Тайна метафизической гравитации

Кого можно назвать человеком, противопоставляя его человекоподобным? – Только того, кто равновелик космосу. Обыватель спит, плодится, все физиологические акты присутствуют, плюс умеет подчинять других, чтобы всё ему было как на блюдечке – человек? – нет, проточеловек, личинка человека, способная прогрызть дыру в стене, мало чем отличающаяся от прочих природных существ.

То, что выводит человека из стаи и стада – мышление. Мышление в основе своей – отражение. Миллионы лет Вселенная совершенствует эту способность, осознавая себя через мыслящего. Сама себе зеркало.

Не так уж трудно понять, что ты и природа есть одно, что ты и другой человек – одно, что ты необходим другим людям, как и они тебе, что природа так же нужна человеку, как и человек природе.

Подобное притягивает подобное. Эта метафизическая гравитация и есть любовь в её высшем проявлении.

С низшими проявлениями всё понятно. С любовью к истине сложнее, выше истины нет ничего. Не путать с правдой. Правда легко заполняет газеты и умы граждан, меняя окраску и форму в зависимости от того, кто нынче у руля. Истина смеётся над политикой и равнодушна к морали, не имея нужды появляться на публике голой.

Истина в источнике своём есть тайна. К этому источнику человека влечёт жажда понимания, любопытство. Не голод, не похоть, не поиски власти – любопытство, стремление узнать, разгадать, понять, вникнуть. Человек, в отличии от человекоподобного, переживает предчувствие истины, стремится её познать, руководствуясь любопытством, как ребёнок. "Будьте как дети" – указание на любознательность, на путь к знанию, не на инфантилизм, подразумевающий драки "пацанов" и дележи сладкого.

Мы дети Природы.

С тайной понятно. Что дальше?  – Практика, та самая, которая лежит в основе прогресса, из любого открытия извлекающего пользу для обустройства жизни: надо растить детей, воспроизводя род человеческий, надо передавать эстафету. Практика обращает добытое знание в технологию, чтобы работали цеха, больницы и банки. Финансовые гении – трутни, паразитирующие на денежных потоках. Деньги делают деньги, по пути превращая причастных в идиотов потребления. Впрочем, мир человека, как и мир природы, интересен исключениями.

И всё? – Нет, не всё. Ещё есть сфера бесполезного, без которой становление человека немыслимо, а этого природа не допустит. Искусство – высокая бесполезность, сфера обитания образов, идей, красоты и смысла. Да, смысла, потому что полезное в осмыслении не нуждается, оно потребляется, вот и весь смысл, а искусство осмысляется и образует нематериальные ценности, материал для лучшей жизни. Лучшая жизнь – это не живот через поясной ремень свисающий, а когда душа поёт.

Природа порождает сознание и мышление – это её собственное естественное состояние, её цель и средство. Человек – орган природы, с помощью которого она движется к высшей точке своего развития. Подобно тому как миллиарды нейронов обеспечивают процесс мышления "элементной" базой, так и человечество есть материальное выражение природного процесса, которого человек ещё не понимает и в упор не видит.

Человек – тростник, но тростник мыслящий. Так сказал Паскаль, философ и математик, что нисколько не помешало ему быть сыном своего времени и усердно заниматься религиозными исканиями. Мышление, сосредоточенное на священных текстах и мистическом мироощущении, напоминает шаровую молнию: удивительное зрелище, но небезопасное для окружающих; с другой стороны – феномен, стоящий внимания беспристрастного исследователя. Культура превращает культ в произведение искусства, в памятник мысли, наконец.

Тростник звучит лучше, чем, скажем, кабан. Пусть будет тростник. Но, вообще-то, иной раз человечество ведёт себя по-свински.

Излишняя эмоциональность не способствует взаимопониманию, – напоминает внутренний голос. Что делать – я и сам ближе к животному, чем к тому человеку, ради которого мир творит свои чудеса.

Вернёмся к нашим баранам. То бишь, к самим себе.

Три момента сопутствуют человеку на пути к его призванию – Тайна, Технология и Творчество. Три "Т", как три удара молотком по шляпке гвоздя, или как стучат деревянным молотком, висящим у дверей, на манер дверного звонка – откройте!

Споткнувшись о три буквы, вспомнил «Из тени в свет перелетая…». Умудрился же Мавроди развесить на "МММ" липкую паутину "мани, мани, мани". Заманил, короче говоря. Долго ли ввести в соблазн путающего манну небесную с мани-мани? В ком из нас не живёт сущее дитя? Вопрос лишь в том, какие игры привлекают ребёнка и чего он боится.

Вот и я, играю в слова, что доходов не обещает, зато даёт повод посмеяться над собой. Не в деньгах счастье, – думаю я. А в чём же? – Это тайна. Пока разгадываешь тайну, глядишь, и жизнь прошла.


Двое студентов склонились над парой страниц, забытых преподавателем на столе.

– Знаешь, отчего Михалыча потянуло на тайну?

– Ну?

– Да у него роман с Юлькой со второго курса. Он думает, никто не знает. Вот дойдёт до хозчасти, где у него жена работает, будет ему и раскрытие тайн, и скандал за творческие отношения со студенткой.

– Ничего себе, метафизическая гравитация. То-то у него последнее время такая морда довольная…


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.