Вспоминая себя на ЗИЛе 13 - Бокс вместо библиотеки

На этом снимке, снятом видеокамерой в девяностые годы, хоть и плохо, но виден двор нашего цеха. Конечно, теперь в ГУГЛЕ всё это видно лучше, но там современная съемка, а это всё же 1994 год. Внизу, где цифра 22 - крыша четвёртой проходной, вернее, той столовой над ней (про которую я так много написал). Во дворе наш автопарк, а за ним корпус, что повыше – песочно-белый - это и есть сборка двигателей.

Продолжая вспоминать СЕБЯ, неизменно приходится рассказывать совсем не о себе. Вот, например, бокс вместо библиотеки. Звучит совершенно антинаучно, какое-то техническое помещение вместо  храма знаний.
Перво-наперво, я должен опровергнуть ту напраслину, которую я навёл на ту работу, которую ещё и не начал делать. Во-первых, это не просто библиотека, а некоторое хранилище тех отчётных материалов,  которые насобирались за время испытаний и вообще всего экспериментального. Конечно, это хранилище знаний, но это больше технический архив,   чем библиотека. Во-вторых, естественно, не шла речь, чтобы всё это ликвидировать, а даже скорей наоборот, сохранять ещё тщательней, и создать условия для самих хранителей архива  лучше, чем там, на старом месте.

Разобравшись с библиотекой, давайте рассмотрим, что это за бокс  для испытания  двигателей. Сразу оговорюсь, если библиотеку практически можно построить в любом месте, лишь бы было тепло и сухо, то бокс для испытаний МОТОРОВ построить абы где просто невозможно. Все такие боксы в нашем цехе располагались вдоль стены корпуса, выходящей во двор на ту дорогу от проходной, которая уходила  дальше на всю территорию необъятного ЗИЛа.

Для описания полной картины нашего экспериментального    окружения другими цехами стоит пройти от новой ЧЕТВЁРТОЙ проходной, над которой была новая столовая.
Так вот, сразу после выхода на территорию завода из новой ПРОХОДНОЙ, слева был наш двор, заставленный автомобилями, а за ним возвышался корпус ДВИГАТЕЛЕЙ, в который я бегал, изобретая свой щуп, определяющий объёмы двигателей без разборки. Большого нового прессового корпуса (на заднем плане) в то время ещё не было, а справа сразу начинался наш ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ корпус, а за ним ещё дальше справа начиналась городская территория, вернее просто городской проезд.
Кстати, идя по этой дороге уже после того, как кончалась наша экспериментальная территория, от дороги справа стоял ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, а дальше за ним КОРПУС  ОКРАСКИ, очень современный, практически фантастический цех. Слева, вдоль дороги от ВЦ и цеха окраски начинался огромный АРМАТУРНЫЙ
КОРПУС.

Столь длинное описание расположения корпусов я включил для тех ЗИЛОВЦЕВ, которые случайно прочтут мою писанину и  порадуются своим личным воспоминаниям, как они когда-то ходили этим маршрутом через проходную № 4 на свою любимую работу.
Мне же это описание ещё пригодится, когда я дойду в своём повествовании до момента моего покушения на соседний ГЕЛИЕВЫЙ заводик, территория которого по размеру соизмерима с нашим экспериментальным корпусом, и который располагался как раз за тем городским проездом, который был как бы с другой стороны экспериментального корпуса.

МОТОРНЫЙ бокс - это помещение, которое можно располагать только на земле и желательно с окнами, смотрящими на улицу или хотя бы во двор.
Во-первых, надо учитывать присутствие взрывоопасного бензина, который льется рекой прямо из нашей цеховой бензозаправки для    всех наших автомобилей и боксов в том числе. Заправка была во дворе  цеха прямо напротив этих боксов, и там уже предусмотрена специальная топливная магистраль.
Столь же важен и отвод выхлопных газов, и там вдоль стены  корпуса также проложена специальная труба с принудительным отсосом этой «прелести».
Теперь, для полноты картины - температура от нагрева двигателей,  само собой, хорошая, и очень сильный грохот также для любителей послушать приятное. Специально для них ужасный грохот присутствовал сполна в любом двигательном боксе.
Практически во всех наших моторных боксах было по два стенда для испытаний, а это два грохочущих грузовых МОТОРА, причём часто работающих день и ночь для получения постоянного круглосуточно износа.
Так вот эта техническая библиотека занимала именно такое  ценнейшее место, причем последнее в нашем цеху. Таких удобных мест именно для моторных боксов больше не было. Занимая площадь для ДВУХ таких боксов, она съедала четыре моторных стенда. Если моторных боксов всего штук шесть-восемь, я точно не помню, то ещё два дополнительных - это вполне существенно, чтобы задуматься,  особенно для ПАРАДАШВИЛИ, как зама по специальной испытательной  работе. 
Для начала работы требовалось уже не такое простое решение -  куда пересаживать БИБЛИОТЕКУ? Начались мучительные поиски  нового места для библиотеки, к поискам которого я не имею никакого отношения. Этот вопрос, конечно, не мой, я не ПАРАДАШВИЛИ. Если честно, то и к переселению самой библиотеки я имел чисто косвенное отношение. Единственное что пригодилось, это мои универсальные стойки, которые я разработал для нашего двухосного бюро в самом начале своей деятельности на заводе.
Модельщики, увидев меня, обрадовались очередному моему заказу, который  состоял из трёх чертежей, но зато в очень большом  количестве повторов. Понимаете, у них действительно всегда практически индивидуальные работы, причём всегда сложные, но у них, как и у всех в нашей стране, зарплата исчислялась в количестве вала в штуках и прочей нормативной «дребедени». Мои  бесчисленные стойки - это вал, а значит, хорошая премия. Теперь ПОНЯТНО, почему меня полюбили МОДЕЛЬЩИКИ?

