Версия

                Отрывок из повести "Орды".
12 апреля 1158 года заложил князь Андрей Успенский собор во Владимире, а летним днём того же года отправился с иноком Киево - Печёрской лавры Нестором в мирный поход. Не мечом,а словом, иконой Владимирской Девы Марии и с крестом равнозначным решили они пройти по землям,чтобы соединить воедино и укрепить веру крестьянскую. Побывали в Корсуни, у своих дальних родичей, потомков князя Мстислава Владимировича, принявшего княжение Тьму Таракании ещё в 1022 году. Но потерялись за эти годы потомки князя среди хазарских евреев и родниться с руссами не пожелали. Поднялись князь Андрей с иноком Нестором  по Днепру до верховья его, погостили в Киеве, но и князь, Всеволод  Олегович  встретил их неприветливо. Днепр, как грань, разделил земли руссов и славян, не давая возможность разливаться злобе, накопившейся у этих народов друг на друга.
-Сия неприязнь здесь долгие годы будет! -пророчески сказал тогда инок Нестор, увидев своими глазами вражду, разделившую соседей. -Славен считает земли эти своими, а руссы -своими, а потому вражда вечна будет, как и земля эта!
Миролюбивый князь Андрей только посмотрел на инока и покачал головой.
-Уйти бы нам в Великую Русь, да и там места мало - проговорил он.
Побывали они в колыбели городов русских, Великом  граде, что в устье реки Ока стоит ещё со времён Рюрика. Но и там покоя не было! Великим Городом Вече правило. Толпа народная правит, а она переменчива.
-То не правление, а так- ветер в поле! Куда дунет, туда и травы склонит. Кто крикунов соберёт более, у того и правда. -Князь Андрей с опаской смотрел на шум и крики в толпе, когда Вече решало одну из дум своих. -Чтобы Руссию единой сделать, нам нужна твёрдая власть, а не базарная брань. Пятернёй сильно не ударить! В единый кулак нужно собрать силу руссов, коли народ и веру и Отечество своё спасти хотим!
Посмотрел князь Андрей на славянские города, Псков, Полоцк, Новгород. Пробовал уговорить славян северных отказаться от распрей с руссами, но слово его оказалось напрасно. Славяне уже разделились верой  надвое - одни вернули богов языческих, другие под католиков пристроились.
-Пеньку молятся, осине поклоняются, лаптем обуваются  -с возмущением проговорил инок Нестор, попытавшись увещать славян венедских.
Понял тогда князь Андрей, что не найти ему опоры в землях славянских и решил то пробовать в землях руссаков.
Из Нового Града пришёл князь по реке Каме в Великую Пермь. Подивил князя народ местный своим умением мечи железные ковать и латы.
-А вот я у кумыков видывал мечи другие-лёгкие, быстрые, заточены только с одной стороны, по длине кривы и остры. Таким мечом они наших воинов рубят быстрее, чем они свой тяжёлый меч поднимут. Да и рука устаёт менее. Вы такие ковать умеете? -и князь нарисовал прутом на земле какие сабли дамаскские у сельджуков ему видеть пришлось. Мастеровые удивились новинке и обещали в следующий раз подарить князю такой из Златоустовской стали.
Прошёл князь Андрей по Каменному поясу в улусы охотников. Народ там дикий, по лесам прячется, зверя бьёт, золото моет и его дома застать трудно. Одни старики, жёнки да дети в селениях. Остальные все  в лесах промышляют. Приютили они князя,но веры в себя не дали. Луками они владеют хорошо, но меча в руках отродясь не держали. И коня как седлать не знают. К тому же лесной народ кержаков хоть и диким называют, но добр  душой. Злости воинской в нём нет. Не зря про них соседи говорили:
-Пермяк - солёны  уши! Они от убитого на охоте зверя прощенье просят!
Понял князь, что и  здесь ему войска не набрать. Для  войны с быстрой конницей половцев и кумыков нужна новая рать. Тяжелые мечи русского воина и неумение владеть быстрым конём не могли справиться со степным народом. Половцев и печенег многие годы воевал Мономах, будучи в Переславле, но, как вода, уходили всякий раз степняки от его войска и нападали на города руссов в другом месте.
Поговорил князь о том со старейшинами Диких и посоветовали они попытать счастья у карасаков, что жили на реке Гиик и у Синего моря. Пошёл князь Андрей из Великой Перми по Каменному поясу в степи Синего моря и встретился на берегу Гиика с племенем потомков массагетов. Они народ индо- иранской расы, оседлый, воинственный, наездники каких мало степь знала. В этих краях они живут от сотворения мира и видели многих пришлых людей от царя Кира до ханов кумыкских и всех выгоняли со своей земли. Им пастбища и табуны свои защищать надо, потому как не кочуют они по степи, а живут станицами. Кочевнику просто -он за своим стадом идёт и всё своё добро везёт в седле или телеге. Ему терять нечего, а у гузов дом и хозяйство в одном месте. Потому всегда с собой и сабля, и копьё, и лук за седлом держит. Степь широка, в ней всякий люд бывает. Гузы- ростом  высокие, стройный, волосом светлые, синеглазы, на головах высокие чёрные шапки -папахи из шкуры ягнёнка, на ногах сапоги кожаные носят даже летом. Соседи их называют руссы, а хазары, для которых произносить звуки  "р"  затруднительно, потому и говорили -гузы или огузы. Это название народа и осталось в церковных списках для потомков. Но чаще степные народы  гузов называли Черными клобуками за высокие чёрные папахи на головах.
Князя Андрея гузы встретили  мирно - гость у костра с щербой всегда  в радость. Особенно поразил их дорогой оклад иконы Божьей Матери и крест равноконечный на княжеских хорунках. Такому кресту поклонялись их  предки- несторианцы, последователи епископа Нестория, но не знали гузы Греческой Божьей матери, а потому и были поражены богатству её изображения. Немало в теплом приёме послужили и справедливые слова инока Нестора. Степной народ ложь и обман  не приемлет, слову сказанному верит, а того, кто хитрит и обманывает, прогоняет или убивают. Удивление убранству иконы Девы Марии и красивым хорункам было так велико, что многие из гузов согласились на крещение, что и сотворил отец Нестор с удовольствием и дал им напутствие Всевышнего жить во благости и мире.
Побывал князь Андрей и в Иркуте, столице Беловодья.  Местное племя караитов были крестьянами -нестерианцами и приняли князя как своего соплеменника.
Тем временем пришла весть о смерти  князя Георгия в Киеве и Андрей заторопился домой, чтобы принять княжение отца. На Гиике остановился, набрал рать конную для охраны и вернулся в Киев. Так появились на земле руссаков первые отряды Чёрных клобуков. Поселились они по границе Владимирского княжества под Рязанью. Сами Чёрные клобуки называли себя карасаками и вскоре руссы и славяне стали  называть их коротким словом- касаки.
Приняв Великокняжение, попытался князь Андрей добрым словом восстановить мир в Киевской Руси, но понял, что сделать это невозможно и вернулся во Владимир. Киевляне это приняли как слабость князя и стали ещё больше сближаться с католиками и устраивать бунты. В 1169 году терпение  князь Андрея кончилось и он повелел разорить Киев, чтобы католическая крамола не прошла в земли руссов. Не было у него больше надежды на славянские города, и стал он создавать государство, объединив  Великую Русь и Великую Пермь, чтобы создать единое царство.
В 1170 году было основано новое государство Руссия, а князь Андрей объявлен её первым Царём - Самодерж-цем. С тех пор и стал народ называть князя Андрея Боголюбского Первозванным.


Рецензии