Первые годы самостоятельной работы

НА СНИМКЕ: Одна из ранних работ Эрнста Неизвестного


От Суриковского училища до Манежа

В 1954 году он окончил институт, но в жизни мало что изменилось. У него по-прежнему не было даже собственного угла.

Эрнст обратился к Меркулову, одному из ведущих скульпторов Москвы с просьбой взять на работу. Подметал полы, бегал за водкой, помогал в лепке и рубке камня.

А еще за ночлег работал истопником у скульптора Кербеля. Зимой ранним утром разбивал смерзшийся уголь и тащил его в мастерскую, чтобы истопить печь. Потом голодным и не выспавшимся шел на другую работу.

Он был нищ и бездомен. И однажды бритвой вскрыл себе вены. В больнице следователь все интересовался: "Кто довел его до самоубийства?" Эрнст ответил, что просто устал от жизни. Ему опять повезло. Он после ранения состоял на учете в нервно-психиатрическом диспансере, и от него быстро отстали.

Сам Неизвестный говорил об этом периоде своей жизни так:

«Такие могикане соцреализма, как скульптор Манизер, мой профессор, которого я глубоко уважаю до сих пор, ко мне очень хорошо относились. Кроме того, я не гнушался работой помощника скульптора ни у кого: ни у Меркулова, ни у Вучетича, ни у Томского, ни у других крайне официальных художников. Я был идееносен, я много им подсказывал, выполняя не только обычную черновую работу, делал эскизы, и они меня рассматривали как своего, как некоего преемника и продолжателя, будущего академика. Все это давало мне основания для гладкой карьеры».

Всё изменила выставка в Манеже и стычка с Хрущёвым.

Продолжение следует:


Рецензии