Итак, БИБЛИОТЕКУ мы переселили в инженерный корпус, кажется,  на пятый этаж. Конечно, они были рады несказанно, ведь на шестом  этаже инженерного корпуса столовая, и не только. На старом месте внизу за стеной у них был моторный бокс, за окнами на улицу бензо-магистраль и труба с выхлопными газами, теперь всю эту «прелесть» они потеряли навсегда.
А для меня осталась совсем ерунда - построить ДВА моторных  БОКСА. Вот тут и начались мои заморочки на голову ПАРАДАШВИЛИ. Ему ведь что? Скорей начать крутить новые двигатели в новых боксах. А мне чего? Мне, главное, создать что-то такое, чего раньше НЕ БЫЛО. Как видите, мои желания совершенно   не совпадают с ПАРАДАШВИЛЕВСКИМИ интересами. Ему быстрей,  а мне новей, и, естественно, моё желание куда «ДОЛЬШЕ» в исполнении.
Наверное, ПАРАДАШВИЛИ в очередной раз задумался - и зачем только он сам попросил меня перейти к нему работать. Я же до перехода под его крыло уже много к кому успел походить, пока,  правда, в пределах УКЭР (Управление конструкторской экспериментальной работы).
Многих начальников я полностью «изнасиловал» за эти первые десять лет работы. Поняв, что мои интересы полностью расходятся с ПАРАДАШВИЛЕВСКИМИ, я пошёл, конечно, выше, к начальнику цеха ХАПЛАНОВУ Николаю Гаспаровичу, и вплоть до главного конструктора КОШКИНА Владимира Константиновича, но в продвижении моей идеи самой главной опорой стали те работники  цеха, которые были способны мыслить неординарно.

Итак, что же такое я НАИЗОБРЕТАЛ на этот раз. А наизобретал я совсем невероятное и очень сложное, а главное, удлиняющее срок  ввода в эксплуатацию моторных БОКСОВ как минимум в ДВА раза, а то и более.
Я уже упоминал, что испытания сопровождаются совершенно оглушительным грохотом моторов, работающих на полную  мощность. И даже при наличии специальных кабин для испытателей, порой в  них надо сидеть в наушниках - глушилках.
Естественно, я не мог пройти мимо такого фактора. Главное, я, как  и все понимал, что на улице, в самом автомобиле нет такого грохота, а здесь есть. Эта проблема висела в воздухе сама собой, и даже ответ   был без меня многим известен. Двигатель на машине колеблется и  трясёт весь автомобиль, а у нас двигатели стоят на бетонных фундаментах, зарытых в землю, да ещё в закрытых помещениях, и грохот возрастает МНОГОКРАТНО.
Опять элементарная идея, а почему не сделать фундамент под двигателем соразмерным автомобилю и не поставить его на пружины, имитируя подвеску и колёса. Вы не поверите, но многие сразу закричали, что это, мол, НЕВОЗМОЖНО, там как минимум пять тонн, какие пружины, да это всё сползет, развалится и тому подобное. Вот  тут одного МАЗЕПЫ уже мало, надо как минимум полцеха переманить на свою сторону.
НАЧАЛ с главных - с ДВИГАТЕЛИСТОВ. Те вроде сразу поняли, что  в первую очередь это для них, а потом для тех, кто ходит рядом с их боксами.
Победив ПАРАДАШВИЛИ надо было победить ещё проектировщиков Проектного Управления. Не мне же чертить чертежи для Строй ЦЕХА. Выдавая задание, я, конечно, полностью разъяснил, как я себе это представляю, и как это должно выглядеть и работать.

В боксе мы делаем армированную бетонную ванну размером метра два шириной и шесть длиной, чтобы сразу на два стенда хватило. Потом ставим несколько рядов вагонных пружин прямо на дно этой ванны, пока отдельно для пробы только на один стенд в отдельности. Кладём на пружины лист толстого металла размером под наш будущий стенд, привариваем к этому листу борта, получаем короб с высотой стенок с полметра, не больше, вполне этого хватит. Потом привариваем промежуточные растяжки для прочности короба и заливаем этот короб просто бетоном. Получаем фундаментную плиту, по весу как бы равную весу автомобиля. Плита уже стоит на пружинах и, естественно, с зазорами по краям, чтобы можно было ей трястись легко и  свободно. Сверху этой плиты устанавливаем специальную станину и закрепляем, как положено, двигатель. Теперь он трясётся в более естественных условиях, чем во всех других старых боксах.

Хотя реконструируемых боксов у нас два, но такой фундамент только там где была библиотека и новых стендов должно быть два, но мы не можем делать сразу два, мы должны построить хотя бы один и посмотреть, что будет. Сами понимаете, работа растягивается на большой срок. Я же в роли инженера - строителя МОСТОВ должен дать негласную подписку: потом, когда построят, стоять под этим мостом, пока его испытывают на прочность.
Это вам не кастрюля, которую могло разнести с минимальными последствиями, здесь при неудаче не только меня не погладят по головке, а и всем тем, кто на моей стороне мало не покажется.

Тем временем работы в реконструируемых боксах складывались не только из строительства самих фундаментов на пружинах, там вполне было много и другого. Например, мои любимые антресоли, столь же необычные и в чем-то опять бесфундаментные, да и установка кран-балки там, где её не было вообще. Библиотека и кран-балка - это скрещивание ЕЖА и УЖА. Вот поэтому, как пишут в БРАЗИЛЬСКИХ сериалах - продолжение следует.


Продолжение:
14. - Фундамент на пружинах              http://www.proza.ru/2013/07/24/1836


Рецензии