Столетний корабль на службе российского флота
История создания
Первое отечественное судно специального назначения – двухкорпусной корабль, предназначенный для спасения подводных лодок - был разработан в 1911 году. Заказчиком был морской генеральный штаб. За основу был принят немецкий спасатель – катамаран «Вулкан». Для этого проекта был объявлен конкурс. Победителем оказался проект Путиловского завода. Как награду, это предприятие получило заказ Главного управления кораблестроения. Заказ был подписан к исполнению 25 января 1912 года, а сборка судна на стапелях завода началась уже в ноябре.
Длина катамарана составляла 96 метров, он состоял из двух «поплавков – кораблей», каждый из которых имел собственный двигатель. Между собой поплавки были соединены четырьмя фермами - арками высотой 18 м. На этих арочных конструкциях можно было поднять затонувшую подводную лодку с глубины до шестидесяти метров. Забегая вперед, могу сказать, что спасатель-катамаран для подъема затонувших подлодок строился на далекую перспективу. За свою долгую службу в составе военно-морского флота России с его помощью со дна были подняты около ста субмарин и десятки затонувших надводных кораблей, были спасены сотни жизней моряков…
Для постройки судна на верфях Путиловского завода была использована специальная ковкая корабельная сталь. К сожалению, секрет изготовления этой стали до нас не дошел. Чем была примечательна эта корабельная сталь? За столетнюю службу корабля его корпус не был тронут коррозией. Суда современной постройки коррозия выводит из строя за 30-40 лет. На спасательном катамаране поржавело и превратилось в железную труху только то, что было установлено в более позднее время. Металлически части корпуса судна соединялись друг с другом специальными заклепками, которые «вгонялись» тяжелыми молотками в специальные отверстия. За век от одного экипажа к другому переходит легенда о специальной золотой заклепке, которая была сделана «на счастье». Может быть, в этом кроется секрет долгой и счастливой жизни этого необычного судна?
Судно было спущено на воду в 1913, его постройка было закончена в 1915 году. Корабль получил имя «Волхов» в честь северной русской реки.
Как устроен корабль-спасатель?
Когда «Волхов» только проектировался, то в его функции было заложено не только, спасать затонувшие суда, но быть плавучей базой для субмарин. Для этого в каждом корпусе судна было размещено по десятку запасных торпед и по 50 тонн топлива, которым можно было заправить подлодку. Кроме того имелись запасы сжатого воздуха и специальное электрооборудования для подзарядки аккумуляторных батарей.
На «Волхове» могли подремонтировать подводную лодку, т.к. имелись специальные мастерские для починки субмарин. А в это время ее экипаж подлодки мог с комфортом разместиться на судне-спасателе, где имелись комнаты отдыха, лазарет и запасы продовольствия. «Волхов» играл роль «родного причала» прямо в открытом море.
В течение 70-ти лет (с 1915 по 1985 гг.) постоянный экипаж судна составлял 250 человек. В команду сходило несколько десятков водолазов, которые обеспечивали проведение спасательных работ на дне моря. Эти работы могли проводиться в течение нескольких часов, когда одна команда водолазов сменяла другую в случае необходимости.
Первое боевое крещение «Волхова»
В 1917 году у Аландских островов, что находятся при входе в Ботнический залив Балтийского моря, затонула субмарина, купленная Россией у США. Аланды - это финская территория, как и сама Финляндия, принадлежали России. «Волхов» отправился в свой первый спасательный рейс.
Подводная лодка затонула по случайному стечению обстоятельств. Рассказывают, что кок субмарины отвлекся на минуточку, и его поджарка для супа сгорела до угольков. Испугавшись, как бы ему не влетело от начальства, от тайком открыл кормовой люк подводной лодки, чтобы проветрить судно. Как раз в это самое время командир лодки дал команду начать учебное погружение…
Лодка с открытым люком «погрузилась на дно» очень быстро. Много моряков погибло. Балтийское море сильно штормило, когда «Волхов» прибыл на место катастрофы. Больше часа водолазы и палубная команда боролись за то, чтобы вытащить из илистого плена затонувшую подлодку. Затем судно было отбуксировано в Ревель, где корабельные умельцы починили субмарину. Через месяц лодка была опять в боевом строю.
Некоторые интересные моменты из биографии корабля-спасателя
В первую мировую войну «Волхову» довелось принять участие в подъеме английской подводной лодки. Англия была союзником России в войне. За спасение английской субмарины экипаж «Волхова» получил благодарность от правительства Великобритании.
