64. В. Агошков. Урочища Кундасово и Шапкино

64. В.Агошков.

*УРОЧИЩА КУНДАСОВО И ШАПКИНО.

В Атласе Московской области исток Москвы-реки находится между урочищем Кундасово и нп. Шапкино.
Кундасово=Гундасово. В моём с. Становой Колодезь «гундосить» значит «хныкать, плакать», или говорить гнусаво, в нос. В.И. Даль к слову ГУНДОРА даёт такое толкование: болтун, говорун, тараторка. //новгородское, московское, толстый, неуклюжий, тяжёлый на подъём человек.

Применительно к большому озеру – «коровьему вымени», это так и могло быть. Но, скорее всего, здесь мы встречаемся с более современным переводом слова Гундора.
 
Урочище Кундасово напоминает нам абхазскую красавицу ГУНДУ и КОНДОВЫЙ лес (Контовый=ОКАНТОВЫВАЕТ что-то).
У В.И. Даля находим слово КОНДА: Боровая, не болотная сосна, крепкая, смолистая, растущая на сухом месте. Древесина её бывает красноватой, и дерево ещё называют РУДОВЫМ.

КОНДОВЫЙ лес – крепкий, плотный и здоровый, не трухлявый.
ВООБЩЕ: дошлый, превосходный, первой руки.
Интересно, что у КОНДОВЫЙ есть антоним МЯНДАК, МЕНДОВЫЙ. Кондовый лес с малою болонью; Мендовый – рыхлый, блонастый, и потому скорее трухлявеет…
 
Здесь заложена важная для нас информафия. Во-первых, кондовый лес растёт не на болоте, а на сухом месте. Следовательно, говорить и писать о том, что р.Москва вытекает из БОЛОТА, нет смысла. Урочище Кундасово протестует против такого утверждения.

Рудовая сосна: в Подмосковье имеются и речки Рудка, Руденка, Рудневка, Рудница, Рудня, Рудь, Руза?, Рудаковка, и ур. Рудаково, и нп. Руднево, Рудаково, Рудино, Рудины, Руднецово, Рудня-Никитское и др. Не все топонимы отвечают нашим требованиям, но мы их привели.

А такие понятия, как МЯНДАК, МЕНДОВЫЙ, прямо отсылают нас к корню *MUD-. Если, по Далю, Кондовый лес – с малою болонью, то Мендовый – более рыхлый и блонастый. Однако и лес Кондовый, и лес Мяндак, Мендовый произрастают в тех местах, которые являются источниками, матками, колбами, люльками. И не антонимы они, с противоположным смыслом, а лишь указывают на наличие суши и воды. А такое различие появилось, конечно же, позже.
 
Итак, ур. КУНДАСОВО считается для многих рек Московской области МАТОЧНИКОМ, источником, саморождающим местом, блоной=бронёй, оболочкой, сорочкой, чревом.
И не потому ли и церковное понятие КОНДАК есть краткая песнь во славу Спасителя, Богородицы или святого.
 
Так, севернее г.Каширы имеется нп. Кондрево, тут же нп. Каменка (от КАМА?), южнее – нп. Зыбино (ЗЫБКА – «люлька»). Впрочем, этот район мы уже называли, кроме разве такого топонима, как ур. Хахлево, недалеко от нп. Мощаницы.

КОНДАЛАЙ – лось. КОНДЫК – кадык.
В городе Обояни девки кондырем повязываются. Кондырь – курское, козырёк у фуражки; // девичья повязка из платка.

Ур. Кундасово могло быть названо как северянами, так и вятичами. Не исключаем того, что на месте ур. Кундасово стоит языческий КАМЕНЬ=КОЗЫРЁК, из-под которого вытекает ключ. Если нет такого камня, то я бы его поставил, как символ начала большой реки Москвы.

В.И. Даль привёл и слово КУНДОСИТЬСЯ (с кем), смоленское, возиться, носиться, хлопотать, пестоваться. Урочище Кундасово носится, хлопочет, так как нужно выпестовать многочисленные истоки рек!  Вспомним ПЕСТ маслобойной ступы...
 
*
КУНИЦА И ДЕВИЦА.
Видимо, урочище Кундасово связано и с добычей КУН, КУНИЦ – зверьков, куниц каменных. (Не случайно на р.Лусянке находится нп. Каменка). Сватая девку, её величают куницею. Куна, или кунья мордка – старый денежный знак, когда бельи, куньи, собольи меха заменяли деньги. Куницу, лисицу, золотую гривну да стакан вина – просят за выкуп невесты. Отдай за куницу красну девицу.
 
Повар, повар батюшка, повариха матушка, стань на куньи лапки, на собольи пятки – приговаривает дружка.
А почему вдруг ПОВАР-БАТЮШКА, ПОВАРИХА-МАТУШКА?! Не связано ли это как-то с местным районным центром УВАРОВКА?!
ВАРИТЬ = ВАР=АР=РА?! То есть РОЖДАТЬ!
В.Н. Дёмин соотносит глагол ВАРИТЬ со славянским языческим богом Солнца – СВАРОГОМ= СВАРУНОМ = ВАРЯГОМ?

Варяг=Валяж= Вальяжный? Лавяж=(и хлеб Лаваш)= Любовь! Нп. Варищи видим восточнее г. Каширы, у нп. Озеры. Здесь же нп Большое Уварово.
 
Кунь да соболь бежит, а баранья шуба в санях дрожит. Куничник, лесник, куний промышленник. Кунеть – о девушке: вступать в возраст. Кунный – обильный, дорогой. Видимо, последнее и определило название нп: Барыши, Приданцево, Липуниха, Цветковский, Батюшково (Смоленская область).
 
Есть другие топонимы, говорящие о том, что в верховьях Москвы-реки жители добывали себе куниц, и всю жизнь свою связывали с этим дорогим зверьком: Куминово (Тверская область, Дмитров), Кунавино, Кунилово (Талдом, Шаховская), Кунисниково, Кунцево (два), Куньи Выселки, урочище Кунья Вершина, р.Кунья (течёт севернее г.Сергиев Посад, недалеко от истоков находится нп. Мехово, урочище Лискино /лиса?/; есть левый приток Вокша=Векша?).

Лусянка=Лисянка? Нп.Лисавино (Руза, Истра), Лисавы, Лисенки, Лисинцево, Лисицино, Лискино (урочище), Лисьи Норы, р.Лисянка.

В.И. Даль составил свой Словарь в середине XIXв, а археолог Т.Н. Никольская рассказала нам о Древней Руси до XIIIв, а такое чувство, что традиции вятичей и прочих племён дожили в неизменности до начала ХХв. Самое время сказать, что слово КУНАК (друг, с кем делю хлеб-соль) могло быть и московским!
 
КУНДАСОВО=КУТАСОВО?: Кутас – шнур с кистями, подвеска на шнуре, бахромчатое украшенье; мордовский женский наряд; аксельбанты. Тверское, подвесной колокольчик, ошейник на рогатый скот с боталом (клёпаный колокольчик); гремок, глухарь, бубенчик. Хмель кутасится, вьётся кутасами…

Отсюда нп. Бражниково, река Хмелевка, нп. Хмелевая, Хмелевки, Хмельники, Бражкино!


(С) В.И. Агошков.


Рецензии