Ценнее информации ничего нет

В чем основная разница между человеком прошлых времен и современным? Только в объеме информационно-го поля. В чем разница между современными людьми? От-вет тот же: в объеме информационного поля. Полагаю, что это не требует доказательств. Знания несут книги и сред-ства массовой информации. В последнее время значение книги несколько стало меньше, но пока своих позиций она полностью не сдала, оставаясь источником для создания тех же - электронных версий.
Книги были входом в мир иной,
Прежде, совершенно незнакомый,
Нет, наверно, книги ни одной,
Где б не пахло хоть частицей дома!.

Книги есть хорошие, плохие,
На одних – прекрасный переплет,
Но страницы, словно неживые,
Да и мысль скупая, чуть живет.

Можно прочитать Декарта, Маркса,
Можно только сказочки читать.
Истина скрывается под маской,
Знаний пласт, и таинства печать.

Для ребенка пишут дяди, тети,
Словно под угаром «наркоты»,
Как и прежде, в мягком переплете.
И опять нет мысли полноты…
 
Были прежде книги дорогие.
Твердые, с тисненьем золотым,
Как зеницу ока их хранили.
И дарили в праздник молодым.

Но они для избранных и храма,
Бедному ту книгу не купить.
Только одаренным и упрямым,
Повезло свет истины испить

 
Книги так похожи на лекарство,
Прочитаешь -  на душе легко!
В мире книг, как в тридевятом царстве,
Время вдруг обратно потекло
И в заключение – мысль небольшая и скромная: «Почему люди не государственного полета, озабоченные судьбой только своей идеи, всегда боролись с книгой? И эта борьба не только нашему времени свойственна была!
Запреты есть, и есть закрытый фонд,
К тому ж еще и жесткая цензура.
Литература похожа на фронт,
На нем воюют с русскою культурой
Но основой всему стала обычная грамота. И великие люди Древнего мира, занимаясь  важнейшими государ-ственными вопросами, находили время и для создания бес-ценных для нас письменных творений авторов древности. Скажем, фараон-реформатор Аменхотеп IV или Эхнатон  не только собирал папирусы, но и сам создавал поэтиче-ские произведения; сохранились его стихотворения, по-священные жене своей, красавице Нефертити.
 Предлагаю читателю ознакомиться с текстом, до-шедшим до нас из времен расцвета государства древности – Ассирии:
«Я, Ашшурбанапал,  постиг мудрость Набу, все искус-ство писцов, усвоил знания всех мастеров, сколько их есть…Я изучил ремесло мудрого Адапа, постиг скрытые тай-ны искусства письма, я читал о небесных и земных построй-ках и размышлял над ними. Я присутствовал на собраниях царских переписчиков. Я наблюдал за предзнаменованиями, я толковал явления небес с учеными жрецами, я решал слож-ные задачи с умножением и делением, которые не сразу по-нятны…»
Величие царя ассирийского Ашшурбанапала вырази-лось в том, что он создал первую огромную библиотеку из сотен тысяч глиняных таблиц с клинописным текстом. По-хоже, царь понимал значимость грамоты.
А создатель великой библиотеки в Александрии Пто-лемей Сотер!..
А русский царь Иван Грозный, библиотека которого каким-то таинственным образом исчезла!.. Поисками пропа-жи занимались долго, без положительного результата. Может кому-нибудь повезет, найти ее?
Грамота до русского села долго добиралась. Не то до-рог к селу не прокладывали, не то узки и кривы они были, не то – просто затерялись в бескрайних просторах России, но только еще в царский период времени известный книгоизда-тель России – Сытин Иван Дмитриевич говорил о том, что на селе пользуются особенным спросом лубочные картинки, а не книги. Поменьше текста, побольше изображений! В этом  и герой моей повести мог убедиться, проживая когда- то в  районном центре Тамбовской области селе Шахмань. Молодежь уже начала тянуться к книге в то время, когда взрослое население оставалось в большинстве своем неграмотным. Не добралась еще сюда система объявленной советским правительством поголовной ликвидации без-грамотности
Село неграмотным было.
Село – не город, все же?..
Работы тут,- чуть рассвело,
Не сделать, - лезь из кожи!

Животные мычат, ревут;
Гогочет, квохчет птица…
Не посидеть и трех минут –
Созрели рожь, пшеница!

Село не знает выходных,-
И в праздники работа,-
И стариков, и молодых
Преследуют заботы.

Когда тут с книгою сидеть?
Вот посмотреть картинки б?!
Загнать пернатую под клеть,
Да корму дать скотинке…

Тут подступает темнота,
Устало ноют члены…
Теперь деревня уж не та,
Дождалась перемены!!!

И грамота пришла в село,
Все грамотными стали.
И в город многих увело,
От тяжких мук устали!

Забиты окна крест-накрест,
Развалины, проломы…
И отдают крестьянам честь
Бурьяны, да вороны!
Мы с вами говорим о значении книги, но ведь не так легко было написать «дельную» книгу, а тем более – издать ее?
«Ученье – свет, а неученье – тьма» -
Девиз пришел из глубины веков.
Но жили все властители ума
В тисках невидимых и видимых оков.

Над временем подняться каждый мог.
Но с риском потерять вместилище ума,
Из сотен выбираемых дорог,
Реальней были плаха и тюрьма.

На ум – узду, остановить бы бег!
Но разум не сломить, не хватит силы.
Звездой с небес нам светит Улугбек,
Забвением не стала и могила!


Рецензии