Корабль-спасатель продолжил свою службу в военно-морском флоте молодого советского государства. В 1922 году судно получило новое имя «Коммуна», под которым оно плавает до сих пор.
В 1928 году «Коммуна» была задействована в очень необычной операции. К этому времени в СССР практически не осталось инженеров, которые могли бы проектировать новые подводные лодки. Тогда кто-то вспомнил, что на дне моря до сих пор лежит новая английская подлодка, которую потопили советские эсминцы. С помощью дружного экипажа «Коммуны» удалось поднять тяжелую лодку на поверхность. За ходом этой операции наблюдал народный комиссар по военным и морским делам К.Е. Ворошилов. Он объявил благодарность экипажу катамарана за доблестный труд и закончил свою речь такими словами: «Если бы вы подняли со дна моря у Балаклавы все золото “Черного принца”, то и тогда не сделали бы нам большего подарка!»
Английская подводная лодка была разобрана на составляющие. Советские инженеры внимательно изучили конструкцию одной из самых передовых моделей, и нашли несколько упущений. На основе этой модели были разработаны несколько типов подводных лодок, которые пополнили молодой подводный флот СССР.
С марта 1942 года «Коммуна» и экипаж судна начали работать на Ладоге, по которой была проложена легендарная Дорога жизни, позволившая спасти блокадный Ленинград от полного вымирания. Экипаж «Коммуны» был укомплектован в этот период только наполовину, вторая половина ушла на фронт, поэтому каждому члену экипажа приходилось работать за двоих. За время работы на этом трудном участке катамаран поднял со дна Ладоги больше десятка военных и гражданских судов, одну подводную лодку, множество танков и автомобилей. За время войны на судне подготовили около 150 квалифицированных водолазов. Что любопытно, именно на «Коммуне» была отремонтирована подводная лодка, которой командовал легендарный капитан Александр Маринеско.
Военный корабль меняет профессию
В 1967 «Коммуна» «поменяла» место службы. После пятидесяти с лишним лет на Балтике она была передислоцирована на Черное море. Примерно в середине 60-х годов в нашей стране началось производство малых подводных лодок для поисково-спасательной службы. Идеальным носителем для них оказалась старушка «Коммуна». В задачу мини-подлодок входило обнаружить затонувшую субмарину и «присосаться» е ее люку. После этого моряки могли перейти на борт малой подлодки и доставлялись на поверхность. Спасатель-катамаран обеспечивал все циклы работ для таких операций.
В 1975 г. в Севастополе проходили испытания глубоководного аппарата «Поиск-2». «Коммуна» обеспечила доставку аппарата на глубину 2026 метров и поддерживала с экипажем постоянную связь. Эти работы были огромным прорывом в исследовании и освоении морских глубин.
Корабль «Коммуна» служит полигоном для испытания нового уникального оборудования. Например, на его борту было установлено специальное устройство, позволяющее опускать макеты отсеком новых подлодок на глубину до 2 тысяч метров, чтобы проверить их прочность.
Сейчас на «Коммуне» установлен аппарат, назначение которого состоит в поисках и подробном обследовании затонувших судов. Поисковик снабжен сложными манипуляторами-роботами и видеокамерами и может опускаться на глубину до 1000 метров. Вся полученная информация поступает на борт катамарана.
Что нового на военном спасателе сейчас?
Экипаж судна насчитывает всего 50 человек. Это люди, которые преданы своему столетнему кораблю всей душой и телом. Многие члены экипажа принадлежат к династиям, служившим на корабле в течение долгого времени. Именно эти энтузиасты являются хранителями легенд и историй, связанных с необычным военным судном.
Десять лет назад на военном спасателе была восстановлена корабельная церковь Николая Чудотворца. Андреевский флаг вновь взвился над судном в 1992 году. Если подняться в ходовую рубку, возвышающуюся на 23 метра над водой, то кажется, что оттуда можно увидеть скрывающиеся в тумане линкоры, броненосцы и паровые фрегаты, т.е. боевые корабли и эпоху, откуда приплыл в 21 ве этот уникальный военный корабль-спасатель.
Экипаж судна считает, что возможности применения корабля – дедушки еще не исчерпаны. Когда это необычное судно горделиво входит в Севастопольскую бухты, то люди невольно останавливаются и глядят с великим почтением на гордость российского флота: судно, которое остается в боевом строю вот уже сто лет!
Свидетельство о публикации №213072300195