То, что остаётся навсегда

     Скажи, человек, что такое счастье? Ты задумался, не знаешь? Спроси у пятилетнего ребёнка, и он сразу же ответит: счастье – это кот Васька с мягкими лапами и длинными усами. У него зелёные глаза, белая грудка и большие уши. Васька любит, свернувшись клубочком, мурлыкать и рассказывать всякие небылицы. Погладишь его по шелковистой шёрстке, он важно потянется, зевнёт и тут же продолжит своё занятие. Больше всего на свете котам нравится дремать и ловить мышей, особенно бумажных, перевязанных белой ниткой.
     Когда тебе пять лет, дома кажутся большими, дороги длинными, выпавший зимой снег – глубоким, а Новый год – лучшим праздником на свете. Правда есть ещё день рождения, который раз в году, но он, как ни странно, частенько становится самым грустным днём. Именно это произошло с Санькой. Перед самым днём рождения они вместе с мамой переехали жить к дедушке с бабушкой, и мальчик долго не мог понять, почему его родители развелись, почему у него больше не будет папы? А ему так хотелось иметь отца.
     Долгими зимними вечерами Санька сидел на кухне и при мерцающем свете старой керосиновой лампы слушал дедушкины сказки. Кот Васька лежал на коврике у его ног и дремал, иногда забавно подёргивая ушами. Дедушка у Саньки был настоящим сказочником и мог часами напролёт рассказывать великое множество невероятных историй. Особенно нравились мальчику былины про русских богатырей, подвиги Ивана Царевича, всегда побеждающего злого Кощея, и, конечно же, необыкновенные приключения Котофея Ивановича, частенько выступающего под псевдонимом Кота Мурлыки.
     Слушал Санька сказки, а сам думал, вот если бы он вырос большим, стал богатырём, победил Кощея и спас всех людей и царевен, а кот Васька был его оруженосцем, женился на сестре Василисы Прекрасной, и стали они жить - поживать да добра наживать! Думал так Санька и смотрел, как во сне храбрый рыцарь шевелил длинными усами. Возможно, ему снились мыши, которые в Тридевятом царстве съели весь сыр, а может, красавица Василиса Премудрая, заточённая Кощеем в высокой башне на острове Буяне? Как жаль, что Васька не умел говорить на человеческом языке, зато Санька превосходно знал кошачий, и частенько их беседа сопровождалась забавными переводами, во время которых мальчику приходилось  объяснять значение каждого «мяу-мяу» для непонятливых слушателей.
     Кончилась зима, дни стали длинней.  Керосиновую лампу убрали в чулан до следующей осени. Санька с дедушкой покинули кухню и переместились в зал на потёртый временем кожаный  диван, важно стоящий у проходной стены  тесной, но уютной квартиры брежневской планировки. Васька с наступлением весны целыми днями пропадал на улице. Домой он прибегал теперь только для того, чтобы поесть, и тут же снова отправлялся гулять. Однажды он не вернулся. Блюдце с молоком стояло день, два, а кота всё не было. Бабушка сказала, что он нагуляется и вернётся, но Васька больше не появился. Санька ходил по двору, звал своего верного оруженосца и всё надеялся, что он придёт, ведь не могут же друзья уходить вот так, навсегда, не попрощавшись.
     - Что, Змей-Горыныч, пригорюнился, голову повесил? – спросил дедушка, присев на корточки и похлопав внука по плечу.- Скучаешь без Васьки? Наверное, он сейчас где-нибудь далеко-далеко в царстве Кощея, и нам с тобой нужно не хныкать, как девчонки, а набираться сил и отправляться на помощь другу. Ты понял?
     Санька согласно кивнул головой и молча, по – мужски обнял своими маленькими руками широкую шею деда, прижавшись к небритой колючей щеке и заглядывая в большие ноздри, откуда выглядывали редкие щёточки – волоски, которые он всегда хотел потрогать, норовя при каждом удобном случае залезть пальцем предку в нос, за что получал щелбан в лоб и изрядную порцию весёлой щекотки.
