Студент Эрнст Неизвестный

НА СНИМКЕ: Горельеф «Яков Свердлов призывает уральских рабочих к вооруженному восстанию» работы студента Московского художественного института им. Сурикова при Академии художеств СССР Эрнста Неизвестного

После войны Неизвестный долгое время залечивал раны, полученные в конце войны и, хоть и передвигается на костылях, преподаёт черчение в Суворовском училище Свердловска.

Немного оправившись, он едет учиться в Ригу, в Латвийскую академию художеств. Эрнст, как и многие демобилизованные, ходил в гимнастёрке со всеми орденами и медалями, нашивками за ранения, которыми очень гордился. Этим он сильно раздражал своих однокурсников, многие из которых были настроены антисоветски. И ему отомстили. Однажды Эрнст сунул руки в свое ведро с глиной и вытащил их в крови – кто-то подсыпал в его глину осколки стекла. Он собрал вещи и уехал учиться в Москву.

Он поступил в Суриковский институт в 1947 году, а вот жить ему было негде. При поступлении он вынужден был написать заявление, что не претендует на общежитие, - это была для иногородних обычная практика в московских и ленинградских вузах. Иногда он нелегально жил в общежитии института, а когда изгонялся бдительными стражами, спал на вокзалах. Одновременно он поступил на философский факультет МГУ.

В институте он заинтересовался катакомбной культурой (она была распространена в XXV-XX вв. до н.э. на территории от Приуралья и Северного Кавказа до низовьев Дуная):

- Понятием “катакомбная культура» воспользовались я и мои друзья в 1949 году для того, чтобы определить, чем мы хотим заниматься… , - вспоминал впоследствии Эрнст Неизвестный.

В Институте имени Сурикова Академии художеств СССР Эрнст Неизвестный был хорошим студентом.

Работа третьего курса получила международную медаль и была приобретена Третьяковской галереей (к сожалению, этой работы в интернете я не нашёл).

Работа пятого курса “Строитель Кремля Федор Конь» была выдвинута на Сталинскую премию и куплена Русским музеем (и этой работы Эрнста Неизвестного я не нашел в интернете. В Смоленске установлена скульптура Федора Савельевича Коня, автор которой – Олег Комов).

Эрнст Неизвестный как-то обмолвился, что он лепил Джордано Бруно, но следов этой работы мне найти не удалось.

«Разногласия с соцреализмом в институте возникали в первую очередь у фронтовиков. Многие из этих молодых людей были даже коммунистами, но их переживания, их жизненный опыт не соответствовали гладкописи соцреализма. Мы не теоретически, а экзистенциально выпадали из общепринятого, нам требовались иные средства выразительности. На меня выпала судьба быть одним из первых, но далеко не единственным. К тому же кругу относились Юрий Васильев, Оскар Рабин, Сидур и др.

Тем не менее, возвращаясь на каникулы к родителям в Свердловск, Эрнст Неизвестный выполняет заказы на памятники, и эти работы выполнены в реалистическом стиле.

Первой работой такого рода является горельеф с изображением одного их вождей революции и первого главы советского государства (Председателя ВЦИКа) Якова Михайловича Свердлова, в честь которого в 1924 г. и был переименован Екатеринбург (в 1991 г. городу было возвращено прежнее имя, но область по-прежнему именуется Свердловской). Горельеф, созданный Эрнстом Неизвестным, называется: «Яков Свердлов призывает уральских рабочих к вооруженному восстанию». Другой работой является скульптура «Яков Свердлов знакомит Ленина со Сталиным».

Я нашел об этом в интернете статью Ксении Дубичевой «В Екатеринбурге в сарае отыскали работы раннего Эрнста Неизвестного» (http://www.rg.ru/2009/05/27/reg-ural/ernst-anons.html ), выдержку из которой и привожу ниже:

«Заказ на оформление новой экспозиции в музее Свердлова он получил, будучи студентом Суриковского училища. Для музея он выполнил две работы - горельеф "Яков Свердлов призывает уральских рабочих к вооруженному восстанию" и скульптуру "Яков Свердлов знакомит Ленина и Сталина". По отзывам специалистов, студенческие работы сделаны добротно, хорошо проработаны и, хорошо присмотревшись, в них можно заметить экспрессионизм, свойственный более поздним работам скульптора.

В 1976 году, как только Неизвестного выслали в Швейцарию [Здесь неточность: Эрнста Неизвестного не высылали из страны, он сам решил уехать, причём не в Швейцарию, а в Австрию. МК], руководство музея моментально изъяло скульптуры из экспозиции, даже не дожидаясь письменного указания из Москвы, - во всяком случае, такого документа в фондах музея нет. Сохранились скульптуры благодаря подвижничеству музейных работников: их спрятали в сарае, выполнявшем роль фондохранилища и сумели не разбить в ходе многочисленных переездов. Горельеф пришлось распилить на четыре части. Естественно, к нашему времени эти выполненные из тонированного гипса фрагменты приобрели плачевный вид, не обошлось и без утрат».

В 1992 году скульптора попросили вновь смонтировать горельеф. Думали, что навсегда. В монтаже Неизвестному помогал екатеринбургский скульптор А.В. Гробов. Но через десять лет из-за тотальной реконструкции [и «охлаждения» отношений со скульптором. МК] горельеф вновь разобрали и засунули в какой-то сарай.

В 2008 году музейщики [скорее, администрация города. МК] снова раскаялись и решили восстановить гипсового Свердлова, ведущего на борьбу рабочих. Как никак – артефакт. Но к этому времени от горельефа оставались лишь обломки. И вот тогда пригодился скульптор Гробов. Он помнил, как выглядела в 1992 году скульптура, помнил, как они вместе с Неизвестным работали над ней. И по памяти сделал все, как было.

Этот уже в третий раз собранный горельеф сейчас украшает лестничный пролет второго этажа достроенного Музея истории Екатеринбурга.

Продолжение следует:


Рецензии