шоке. Как мы могли не знать автора знаменитых песен? «Горы далекие, горы туманные, горы...», «Мой маленький гном...» и многих других. А сколько вообще прекрасных поэтов среди геологов. Достаточно вспомнить только Александра Городницкого перед которым многие поэты «снимают шляпу». Когда после окончания университета я работала во ВСЕГЕИ, то в День Геолога там каждый год организовывались концерт и выставка рисующих геологов. Некоторые геологи просто настоящие художники. Картины одного из московских геологов, работавшего на Сахалине, А.С. Шуваева, до сих пор бережно хранит моя тетя. Видимо, неповторимая красота которую геологи встречают в своих маршрутах настолько хороша, что появляется физическая потребность в том, чтобы ее запечатлеть и не только на фотопленку. Благодаря нашей профессии мы бываем в разных частях света, и в основном навещаем не музеи и выставки (хотя и их тоже), а горы, карьеры, вулканы, морские побережья и речные долины, то есть идем туда, где можно проводить непосредственные наблюдения над неживой природой. Тут следует заметить, что палеонтологи больше смотрят не по сторонам, а себе под ноги особенно когда что-то находят, любимая поза - попом вверх.

Конечно, все в жизни меняется и храм геологии уже не является для меня действительно храмом, но во ВСЕГЕИ я проработала довольно долго и благодарна и за знания и за опыт полученные в течении этого времени. Теперь я живу в Польше и здесь тоже есть свои геологи хотя никто и не празднует День Геолога и не поет песни у костра.... В Польше есть День Шахтера, который празднуется 4 декабря, но ведь далеко не все геологи работают в шахтах. Кстати здесь все более растет интерес к геологическим наукам и жалко, что на государственном уровне нет даты, посвященной геологии и геологам этой страны. Вот и среди моих нынешних студентов есть очень много тех, которые с удовольствием «копаются», пытаясь найти кости динозавров, лазают со мной по карьерам в поисках аммонитов и с удовольствием слушают лекции прямо "на стене". Они такие же как мы когда-то, эти польские мальчишки и девчонки, а очень часто к ним присоединяются такие же увлеченные студенты из Словакии, Германии, Болгарии, Англии, Голландии и других стран. Единственное чего у них нет это наших бардовских песен хотя песни Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы любимы тут и довольно часто можно их услышать. А поездка в Крым и жизнь 25 польских студентов на базе СПбГУ показала, что по большому счету нет разницы между русскими или польскими студентами геологии. Но об этой поездке надо рассказать отдельно..

Но все-таки «наших» песен они не поют. Тут не услышишь:
«Горы далекие, горы туманные горы, и улетающий, и умерающий снег.
Если вы знаете где-то есть город-город, если вы помните, он не для всех не для всех.
Странные люди заполнили этот город, мысли у них поперек и слова поперек.
Из разговоров они признают только споры и никуда не выходит оттуда дорог...».


Рецензии
Лена, очень интересно для меня, который пробовал начать жизнь с учебы в Саратовском геологоразведочном техникуме! А что из этого получилось?.. рассказываю здесьhttp://www.proza.ru/2012/01/05/496
С теплым уважением к Вам,..

Николай Бичехвост   15.10.2013 16:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.