      Вскоре стало совсем тепло. Деревья покрылись пышной листвой. Отряды желтоголовых одуванчиков заполонили небольшой городок. В наполненном ароматами воздухе игриво порхали эскадрильи бабочек. В густой траве ползали божьи коровки, стрекотали кузнечики, и жужжали пчёлы. Дедушка сделал Саньке настоящий лук с тетивой и колчаном для стрел. Теперь они целыми днями пропадали в огромном парке, где спокойно паслись коровы, телята, козы. Если солнце начинало сильно припекать, они прятались под кронами могучих дубов, стоящих исполинами возле железной дороги, по которой раз в день приходил и уходил поезд Воронеж – Калач. Именно этот поезд привёз однажды зимой Саньку с мамой  "в гости" к дедушке и бабушке, о чём мальчик ни разу не пожалел.  Это были самые лучшие дни в его жизни, дни, наполненные любовью, искренней заботой и удивительными сказками с добрыми, отважными героями и всегда хорошим концом.
     Видимо, жизнь устроена так, что всему назначен свой срок. Даже сказки однажды кончаются. Так незаметно летит время, за летом спешит осень, за ней – зима, а зимой приходит Дед Мороз и приносит подарки детям. Санька очень ждал Нового года, он надеялся, что на праздник приедет его отец, ведь они уже почти год не виделись. Но надежда не сбылась. Более того, мама на Новый год тоже уехала куда-то, сказав, что ей нужно устраивать свою жизнь.
     «Надо, так надо», - думал про себя Санька. У взрослых своя жизнь, а у детей – своя. В конце концов, от него мало, что зависело, самое главное, что рядом с ним всегда был самый лучший человек на свете – дед Николай.
     Новый год Санька встретил вместе с дедушкой и бабушкой на кухне при тусклом мерцании старой керосиновой лампы. Как раз перед праздником сломался телевизор. Бабушка, посидев немного за столом, решила пойти спать, а мальчик с дедушкой ещё долго сидели, прижавшись друг к другу, в обществе Ивана Царевича, Бовы - Королевича и, конечно, Котофея Ивановича.
     После зимних праздников мама всё реже бывала дома. Теперь она часто ездила в командировки. Вернувшись из  одной такой поездки, она неожиданно заявила, что выходит замуж, и они с Санькой должны срочно переехать в областной центр. Бабушка почему-то долго плакала. Дедушка постоянно курил свою любимую трубку. Мама же собирала наспех чемоданы. Поздним вечером вся семья пошла на станцию. В здании вокзала было сумеречно и пусто.  Пока мама с бабушкой ходили покупать билеты, а дедушка курил на перроне, Санька от нечего делать бродил по залу. Вдруг он заметил около окна высокого мужчину с длинными усами. Мальчик никогда в жизни не видел таких усов, если по правде, то он их, вообще, у людей не видел. В памяти вдруг всплыл образ кота Васьки, лучшего друга и верного оруженосца. Санька подошёл к усачу поближе, с любопытством рассматривая его лицо, пытаясь найти хоть какое-то сходство с Васькой, но мужчина совсем не походил на кота. Он был самым обыкновенным человеком, а Санька мучился вопросом и пытался понять, зачем ему усы? Наконец, любопытство взяло верх над осторожностью и Санька, задрав голову,  обратился к незнакомцу:
      - Дяденька, а, дяденька, Вы кот? Зачем Вам  такие длинные усы, мышей ловить?
      Незнакомец пошевелил усами, а затем неожиданно  засмеялся. Усач  вовсе не собирался отвечать на вопрос ребёнка. Он стоял, смотрел на мальчика и громко хохотал, отчего в пустом зале стоял гул, похожий на грохот. Санька смутился и отошёл в сторону. Ещё никто и никогда над ним так не смеялся. В этот момент Санька   вдруг осознал, что сглупил, а ещё он понял, что стал большим. Он навсегда покидал маленький городок, в котором оставалось его детство с самыми интересными сказками и лучшим другом котом Васькой.


Рецензии
Иринка, какой интересный рассказ! Какая ты разная в своем творчестве! Что-то мне подсказывает, что в сюжете есть автобиографическая ниточка)
Жаль дедушку Николая, я - то знаю, как такие дедушки любят внуков.
Очень понравилось, спасибо!! Обнимаю!! Таня

Татьяна Суханова   06.08.2013 08:41     Заявить о нарушении
Танюша, ты права! Мой дедушка - Сурнин Николай Иванович, а кота звали Барсиком. ))))))) Только это - наш с тобой секрет! Обнимаю! Ирина

Ирина Васильева 5   07.08.2013 02:34   Заявить о нарушении
Ирина, спасибо большое за рассказ. Это и в самом деле "то, что остается навсегда"!

Всего Вам самого доброго!

Артем Кравченко   31.01.2014 12:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.